Греческое искусство VIII – VI вв. до н. э.

Важной вехой в развитии греческой культуры является появление письменности. Система письма была заимствована греками у финикийцев, и усовершенствована. Распространение письменности дало толчок развитию древнегреческой литературы. В VIII в. до н. э. были записаны гомеровские поэмы, прежде распевавшиеся странствующими певцами – аэдами. В конце VIII в. до н.э. Гесиод создал два новых вида эпической поэзии — дидактическую («Труды и дни») и генеалогическую («Теогония»). С середины VII в. до н.э. ведущим жанром стала лирика, родоначальником которой был Архилох Паросский; ее расцвет связан с именами Алкея, Сапфо, Тиртея, Стесихора, Анакреонта, Симонида Кеосского и др.

Наиболее впечатляющие результаты в период Архаики были достигнуты в архитектуре. Главным сооружением греческого полиса был храм, посвященный особо почитаемому божеству. Особенно значительные храмы строились в сакральных центрах общегреческого масштаба – это святилище Зевса в Олимпии и храм Аполлона в Дельфах. На смену деревянным постройкам, распространенным в предыдущий период, приходят каменные сооружения, формируются конструктивные типы храмов и системы взаимоотношений пропорций и декора, названные впоследствии ордерами(от латинского "ordo" — строй, порядок).

Конструктивно или композиционно храмы разделялись на несколько типов. Наиболее простым был храм в антах - он напоминал мегарон, у которого была убрана стена главного фасада, в результате чего вестибюль превратился в двухколонный портик. Следующим по сложности является простиль, портик которого имеет уже четыре колонны и не огорожен боковыми стенами. Амфипростиль представлял собой «храм в антах», перед открытым вестибюлем которого помещался четырехколонный портик. Причем, таким образом оформлялась и противоположная торцовая стена, не имевшая входа. Но самым распространенным становится периптер(с греческого – оперенный) – вытянутый «двусторонний» храм в антах, окруженный по всему периметру колоннами. Стены периптера утрачивают значение опор и перекрытия опираются на многочисленные колонны. Колонна, как несущая часть сооружения, становится главным конструктивным и декоративным элементом греческой архитектуры. Приверженность этому элементу проявилась в наиболее сложном типе храма диптере, представлявшем собой периптер с двумя рядами колонн. Такие сложные и пышные храмы были характерны для ионийских колоний, испытавших влияние восточной культуры. Использовалась в греческой архитектуре и круглая в плане конструкция. Однако, такие сооружения – толосы и моноптеры были достаточно редки.

С типами колонн во многом были связаны и особенности ордеров. Наиболее простым и древним считается северный дорический ордер. Его колонна отличается строгостью, торжественностью, массивностью. Она имеет заметное утолщение на 1/3 высоты от основания, после которого ствол сужался кверху. Такое утолщение – энтазис – создавало ощущение упругости, «сплющивания» формы под давлением перекрытия. Кроме того, ствол прорезался продольными желобками – каннелюрами, смягчавшими массивность объема. Капитель была проста, она состояла из каменной подушки – эхина и квадратной плиты верхнего основания – абака.В этих формах угадываются традиции минойской архитектуры. Антаблемент – наружная часть несомых элементов конструкции, делился по горизонтали на архитрав, фризи карниз. Характерным было оформление фриза.Он состоял из чередованиявыступающих вертикальных полос и слегка утопленных квадратных плит, украшенных скульптурным декором. Считается, что этот орнамент – напоминание о первоначальной деревянной конструкции, в которой триглифы образовывались выступающими торцами балок, а метопы были декоративными керамическими плитками, закрывавшими пустоты между торцами.

Ионический ордер сложился в Малой Азии. Его отличали более легкие пропорции и широкое применение декоративных элементов. Ионическая колонна имела основание – базу и была легче и тоньше дорической, ее капитель украшали крупные завитки – валюты.

Третий ордер – коринфский складывается уже в классическую эпоху. Его главное отличие – пышная капитель, изображающая венец из листьев аканта.

Скульптурное убранство храмов было органично связано с их конструкцией, которая как бы специально предоставляла поля для скульптуры: фронтон, полосу фриза, прямоугольники метоп. Кроме рельефов, расположенных на «свободных полях» использовались всевозможные декоративные элементы, наиболее выразительные из них – львиные головы, оформлявшие водостоки.

В декоре греческих храмов использовалась не только пластика, но и цвет. При этом поверхности окрашивались достаточно разнообразно: колонны и каменные балки архитрава оставались белыми, горизонтальные части храма и фон фронтона покрывались, как правило, красной краской, скульптурные композиции, так же оживлялись цветом. Вертикальные элементы чаще были синими, кроме того применялась позолота.

Особую выразительность ордерным постройкам придавало умение сочетать математическую точность конструкции со своеобразной пластичностью элементов – практически все основные поверхности сооружения имели небольшой изгиб или наклон. Так колонны слегка наклонялись к середине портика, ступени цоколя выгибались посередине кверху, так же изгибались и перекрытия. Эти незначительные отклонения создавали иллюзию упругости и легкости.

