Дети с астеническими состояниями и конфликтными переживаниями
Неуспеваемость некоторых учеников обусловлена так называемыми астеническими состояниями. Астенические состояния представляют собой кратковременные расстройства с такими симптомами, как малая активность, бездеятельность, плохое внимание, ослабленность памяти, колебания настроения, тоскливость, повышенная утомляемость, нарушение сна и аппетита, головные боли, раздражительность, сниженная работоспособность.
В зависимости от причин, вызвавших астеническое состояние, обычно различают церебральную астению и соматогенную астению. Последняя нередко усиливается за счет травмирующих психических факторов.
Внешние неблагоприятные факторы (будь то общие соматические инфекции, легкие травмы или очаговые поражения головного мозга, а также длительные и тяжелые психические переживания, переутомление) влияют, в первую очередь, на центральную нервную систему и могут вызвать функциональные нарушения психической деятельности.
Характерной особенностью астенических состояний является нарушение интеллектуальной деятельности при первично-сохранном интеллекте. В процессе учебной работы у таких детей быстро наступает утомляемость, нервное истощение, возникают головные боли. В результате нарушается работоспособность, наблюдается ослабление памяти, внимания, дети плохо сосредотачиваются на выполнении задания, отвлекаются. Все это создает для ребенка реальные затруднения в обучении. Они выражаются в том, что дети с астеническими состояниями, несмотря на отсутствие локальных речевых расстройств, испытывают трудности в процессе овладения чтением, письмом, счетом. При чтении они часто теряют строку, не выделяют предложений, читают «по догадке», не делают смысловых ударений. В письме дети допускают разнообразные ошибки: не дописывают буквы и слова, соединяют несколько слов в одно, пропуская при этом отдельные буквы и слоги. При обучении арифметике они часто не овладевают понятием числа, приемами устного счета, плохо запоминают таблицу умножения, не удерживают в уме условие задачи, что затрудняет решение. Степень выраженности этих проявлений зависит от состояния ребенка, от условий, в которых протекает его деятельность. При нарастании утомления и отсутствии спокойных условий работы продуктивность учебной деятельности таких детей резко снижается. Наблюдаются некоторые отклонения и в их поведении: одни из них возбуждены, беспокойны, излишне подвижны, раздражительны, плаксивы; другие, напротив, вялы, робки, медлительны, заторможены, неуверенны. Часто из боязни ответить неправильно они вовсе отказываются отвечать.
При церебральной астении вся указанная симптоматика нередко бывает более выраженной.
Церебральная астения чаще бывает обусловлена нарушением циркуляции жидкости в мозге, либо возникает вследствие перенесенного сотрясения мозга или воспалительного очага в мозгу (даже небольшого, узко локального). При воспалительных мозговых процессах, равно как и при черепных травмах, количество спинномозговой жидкости может несколько увеличиться, и тогда циркуляция ее нарушается. Увеличение количества спино-мозговой жидкости носит название гидроцефалии. Понятно, что степень выраженности этого нарушения бывает разной — от самых легких до крайне тяжелых болезненных состояний. Но и самые легкие формы гидроцефалии оказывают влияние на развитие ребенка и приводят к функциональным нарушениям его психической деятельности. Церебральная астения нередко обусловливает неуспеваемость детей, но при правильном понимании взрослыми этих состояний и своевременном оказании педагогической и лечебной помощи многие из таких школьников могут преодолеть свои затруднения в обучении.
Кроме описанных форм церебральной астении, связанных с первичными изменениями центральной нервной системы (черепные травмы, воспалительные мозговые процессы), астенические черты у детей могут быть обусловлены физической слабостью, различными соматическими болезнями (заболевания внутренних органов, сердечно-сосудистой системы), детскими инфекционными болезнями.
При соматогенных астениях наблюдается ряд общих проявлений — таких же, как и при церебральной астении. Симптомы астении при заболеваниях внутренних органов наиболее характерно проявляются у детей с медленно текущей туберкулезной интоксикацией. Астенические черты у них проявляются в том, что они быстро утомляются, появляются головные боли, раздражительность, склонность к капризам и слезам, расстройство сна, снижение аппетита, неустойчивость настроения, малая выносливость, двигательное беспокойство. Несмотря на полноценный интеллект, у детей с туберкулезной интоксикацией наблюдается малая продуктивность в работе. Они не могут сосредоточить внимание на выполняемых заданиях и постепенно становятся неуспевающими учениками. Эти физически ослабленные дети обычно не пользуются авторитетом у товарищей и служат предметом насмешек, особенно если реагируют на них слезами или раздражением.
