Рекомендуются следующие технологии работы с текстом

I вариант:

1. Составить простой, краткий план.

2. Вдумчиво прочитать информацию, текст еще раз.

3. Написать сложный план, отмечая подробности, детализирующие пунк­ты, выделяя главную проблему.

II вариант:

1. Составляя план при чтении текста, прежде всего, необходимо опреде­лить границы мыслей. Эти места в книге тот час же отмечайте (легко стираю­щимся карандашом или вкладными листками).

2. Нужным отрывкам текста дайте заголовки, формируя соответствую­щий пункт плана.

3. Заново просмотрите прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли уста­новлен «поворот» содержания, уточните формулировки.

4. Последовательно прочитывая текст, составьте кнему черновой набро­сок плана с нужной детализацией.

5. Выделите самые важные места втексте (сделайте пометки).

6. Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом, прочитать и запомнить.

С помощью плана студент может сам контролировать степень усвоения материала текста.

План настолько помогает сосредотачиваться даже при рассеянном внима­нии и умственном утомлении, что его можно рекомендовать как стимулиру­ющий внимание фактор.

В толковом словаре говорится: «Выписать — списать какое-нибудь нуж­ное, важное место из книги, журнала, сделать выборки»(от слова «выбрать»).

Вся сложность выписывания, по мнению Т.И. Великолуг, Т.И.Алексеевой, заключается как раз в умении найти и выб­рать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников. Они могут служить подспорьем для более сложных видов записей, таких, как тезисы, конспекты.

1. Выписки делайте после того, как текст прочитан целиком и в целом понятен.

2. Остерегайтесь обильного автоматического выписывания цитат.

3. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, старайтесь предельно сократить, записать своими словами не изменяя суть содержания.

4. Яркие и важнейшие места текста можете привести дословно.

5. Записывая цитаты, заключайте их в кавычки, оберегайте текст от иска­жений. Если выписки делаются из одного и того же текста, кавычки возле каждой цитаты можно не ставить.

6. Цитата, «вырванная» из текста, часто теряет свой смысл[2].