Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Задания для овладения знаниями:
• чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
• составление плана текста;
• графическое изображение структуры текста;
• конспектирование текста;
• выписки из текста;
• работа со словарями и справочниками;
• ознакомление с нормативными документами;
• учебно-исследовательская работа;
• использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
Задания для закрепления и систематизации знаний:
• работа с конспектом лекции (обработка текста);
• повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
• составление плана и тезисов ответа;
• составление таблиц для систематизации учебного материала;
• изучение нормативных материалов;
• ответы на контрольные вопросы;
• аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.);
• подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
• подготовка рефератов, докладов;
• составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.
Задания для формирования умений:
• решение задач и упражнений по образцу;
• решение вариативных задач и упражнений;
• выполнение чертежей, схем, выполнение расчетно-графических работ;
• решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
• подготовка к деловым играм;
• проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
• подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);
• экспериментально-конструкторская работа;
• опытно-экспериментальная работа;
• упражнения на тренажере;
• упражнения спортивно-оздоровительного характера;
• рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер. Задания должны учитывать специфику специальности и изучаемой дисциплины, а также индивидуальные особенности студента. При определении видов заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, в ходе которого разъясняет:
• цель задания;
• его содержание;
• сроки выполнения;
• ориентировочный объем работы;
• основные требования к результатам работы;
• критерии оценки.
В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
При необходимости во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить занятия за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине и проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением творческой работы студента.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
• уровень усвоения студентом учебного материала;
• умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
• сформированность умений и навыков работы с литературой;
• обоснованность и четкость изложения ответа;
• оформление материала в соответствии с требованиями.