Составление конспектов
Конспект — это последовательная фиксация информации, отобранной иобдуманной в процессе чтения.
Конспекты можно условно подразделить на четыре типа:
• плановые;
• текстуальные;
свободные;
• тематические.
Здесь важно запомнить не названия типов конспектов (их можно называть по-разному), а понять суть каждого из них и его специфику.
В плановом конспекте каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта.
Являясь сжатым, в виде плана, пересказом прочитанного с учетом целей конспектирования, этот конспект — один из наиболее ценных, он помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения, учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая ее содержание в формулировках плана.
При наличии соответствующих навыков конспект составляют достаточно быстро. Преимущества конспекта — краткость, простота и ясность изложения — делают его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.
Текстуальный конспект — это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника — цитат. Текстуальные выписки связаны друг с другом цепью логических переходов, они могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.
Текстуальный конспект — прекрасный источник дословных высказываний разных авторов, а также приводимых ими фактов. В большинстве случаев — это пособие, используемое длительное время при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом ученых.
Свободный конспект сочетает в себе выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.
Свободный конспект требует умения самостоятельно, четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает указанные выше качества, способствует лучшему усвоению материала не привязывая читателя к авторским формулировкам. При составлении такого конспекта важно понять материал, осмыслить его, записать четко и логично.
Тематический конспект учит работать над определенной темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос, проблему.
Этот тип конспекта облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. Создавая тематический конспект, приходится порой привлекать личный опыт, наблюдения, факты, теории, мобилизовать свои знания.
К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект, в котором вся запись подчинена хронологической последовательности событий. Этот вид конспекта, в отличие от других типов конспектов, значительно более краткий.
1. Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы, выделите информационно значимые места текста.
2. Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала.
3. Составьте план текста — он поможет вам в логике изложения.
4. Выделите в тексте тезисы и запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами.
5. Используйте реферативный способ изложения материала (например: «автор считает...», «раскрывает...», «выделяет...»).
6. Текст автора оформляйте как цитату и указывайте номера страниц.
7. Собственные комментарии, вопросы располагайте на полях.
8. В заключении обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему свою оценку.