Формы греческой архитектуры не только несли в себе идею органической системы, но и имели пропорциональную связь с человеческой фигурой. О пропорциональном и образном соответствии колонны, как основного ордерного элемента, человеческой фигуре писал еще римский теоретик Витрувий. Он уподоблял дорическую колонну мужской фигуре, ионическую – женской или девичьей. В пользу такого понимания ордера говорит традиция заменять иногда в ионических храмах колонны фигурами девушек.

Интерес к теме человека и общая гуманистическая направленность греческого искусства яснее всего выразились в пластике, основной темой которой всегда был человек.

Зарождение монументальной скульптуры относится к VIII в. до н. э. В этот период она была деревянной (так же как и культовые сооружения), затем наступает недолгий период использования глины. Поздняя Архаика приходит к тем техникам, которые затем будут использоваться и в классический период – высекание из мрамора и бронзовая отливка.

Скульптура Архаики не отличалась тематическим разнообразием. В VI веке до н. э. существовало два наиболее распространенных типа изображений: куроси кора. Курос представлял собой фигуру обнаженного юноши стоящего в статичной позе характерной для египетских статуй. Несмотря на явное сходство композиционного решения, эти статуи трудно спутать с египетскими. В Египте статуи были портретны, при этом часто подчеркивалась социальная принадлежность изображенного, что предполагало наличие атрибутов, знаков отличия.

Греческие статуи – это изображение юношей и девушек «вообще». Лица куросов всегда однотипны, они явно не несут в себе сходства с конкретным человеком. Отсутствие одежды и знаков отличия не позволяют определить социальный статус изображенного - исследователи до сих пор не могут установить, являлись ли куросы изображениями бога Аполлона или памятниками победителям спортивных игр. В то же время, отсутствие атрибутов выводит образ на уровень широкого обобщения, позволяет увидеть воплощение некого идеала человека. В образах куросов выразились особенности ментальности формирующейся греческой культуры.

return false">ссылка скрыта

Первое, что обращает на себя внимание в их облике – выражение радостной открытости миру. Статуи периода «зрелой» архаики (VI век до н. э.) легко отличить по выражению лица – куросы и коры всегда улыбаются. Способ изображения улыбающегося лица (поднятые вверх углы губ) еще наивен и неловок и все же архаическая улыбка придает лицам определенный настрой. Несмотря на статичность канонической позы куросов, фигуры их кажутся наполненными внутренней энергией, готовностью к действию. Пропорции не столь точны и выверены как у египетских статуй, по сравнению с египетскими образцами куросы кажутся несколько неуклюжими, зато ощущается внимательное отношение художника к строению человеческого тела, стремление уйти от условности.

Изображения девушек более спокойны, лица кажутся трогательно доверчивыми, фигуры всегда задрапированы, что соответствует идеалу скромности, целомудрия. Характерно, что здесь не используется египетская схема, при которой фигура как бы делает шаг вперед - коры совершенно статичны, они как бы запеленаты в многочисленные складки одежды. Подчеркнутое спокойствие и неподвижность женских образов отражает подчиненное положение женщин в греческом обществе.

Заимствование чужого, преимущественно восточного, культурного опыта и его последующее преодоление составляют основную схему развития искусства архаики и ранней классики. Это проявляется и в развитии искусства вазописи.

За несколько веков, отделявших гомеровский период от классики традиция украшения керамических изделий претерпела целый ряд изменений. Начало архаического периода отмечено появлением нового стиля, который получил в искусствоведении название ориентализирующий, что указывает на его происхождение (лат. orient – восток). Формы сосудов становятся более разнообразными, пластичными. Так же как и в предшествующем геометриичеком стиле основу композиционных членений составляют горизонтальными полосы, однако, на месте меандра здесь появляются ближневосточные мотивы: изображения грифов, сфинксов, львов. Фигуры животных очерчены упругими скругленными линиями и образуют достаточно плотный узор, отчего этот стиль получил свое второе название - ковровый. Керамика этого типа была особенно распространена в Коринфе и Аттике.

С начала VI века до н. э. греческая керамика постепенно освобождается от внешних влияний, и в середине шестого века складывается уже собственно греческий тип вазописи. Росписи выполнялись черным лаком по красной глине, отчего и происходит название стиля этого периода – чернофигурный. Главную роль играли силуэты человеческих фигур и предметов, образы фантастических животных уступают место изображениям человека. Сюжеты росписей были порой достаточно сложными – вазописцы часто иллюстрировали поэмы Гомера, реже обращались к бытовым сценам. Иногда бытовой и исторический жанр сближались и бытовая сцена подавалась как мифологический сюжет. Примером может служить известная роспись амфоры «Ахилл и Аякс играющие в кости». Динамичные композиции, выразительные, почти силуэты характерны для произведений этого стиля.

К концу VI чернофигурные росписи уступают место краснофигурным – более изощренным и детализированным, однако расцвет краснофигурной росписи приходится уже на классическую эпоху.

 

Вопросы и задания:

1. Перечислите основные типы греческих храмов. Какой тип утвердился в качестве основного?

2. Какие части греческого храма украшались скульптурой?

3. Назовите и охарактеризуйте греческие архитектурные ордера. Какие элементы ордерной системы можно встретить в современной архитектуре?

4. Сравните скульптуру Архаики со скульптурой Древнего Египта. В чем проявляется своеобразие греческих статуй?

5. Перечислите основные стили греческой вазописи.