Виды чтения

Библиографическое чтение— это просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журнальных статей за год и др.

Цель такого чтения — по библиографическим описаниям найти источни­ки, которые могут быть полезны в дальнейшей работе.

Просмотровое чтение,как и библиографическое, используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию. Обычно к нему прибегают сразу после работы с каталогами и списками литературы, с помощью кото­рых можно только предположить, что в данной книге или в статье содержится интересующая информация. А для окончательного решения вопроса необхо­димо просмотреть сами работы, их отдельные части (оглавление, аннотацию, введение, заключение), чтобы выяснить, действительно ли в них содержатся нужные сведения и насколько полно в каждом из источников они представле­ны. В результате такого просмотра устанавливается, какие из источников бу­дут использованы в дальнейшей работе.

Ознакомительное чтениеподразумевает сплошное, достаточно внима­тельное прочтение отобранных статей, книг, их глав, отдельных страниц.

Цель такого чтения — познакомиться с характером информации, уяснить, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение; провести сортировку ма­териала на существенный и несущественный, выделить моменты, заслуживаю­щие особого внимания. После такого чтения источник или откладывается как не содержащий новой и нужной информации, или оставляется для изучения.

Изучающее чтениепредполагает доскональное освоение материала, ото­бранного в ходе ознакомления со статьями, книгами. В ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять и впитать всю предлагаемую информацию; реализуется установка на предельно полное понимание и усвоение материала.

Аналитико-критическое и творческое чтение—два вида чтения, близких между собой. Первое предполагает направленный критический анализ ин­формации; второе — поиск тех суждений, фактов, по которым высказывают­ся собственные мысли.

Основное качество квалифицированного профессионального чтения — гибкость, требующая от читателя умение управлять сменой своих установок и в зависимости от них переходить от одного вида чтения к другому.

Во время ознакомительного чтения сортируйте информацию на суще­ственную, особо значимую, и второстепенную, теоретическую и практичес­кую, делайте пометки, условные обозначения, выписки отдельных мест тек­ста, цитат на вкладных листах.