Виды чтения
Библиографическое чтение— это просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журнальных статей за год и др.
Цель такого чтения — по библиографическим описаниям найти источники, которые могут быть полезны в дальнейшей работе.
Просмотровое чтение,как и библиографическое, используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию. Обычно к нему прибегают сразу после работы с каталогами и списками литературы, с помощью которых можно только предположить, что в данной книге или в статье содержится интересующая информация. А для окончательного решения вопроса необходимо просмотреть сами работы, их отдельные части (оглавление, аннотацию, введение, заключение), чтобы выяснить, действительно ли в них содержатся нужные сведения и насколько полно в каждом из источников они представлены. В результате такого просмотра устанавливается, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе.
Ознакомительное чтениеподразумевает сплошное, достаточно внимательное прочтение отобранных статей, книг, их глав, отдельных страниц.
Цель такого чтения — познакомиться с характером информации, уяснить, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение; провести сортировку материала на существенный и несущественный, выделить моменты, заслуживающие особого внимания. После такого чтения источник или откладывается как не содержащий новой и нужной информации, или оставляется для изучения.
Изучающее чтениепредполагает доскональное освоение материала, отобранного в ходе ознакомления со статьями, книгами. В ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять и впитать всю предлагаемую информацию; реализуется установка на предельно полное понимание и усвоение материала.
Аналитико-критическое и творческое чтение—два вида чтения, близких между собой. Первое предполагает направленный критический анализ информации; второе — поиск тех суждений, фактов, по которым высказываются собственные мысли.
Основное качество квалифицированного профессионального чтения — гибкость, требующая от читателя умение управлять сменой своих установок и в зависимости от них переходить от одного вида чтения к другому.
Во время ознакомительного чтения сортируйте информацию на существенную, особо значимую, и второстепенную, теоретическую и практическую, делайте пометки, условные обозначения, выписки отдельных мест текста, цитат на вкладных листах.