IV. Искусство неолита (6-2 тыс. до н. э.)

Неолит (6-2 тыс. до н. э.) - новокаменный век - следующая ступень развития человечества. Процесс производства, а, следовательно, и духовного развития настолько усложняется, что развитие материальной культуры на отдельных территориях имеет свои особенности, идёт процесс локализации культуры. От охоты и собирательства человек переходит к скотоводству и земледелию именно там, где природные условия способствовали этому. Человек от присваивающих форм производства перешел к производственным отношениям. Развивалась техника обработки каменных орудий, развивалось гончарное производство и строительное дело, совершенствовалось ткачество и обработка кожи. Расширение источников существования, нарастающая активность человека привели к интенсивному заселению новых земель, усилению межплеменной борьбы за захват земель и лучших охотничьих угодий.

Усилилась роль магии, развилась земледельческая мифология, возникли более сложные формы осмысления жизни. Продолжало существовать и некультовое искусство, по-прежнему связанное с трудовой деятельностью человека.

В искусстве неолита начали проявляться локальные особенности. Они дают возможность отличить неолит Египта и Передней Азии от неолита Европы.

Относительно быстрое наступление неолита прослеживается особенно четко в странах с благоприятными климатическими условиями: Передней и Средней Азии, Египте, Индии, несколько позже в Юго-восточной Европе. На Северо-западе Европы, Украине и Сибири этот процесс протекал весьма медленно, так как природные условия не позволяли отойти от старых способов добывания пищи. В этих районах эпоха неолита прослеживается вплоть до 2 тыс. до н. э.

Для неолита характерна новая техника обработки каменных орудий. Сверление и полировка камня дают широкую возможность создания разнообразных форм орудий. Появление и развитие гончарного производства и строительного дела говорят об оседлости. Совершенствование ткачества свидетельствует о возросших материальных потребностях человека.

Новые черты общественной жизни людей, усиление родовых общин, укрепление связей между ними, переход от матриархата к патриархату, а в конце эпохи в некоторых местах (Передняя Азия, Египет, Индия) сложение новой формации классового общества - все это было обусловлено общим подъемом производственных сил.

Охарактеризовать едиными чертами искусство неолита трудно, а порой и невозможно. Творчество людей, живущих в районах с развитым земледелием, связано было с совершенно новыми формами производства, чем в северных лесных областях, где продолжало существовать охотничье хозяйство, сохранились старые традиции наскального искусства.

Неолитические изображения во многом утратили яркую реалистическую непосредственность искусства палеолита, приобрели условные, стилизованные формы.

В Европе исчезают наскальные росписи, петроглифы. Схематизация и условность закономерно возникают в искусстве неолита: человек задумываясь о явлениях природы, не мог найти им объяснения, поэтому у него складывались представления о существовании сверхъестественных, невидимых сил, стоящих над нами. Возникла необходимость воплотить в искусстве такие отвлечённые образы, как небо, вода, солнце, земля, огонь.

Одной из широко распространённых особенностей жизни и творчества людей неолита было стремление, так или иначе, украсить все предметы, находящиеся в его распоряжении. Об этом можно судить, во-первых, по керамике, во-вторых, по деревянной утвари, украшенной резьбой.

Время неолита - это преимущественно развитие декоративно-прикладного искусства (керамика, ткачество) и связанного с ним орнамента.

Керамика, «дитя» неолита - представлена большим ареалом распространения, локальными особенностями центров керамического производства. В керамике были выработаны общие приемы украшения поверхности сосудов, например, построчность, симметричность, подчинение орнаментации форме сосуда (Рис. 25, 26, 27).

Керамика неолита прошла сложную эволюцию и, как следствие, отметим существование множества как местных, так и общеевропейских культур и центров. Выделим несколько школ Европы:

1. Юго-восток Европы (территория Греции, Югославии, Румынии, Молдавии) и в Средней Азии преобладала расписная керамика со спиралевидным узором, орнаментом из треугольников или лент, заполненных точечной инкрустацией.

2. Культура Триполья (Юг европейской части бывшего СССР,
территория ряда Балканских стран) - для нее характерна богатая и разнообразная орнаментика сосудов, выполненных из глины с бело-желтой обмазкой и покрытых орнаментами красно-коричневых и черных тонов из спиралей и завитков.

3. Более северные районы Европы (территории Германии, Польши, Чехии и др.) отмечены существованием гравированных, т. н. линейно-ленточных узоров в виде изогнутых полос или спиралей, расположенных рядами. Впоследствии здесь появились нарядные сосуды с тисненым или штампованным орнаментом из крестов, квадратов, полос и других геометрических фигур.

Орнамент – душа декоративно-прикладного искусства. В основе орнамента - условно-схематическая передача явлений природы и стремление обобщить наблюдения реальных образов. Орнамент или отдельные знаки - символы выражали определенные религиозно-мифологические представления, и украшенные ими предметы удовлетворяли эстетическим потребностям людей.

Кроме декоративно-прикладного искусства в эпоху неолита большое значение приобрела мелкая пластика. Фигурки животных делались из глины, дерева, рога, кости, реже из камня. Они выразительны, в них почти всегда хорошо передана порода животного, хотя мастер часто оперирует только лишь отдельными деталями, показывая, например, только голову, рога.

В пластике неолита продолжают встречаться в довольно большом количестве женские изображения, игравшие, как и прежде, большую роль в ритуальных обрядах, связанных с усложнившимся культом плодородия. В женских фигурах больше условности и схематизма чем при изображении животных. Очень часто они сведены к некому условному знаку, хотя в отдельных случаях заметно стремление плавностью линий подчеркнуть, акцентировать женственность образа, что ясно видно в фигуре из Южной Туркмении (Рис. 28).

Развивается в эпоху неолита и строительство. Поселения возникают на островах, в излучинах рек, на небольших холмах, используемых для защиты от нападения. Зодчество эпохи неолита и ранней бронзы представлено, обширными поселениями (многокомнатные дома столбовой конструкции или с каркасной основой из плетеных прутьев, обмазанных глиной, в Центральной и Восточной Европе; сырцовые дома в Средней Азии).

Яркие центры неолита – Триполье, Передняя Азия, Туркмения. В этих центрах преимущественное развитие получило декоративно-прикладное искусство и мелкая пластика.

Развитие строительства, керамики, а также других видов искусства в период неолита ярко выразились в Трипольской культуре.