Детерминанты развития. Социокультурная детерминация в развитии. Влияние образования на развитие. Здоровьесберегающая среда как фактор развития человека. Созревание и развитие

Биологические детерминанты развития: наследственность, прирожденные свойства. Социокультурные детерминанты развития: среда (природная, социальная), культура. Здоровьесберегающая среда как фактор развития человека. Созревание и развитие. Варианты развития, предложенные Ю.Н. Карандашевым: развитие как рост, развитие как созревание, развитие как совершенствование, развитие как универсальное изменение, развитие как качественное, структурное изменение, развитие как количественно-качественное изменение, развитие как изменение, влекущее за собой новые изме­нения. «Развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изме­нения» (А. Фламмер). Изменения, происходящие в развитии, могут быть: количественными / качественными; непрерывными / дискретными, скачкообразными; универсальными / индивидуальными; обратимыми / необратимыми; целенаправленными / ненаправленными; изолированными/интегрированными; прогрессивными (эволюционными) / регрессивными (инволюционными). Созревание – часть общего процесса онтогенетического роста и развития, которая детерминирована наследственной программой. В терминах Л.С. Выготского, созревание – это линия (органического) развития, логически противопоставляемая линии культурного (функционального, социального) развития. Влияние образования на развитие. Представления Л. С.Выготского о проблеме соотношения обучения и раз­вития. Обучение не тождественно развитию. Обучение идет впереди развития. Зона ближайшего развития, уровень актуального развития.