В связи с неуспеваемостью и плохим поведением, педагог нередко предъявляет к таким детям требования, которых они не могут выполнить, упрекает в лени, вызывает в школу родителей, которые их наказывают. Это озлобляет детей и усиливает болезненные проявления. Они становятся грубыми, агрессивными и непослушными, застенчивыми, плаксивыми и робкими, или замкнутыми и угрюмыми.
Неуспеваемость некоторых школьников массовой школы обусловлена нерешенными конфликтными переживаниями.
Конфликтные переживания представляют собой невротические реакции, прямо связанные с психотравмирующем воздействием, без глубокой личностной переработки внутреннего конфликта с симптомами невротического круга (навязчивость, страхи, плаксивость, обидчивость).
Конечно, всякое переживание влечет за собой изменения в поведении и деятельности детей. Вместе с тем, тяжелые переживания могут быть причиной нарушения, которые возникают у ребенка вследствие травмирующих его психику ситуаций, которые носят название реактивных состояний.
Нервно-психические нарушения при реактивных состояниях у детей носят чрезвычайно разнообразный характер и проявляются в различной степени. Это зависит от остроты и тяжести травмирующей ситуации, от длительности ее воздействия, возраста ребенка, общего состояния его здоровья и от индивидуальных особенностей личности. Реактивные состояния могут проявиться в заикании, тикозных подергиваниях в различных частях тела, страхах, недержании мочи при острых состояниях. При остро действующих травмирующих моментах у детей нередко наблюдаются расстройства сознания типа сумеречных, когда ребенок совершает ряд действий и поступков, о которых в дальнейшем не помнит.
У некоторых детей иногда появляется состояние психомоторного возбуждения в виде суетливости, бесцельных движений, немотивированных поступков. У других, наоборот, появляется реакция торможения: дети как бы цепенеют, застывают. В младшем возрасте отмечается временное выпадение отдельных функций, например, временная глухота, мутизм (отказ от речи). У подростков отмечается нарушение всей эмоционально-волевой сферы (страх, тревога, подавленность, отказ от еды, оцепенение и даже элементы бредового отношения к окружающему).
return false">ссылка скрытаОсобенно тяжелым по своему влиянию на поведение и характер школьника является энурез (недержание мочи). Это расстройство возникает чаще всего у нервных и физически ослабленных детей, у которых имело место какое-то длительное нервное потрясение, испуг, напряжение, соматическое заболевание, истощающее организм. При этом дети становятся робкими и застенчивыми, боязливыми и нерешительными, или, наоборот, становятся озлобленными, раздражительными и агрессивными. У тех и других нередко возникают страхи; содержанием таких страхов являет сам факт недержания мочи. В дальнейшем страх принимает более диффузный характер — боязнь темноты, страх перед новым делом, новой обстановкой, новыми людьми. Порой дети болезненно переживают физический недостаток (хромоту, косоглазие, горбатость). Наличие какого-либо дефекта у ребенка, при неправильном к нему отношении со стороны окружающих, ведет к возникновению у него чувства своей неполноценности, которое вызывает замкнутость, трудности в поведении, а в некоторых случаях приводит к снижению успеваемости.
Переживание внутреннего конфликта может нарушить психическое развитие ребенка. Конфликтные переживания всегда носят социальный характер. Они возникают вследствие психогенных факторов, травмирующих ребенка в семье или в школе. Для внутреннего конфликта характерно столкновение в сознании ребенка противоположно окрашенных аффективных отношений к тому или иному близкому ему лицу или к создавшейся ситуации. Внутренний конфликт может возникнуть лишь в том случае, если переживание ребенка невыносимо тяжело, длительно и занимает центральное место в его жизни и сознании; на каком-то этапе этот конфликт оказывается для ребенка неразрешимым.
Такой неразрешенный конфликт, затягиваясь, становится хроническим, оказывает специфическое влияние на формирование черт характера и может тормозить умственное развитие. У детей с внутренним конфликтом создается известная двойственность, противоречивость в решениях, выборе того или иного действия. Вся личность вовлекается в переживания, связанные с конфликтом, все аффективные, т. е. эмоциональные, переживания направлены как бы в одно русло, поэтому круг интересов, привязанностей резко сужается. В возникновении конфликтных переживаний большую роль играют особенности структуры личности.