Пример введения курсовой работы по дисциплине

«История политических учений» на тему:

«Мартин Лютер и его взгляды на проблему взаимодействия церкви и государства (по работе «О светской власти»)».

Введение

Актуальность исследования. На всём протяжении существования религиозной сферы жизни человека остро стоял вопрос об отношении государства к религии. Взаимодействие этих двух институтов определяло положение отдельного гражданина, социальных групп или даже целой нации, а также двигало ход истории и развитие политической мысли. Каждое государство в своём развитии прошло или до сих пор проходит процесс поиска оптимальной модели религиозно-государственного взаимодействия. И многие из государств (в основном это относится к странам Европы и к России) приходят к выводу, что самой оптимальной из моделей такого взаимодействия является модель сосуществования, но не слияния двух вышеназванных институтов. Эта идея своими корнями уходит к учению известного деятеля европейской Реформации[4] Церкви немца Мартина Лютера (1483 — 1546) о взаимодействии светского и духовного правлений. Сейчас мы видим реальное воплощение в жизнь основных идей Лютера о построении государственно-религиозных отношений. Являясь проводником духовных начал в общественной жизни, Церковь всё менее и менее вмешивается в дела государства, хоть и имеет определённое влияние на становление каждой личности, каждого гражданина государства. Сейчас преобладает мнение, что Церковь должна заниматься исключительно духовными делами человека, помогать ему в душевной борьбе. Поэтому многие государства прекрасно осознают значимость Церкви для каждого человека и предоставляют не только свободу совести каждому гражданину, но и полную автономию религиозной сфере. Аналогично и отношение Церкви к государству: религиозные деятели абстрагируются от политики, экономики.

Особенно актуальна выбранная тема исследования для нашей страны. Ещё недавно в России было строго отрицательное отношении к религии со

стороны властей, притеснение конфессий. Но сейчас ситуация меняется, и государство активно поощряет развитие религиозного воспитания человека. Но, тем не менее, модель отношений Церкви и религии ещё не успела выстроиться окончательно. Многие учёные приходят к выводу, что для России оптимальна как раз западная модель такого взаимодействия, то есть, сосуществование, но не поглощение одной сферой другой[5]. Существование ведущей конфессии не предполагает ущемление прав религиозных меньшинств, а государство поддерживает развитие религиозной сферы.

Но, тем не менее, эта ситуация не является непоколебимой. Безусловно, не везде в Европе или России (напомним, в России, согласно Конституции, также существует свобода совести и вероисповедания) существует неприкасаемость церкви со стороны государства, или, наоборот. Зачастую религиозные меньшинства оказываются в остром положении. Бывает, что мы не видим полной автономии (государство исполняет светскую власть, а Церковь - исключительно духовную) ни в России, ни на Западе. Например, в Норвегии, стране, где официальной религией является лютеранство, государство контролирует финансовое положение религиозных организаций[6]. А в России же органы государственной власти проводят политику предоставления преимуществ ведущей конфессии - Российской Православной Церкви, что вызывает недовольство у религиозных меньшинств (среди которых есть и представители лютеранства -религиозного направления. Принципы которого сформулированы Лютером). Но, казалось бы, учитывая анархию и бесконтрольность псевдорелигиозных меньшинств и растущее религиозное невежество населения, другого выхода не остаётся; так же как и в вышеперечисленных странах Запада государство контролирует финансовое положение религиозных организаций во избежание трат этих финансов на своекорыстные цели. Но не нарушают ли такие подходы к религиозной политике автономность сфер? Что сделать, от

чего нужно отталкиваться, чтобы избежать нарушение автономности? Пройдя сквозь века, учение Лютера не потеряло актуальности, но было изменено в соответствии с требованиями времени и каждой из нации, особенно учитывая всё множество политических, экономических, социальных и религиозно-духовных процессов, происходящих в современном мире. Чтобы ответить на все вопросы и предотвратить нарастание запутанности светских и духовных отношений, необходимо вновь вернуться к основам модели разделения этих двух правлений. Необходимо проанализировать это учение в том виде, в котором Лютер его сам видел, выявить его основные тенденции. Именно это поможет избежать некоторой размытости в установлении границ светской и духовной властей в наше время. Возможно, в учении Лютера есть ошибки, которые и приводят к такой неопределённости. Каждая страна (будь то это европейское государство или Российская Федерация) продолжает искать путь наилучшего взаимодействия церкви и государства, но основывается при этом на концепции невмешательства одной сферы в другую. Именно поэтому мы обращаемся к сочинениям Лютера - кто, как не основоположник данной модели, основатель новых религиозных движений в Европе поможет разобраться в сложившейся ситуации. Сочинения Лютера ценны не только из-за этого - это кладезь политических мыслей, советов, идей, которые помогут России не только остановить выбор на определённой религиозно-политической модели взаимодействия, но и сделать сущность каждого из этих двух правлений эффективной.

