Ориньяк-Солютрейский период (35-20 тыс. до н.э.)

Временные рамки Ориньяк-Солютрейского периода - 35 - 20 тыс. до н.э. Ранние рисунки примитивны это контурные изображения человеческих голов на известняковых плитах (пещера Ла-Ферраси во Франции), оттиски человеческой руки (ладони), обведенные по контуру краской, беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами руки (т. н. «макароны» и «меандры») (Рис. 1).

Среди самых ранних изображений - «... контуры руки с широко расставленными пальцами, обведенные краской и заключенные в круг. Что это? Не проявлял ли так первобытный человек свое желание оставить на камне свой отпечаток, навечно и зримо проявить себя, запечатлеть и утвердить свое присутствие? Это стремление первобытного человека знаменует огромный сдвиг в его сознании, которому мы обязаны возникновением всего неисчерпаемого в своих вариациях мира искусства» (Рис. 2)

Первые рисунки животных настолько несовершенны, что почти невозможно узнать их породу. Неясно обозначена голова и ноги, пропорции не соблюдены, линия неуверенная, робкая. Такие рисунки сохранились в пещерах Ляско, Фон-де-Гом, Ла-Мут во Франции, в Альтамире и Санта-Изабель в Испании (Рис. 3). Но в конце эпохи рисунки делаются более реальными, становится возможным различить, какое именно животное хотел изобразить художник. Так, уже нарисованы морда зверя, рога, копыта, иногда обозначена шерсть. Контурная линия прочерченных рисунков постепенно углубляется, а красочная — становится шире и уверенней. Поверхность внутри контура иногда заполняется черной или красной краской, без детальной разработки (Ласко).

Живопись и петроглифы (изображения, высеченные, выбитые или процарапанные на камне) развиваются параллельно. Среди гравированных рисунков этого времени встречаются изображения людей в масках. Звериные маски охотники надевали, видимо, для религиозных обрядов, магических танцев, может быть, и для участия в самой охоте, маскируясь под животных. (Рис. 4)

В этот же период создаются произведения круглой скульптуры из мягких пород камня и кости, всегда небольшого размера - 5 - 10 см. Кроме животных, в пластике этого времени встречаются изображения женщин, воспроизведенных почти всегда по одному и тому же принципу.

Конечности у таких фигурок едва намечены, голова обработана суммарно, без обозначения черт лица, зато резко подчеркнуты признаки женщины-матери. Образ матери-прородительницы и в жизни и в творчестве эпохи матриархата играл огромную роль. Несмотря на малые размеры, все эти фигурки, получившие в науке наименование «палеолитические Венеры», полны внутренней силы, отличаются монументальностью и четким конструктивным построением («Костенковская Венера». Воронежская обл.); фигурка женщины из Мальты. Байкал; «Венера из Тразимено» Италия. Самой знаменитой остается так называемая «Венера из Виллендорфа», Австрия, (Рис.5). В этих произведениях нам бросается в глаза одновременно и мастерство и примитивность. Мастерство - в том, как цельно и сильно почувствована пластика объемов тела: в этом смысле фигурки выразительны и, при своих малых размерах, даже монументальны. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица - лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолитическая Венера» с ее вздутым животом, громадными мешками грудей - сосуд плодородия, и ничего сверх этого.

Отсутствие черт лица в женских изображениях происходит не от невнимательности или неумения, а скорее от задачи, которая выполнялась художником. Черты лица просто были не нужны. В отдельных случаях делалось это достаточно выразительно. Пользуясь весьма скупыми средствами, мастер сумел верно передать, в голове из Брассемпуй, облик молодой девушки (Рис. 6). Голова женщины из Дольльно. Пользуясь весьма скупыми средствами, мастер сумел верно передать, в голове из Брассемпуй, облик молодой девушки (Рис. 6). Голова женщины из Дольных Вестониц (Рис. 7) – это вообще не лицо, а определённое с достаточной степенью индивидуальности изображение.

Со временем расширяется и углубляется образное познание окружающего мира, особенно представление о животном мире, который и в этот период остаётся основной темой творчества. Фигура животного рисуется теперь более уверенной линией, контур делается чётче, пропорции правильнее. Появляется штриховка, открывшая возможность перехода от плоского контурного рисунка к более объёмному изображению, что можно видеть в рисунке головы лани из пещеры Кастильо, Испания (Рис. 8). Постигается выразительная возможность красочной линии – голова оленя, пещера Фон-де-Гом, Франция (Рис. 9). Встречаются попытки показать животных в различных позах. К концу эпохи Солютре в этом отношении достигается значительный успех. Рисунки, датируемые этим временем, обнаружены были в пещерах Франции (Нио, Ляско, Фон-де-Гом) и Испании (Дела-Пенья Пасьега).

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что вначале эпохи палеолита человек в своих стремлениях изобразить окружающий его мир был робок и неопытен, но уже к концу этого периода можно с уверенностью сказать, что первобытный художник добился в изобразительном искусстве большей достоверности, образной убедительности и определенного сходства. Развитие искусства пошло по пути реалистического отображения мира.