Искусство малых форм в Западной и Восточной Европе.

 

Годом «рождения» палеолитического искусства принято считать 1834 г., года археолог Андре Бркйе в гроте Шаффо (Франция) обнаружил реалистический, хотя и примитивный по технике исполнения рисунок животных. Это ставшее впоследствии знаменитым изображение на костяной пластине, выполненное кремниевым резцом и воспроизводящее фигурки двух ланей с тщательно пририсованными мордочками. Приблизительно с этого времени начинается длительное противостояние мнений, приведшее, в конце концов, к признанию палеолитического искусства.

Несмотря на то, что устоявшаяся точка зрения менялась медленно, к концу XIX века у большинства археологов, палеонтологов, антропологов получило признание т. н. «мобильное искусство».

Доказательство существования в палеолите искусства «малых форм» во многом является заслугой Эдуарда Ларте.

В 1861 году Эдуард Ларте (1801-1871) опубликовал две «кельтские вещицы»: отросток оленьего рога с гравированной головой медведя, найденный им во время раскопок в пещере Масса и костяную пластинку из пещеры Шаффо с профильным изображением двух оленух или ланей. Эта пластинка была найдена за 30 лет до ее публикации.

Понимая научное значение этих предметов, Ларте, однако, не сделал никаких выводов, а только определил их, как «предметы очень забавные или, во всяком случае, удивительные». Значение публикации Ларте заключалось в том, что он первым обратил внимание научного мира на изображения, которые считались кельтскими, при том, что они были извлечены из доисторических слоев. Подобные открытия поражали воображение и ставили много вопросов. Невозможно было так сразу принять их принадлежность к доисторическим временам: в представления ученых середины XIX века не укладывалось сочетание примитивной каменной индустрии первобытного «дикаря» и найденных изображений, выполненных с таким совершенством, в реалистичной манере, и с соблюдением пропорций.

С 1863 года Ларте вместе со своим английским другом и спонсором – предпринимателем и путешественником Генри Кристи начал первое систематическое обследование пещер Южной Франции, в результате которого были изучены многие знаменитые памятники провинции Дордонь. В 1864 году Ларте и Кристи опубликовали статью «О гравированных и скульптурных изображениях животных и других произведениях искусства и индустрии, относящихся к первоначальному периоду жизни человека». В этой статье они представили результаты своих раскопок, проведенных в 1863 году в пещерах Перигора: гравированные пластинки и олений рог из пещеры Нижняя Ложери. Ларте доказывал, что эти изображения не могли принадлежать к кельтскому искусству, они значительно древнее. Затем последовали другие многочисленные находки на таких памятниках, как Нижняя Ложери, Лурд, Брюникель Солютре, Ла Ваш, Гурдан и другие.

В 1864 году в Ла Мадлен Ларте нашёл пластинку из слоновой кости с гравированным изображением мамонта. Результаты исследований Ларте и Кристи были опубликованы в нескольких статьях и в многотомном труде «Древности Аквитании», средства на издание которого завещал Кристи. В результате этих публикаций находки обрели, наконец, признание и были отнесены к «четвертичному искусству».

Начало научного изучения памятников искусства эпохи верхнего палеолита относится к 70-м гг. XIX века. Обнаруженные во время раскопок верхнепалеолитических памятников Европы небольшие скульптурные предметы из бивня мамонта, рога северного оленя, фрагменты кости и камня с гравированными изображениями на поверхности, в совокупности они стали именоваться «l`art mobilier» или «мобильное искусство». Свое название ни получили от возможности их легкой транспортировки в силу незначительного размера. Для описания этих вещей в русской литературе употребляют термин «искусство малых форм».

Мелкая пластика является одним из видов искусства малых форм. К мелкой пластике принято относить антропоморфные, зооморфные или зооантропоморфные изображения, выполненные в виде статуэток или подвесок.

Фрагменты бивня, кости или камня с гравированными или рисованными изображениями на поверхности также относятся к категории искусства малых форм из-за незначительного размера. Часто их именуют плакетками (от фр. - пластинка, плитка)

Находки таких предметов на верхнепалеолитических памятниках редки, носят единичный характер, поэтому представляют особую ценность.

Мобильное искусство — три типа объектов:

1. статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или других материалов (рог, бивень мамонта)

2. уплощенные предметы с гравировками и росписями

3. рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.

 

Первые произведения первобытного изобразитель­ного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обыч­но подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.

Наиболее пристальное внимание специалистов привлекают статуэтки женщин, обнаруженные при раскопках поселений верхнего палеолита (на территории России таких статуэток известно несколько десятков, вместе с находками в Европе — более двух сотен).

Размер от 4 до 17 см, преувеличенная «дородность», грузные формы. Типичная - «Венера» из Виллендорфа.

Есть и вполне реалистичные объемные изображения — головка «дама в капюшоне» из Брассемпуи. Здесь же — статуэтка (обломанная) демонстрирует едва ли не античные пропорции женской фигуры.

Некоторые статуэтки из Чехии сделаны из обожженной глины (поселение Долни Вестонци)

В позднем каменном веке ориньякский скульптор создал творение, которое дошло до нас под названием Венера из пещеры Леспюг — женская фигура эпохи палеолита, вырезанная из бивня мамонта, найденная в 1922 году в верховьях реки Гароны (30-10 тыс до н.э.). Высота 14.7 см. Франция)

Исследователи палеолитических женских статуэток объясняют их как культовые предметы, отражающие идею материнства и плодородия (А.Брэйль, Г. Осборн, П.П. Ефименко)

 

Вестоницкая Венера — «палеолитическая венера», обнаруженная в Моравии 13 июля 1925 года (стоянка Дольни Вестоници) и в настоящее время выставленная в Моравском музее г. Брно. Является древнейшей известной науке керамической статуэткой. Высота 11,1 см, ширина 43 мм. Принадлежит Граветтской культуре и датируется различно — между 29 000 и 25 000 гг. до н. э. При томографическом исследовании на статуэтке обнаружен древний отпечаток детской руки, оставленный ещё перед обжигом.

В Дольни-Вестонице обнаружена самая древняя в мире керамика. Это еще не посуда из глины (ее люди изобретут почти на 20 тысяч лет позднее). Это фигурки животных и людей, сделанные из глины, и куски обожженной глины. Радиокарбонным анализом уста­новлено, что люди здесь жили 25 600 (±170) лет назад.