Научная разработанность темы очевидна. При исследовании было использовано множество видов источников, литературы. К ним относятся первоисточники (произведения Мартина Лютера), монографии исследователей деятельности и жизни Лютера, учебная и справочная литература, произведения классиков политической и философской мысли, в которых содержится анализ деятельности Лютера, а также несколько интернет-энциклопедий и журналов. Среди первоисточников автор работы

обращается к произведениям «К христианскому дворянству немецкой нации»[7] и «О свободе христианина»[8]. Также приводится анализ произведения «Против сословия пап и епископов» французским исследователем Иваном Гобри[9]. Но особое внимание автор уделяет трактату «О светской власти»[10] как произведению, раскрывающему все политико-религиозные идеи Лютера наиболее полно. Чтобы лучше понять историческое значение учения Лютера, автор обращается к классикам философской и политической мысли и к их словам о деятельности Лютера (Гегель, К. Маркс и Ф. Энгельс). Особое значения для лучшего анализа деятельности и концепций Лютера имеют монографии, написанные исследователями жизни и дел реформатора. Стоит заметить, что автор собрал в работе материалы не только отечественных (И. Гарин, Э. Соловьев[11], Б. Порозовская), но и зарубежных исследователей (Т. Лейн, И. Гобри, А. МакГрат). Особое внимание автор уделяет работам Э. Ю.

Соловьева и И. Гобри. Именно в монографиях этих авторов концепции Лютера рассматриваются во всех их многообразии, а также сквозь призму исторических условий времени Лютера и эволюции его политических воззрений, отношений к различным сословиям. Эти авторы анализируют не только идеи Лютера, но и рассматривают его политическую и богословскую деятельность во всей её широте. В качестве вспомогательной учебной и справочной литературы использованы учебники для ВУЗов (история средних веков, история политических и правовых учений, история западной философии, а также философский словарь и энциклопедия всемирной истории). Стоит заметить, что временной диапазон издания того или иного источника широк — в списке используемой литературы можно найти произведения 1990-х гг., несколько источников советских времен и

return false">ссылка скрыта

источники, выпущенные после 2000 года (сюда относятся и интернет-ресурсы). Таким образом, «разношёрстная» информационная база позволит наиболее широко провести стоящее перед автором исследование. Также автор замечает, что, поскольку Лютер в сочинении «О светской власти» ссылался на цитаты из Библии, то в тексте работы будут фигурировать ссылки на Библию, какие они указаны в комментариях к трактату[12].

Объект исследования - вышеупомянутые произведения Мартина Лютера. Предмет - анализ взглядов Мартина Лютера на взаимодействие Церкви и государства.

Цель работы — дать широкую характеристику и комментирование основных политико-религиозных идей Лютера. Поставленная цель обуславливает решение следующих задач исследования:

- выявить, как повлияли исторические условия Европы и Германии на
возникновение Реформации в целом и на появление политико-религиозных
идей Лютера в частности;

- предоставить картину богословских мыслей Лютера и проследить
связи этих мыслей с политическими доктринами реформатора;

- проследить эволюцию религиозно-политических идей Лютера, а
также возникновение и развитие его мыслей относительно взаимодействия
Церкви и государства;

- на основе анализа основных сочинений Лютера исследовать взгляды
реформатора на разделение светской и духовной сфер, а также описать
сущность каждой сферы и правления;

- показать взгляды Лютера на проблему нарушений автономность
каждой сферы и способов её избежания;

- описать идеи Лютера относительно условий эффективности каждого
правления;

- охарактеризовать мнение Лютера насчёт таких важных аспектов
светского государства, как закон, «естественное право», внешнеполитическая
и военная политика, политика по отношению к преступникам и помощникам

- показать все идеи Лютера в свете его отношения к феодальной власти,
монархии, различным слоям населения

Особое внимание автор работы уделит противоречиям в учении Лютера, которые могли бы создать такую неоднозначную политико-религиозную ситуацию в современных странах.

Исходя из всего вышесказанного, автор работы сознательно уделяет больше внимания политическим и политико-религиозным взглядам реформатора, нежели теологическим. Также автор работы концентрирует своё внимание более на работе «О светской власти», нежели на других работах Мартина Лютера, так как именно это сочинение способно дать самые полные ответы на все поставленные вопросы.