Португалия 1-9 мая 2013 года

Предисловие.

Побывав в Португалии в январе 2013 и оставшись в восторге от этой страны, решила продолжить ее освоение.

В попутчики удалось найти только знакомого по предыдущим велопоездкам Алексея.

 

Маршрут похода предполагался такой:

Лиссабон – мыс Висенто – Лагуш (велосипед) 1-5 мая

Лагуш - Севилья (автобус; велосипед перевозится в сложенном виде в чехле)

Севилья (с посещением нац.парка - болота в 60км к юго-западу) – Фару (велосипед)

Фару – Лиссабон (автобус) 9 мая

 

Но Люфганза внесла в план свои коррективы: в последний момент меня отправили не через Вену, а через Франкфурт, в результате чего потерялся багаж.

Т.о., я осталась без велочехла, и план пришлось изменить на:

Лиссабон – Замбузейра – Лиссабон (велосипед) 1-5 мая

Лиссабон – Севилья – Фару – Лиссабон (автобус) 6-9 мая

 

Прилетела 30 апреля в Лиссабон, не обнаружив багажа, заполнила в Lost&Found необходимые документы. Встретилась с прибывшим в Португалию раньше меня Лешей, взяла в прокат велосипед. Вечером определились с дальнейшими планами.

 

 

1 день похода – 01.05.13

 

Т.к. багаж мой все еще не нашелся, заезжаем в магазин SportZone (работающий по воскресеньям – открывается в 10-00) и покупаем мне кое-что из необходимого снаряжения: коврик, спальник, очки и т.п.

 

- Паром из Лиссабона на другую сторону пролива

- Статуя Христа

- Электричка до Сетубала

- Паром до п-ва Троя

 

На пароме мы проплыли мимо г.Троя – высадились км в 10 южнее. Жаль, конечно, терять их – маршрут и так сокращенный – но мы, наверное, сможем наверстать их на обратном пути. Едем вдоль п-ва на Юг в сторону Синиша.

Ветра практически нет (слабый попутный).

Дорога отличная, по сторонам лесостепь, попадаются отдельно стоящие эвкалиптовые деревья. Справа у нас Атлантический океан, но мы его почти не видим. Слева залив, устье которого мы переплывали на пароме. На выезде с п-ва начинаются эвкалиптовые леса –тут небольшой нац.парк. Вдоль леса на многих участках пути тянется ограда – наверное, чтобы животные не выходили на дорогу. Жаль, что едем не вдоль океана, но тут тоже очень симпатично.

Как и в январе, встречаются аисты (в деревушках на столбах много гнезд, и в каждом по одной птице) – м.б., на лето тут остаются «пенсионеры»?

Несмотря на поздний выезд, доехали до одного из отмеченных у нас кемпингов (ближайшего) - Melides (примерно тут: http://goo.gl/maps/f4v61) – сворачиваем к нему с трассы. Охранник показывает табличку с ценами (за двоих в палатке что-то около 5-10 евро) и говорит, что заселиться нужно до 21час (ведь позже будет уже темно). Но мы едем сначала посмотреть Океан – мы же еще на нем не были. К пляжу ведет деревянный настил для пешеходов, в конце его деревянная закрытая кафешка и фонтанчик с питьевой водой. Т.к. надвигаются сумерки, немногочисленные посетители пляжа начинают расходиться. Решаем поставить палатку тут, с видом на океан (раз уж пресная вода в наличии). Отходим на сотню метров в сторону (вдоль берега по песку проходит грунтовая дорога, но идти по ней с велосипедом невозможно), ставим палатку уже в темноте. На закате солнца ненадолго появляются комары. Это была единственная холодная (для меня с моим облегченным спальником) ночь. А вообще, при морском климате перепад ночных и дневных температур гораздо меньше нашего.

 

 

 

02.05.13

Покидаем место ночевки в полдевятого. Заезжаем на заливчик – нац.парк около Costa de Santo Andre (http://goo.gl/maps/4iN7H), до которого немного не доехали вчера - для чего вскоре после выезда опять сворачиваем к океану. Эвкалиптовые леса сменяются сосновыми (возможно, искусственно посаженными) – пейзаж напоминает наш, но на обочине дороги вместо вереска на песке растут кактусы ))). Тут очень тихо и умиротворенно. Из людей встречаются только ранние спортсмены, вышедшие на утреннюю пробежку - все приветливо здороваются. Тут тоже есть кемпинг, и он, судя по всему, должен находиться в красивом месте. Дорога к заливу заканчивается парковкой (есть питьевая вода) – оставляем тут велосипеды и идем прогуляться. Залив, обильно заросший растительностью, весьма живописен.

Мимо меня проходит мужчина с фотоаппаратом и штативом – спрашивает, не из Франции ли я. Сам он наполовину француз - видимо, был бы рад встретить тут соотечественников ))). Когда через полчаса уезжаем, к парку подвозят целый автобус интуристов – вовремя мы покидаем это симпатичное место.

Выезжаем на основное шоссе и движемся дальше в сторону Синиша (тут недавно закончился ремонт трассы: еще не нарисована разметка; обочина обозначена стоящими вдоль нее фишками и не очищена от камушков). Обочина широкая – по ней и едем. Встречаем нескольких велосипедистов на шоссейных велосипедах, они едут в противоположном направлении, и не по внешней обочине, а по внутренней (со стороны разделительной полосы) - видимо, там чище. Вдоль дороги растут здоровые эвкалипты. На подъезде к Синишу очень удачно сворачиваем не на кратчайшую дорогу к городу, а в объезд мыса. Тут вдоль берега проложена новенькая разноцветная велодорожка – едем и любуемся видами на океан, периодически останавливаясь и фотографируя. Представляю себе, как много столетий назад тут на скалах сидел и мечтал о далеких путешествиях маленький португальский мальчик Васко J. В Синише дорога вдоль моря оказалась закрытой на ремонт – поднимаемся выше и оказываемся в городе. Сверху отлично просматривается отгороженная от океана бухта со стоящими в ней катерами и яхтами. Покупаем в магазине (координаты …) продукты на обед и едем по городу, подыскивая какой-нибудь фонтан для помывки помидоров. Вместо фонтана обнаруживаем крепость – дом Васко де Гама – и перед ней памятник, изображающий статного богатого господина (не так я себе представляла великого мореплавателя).

Выезжаем из Синиша, едем по трассе мимо порта, проезжаем по ж/д мостом и сворачиваем вправо к берегу, чтобы встать на обед. На высоком крутом берегу (корд.GPS …), поросшем жирной красиво цветущей травой, на весьма вытоптанной поляне под сосной устраиваемся на обед. Под нами берег из крупных мокрых, заросших тиной камней. Спускаюсь помыть помидоры, обнаруживаю правее стекающий по склону ручей (помидоры мыть в его воде все же не решаюсь). Вдалеке по камням ходит дядечка – то ли ловит рыбу, то ли собирает моллюсков.

После обеда, подгоняемые попутным ветром, по ошибке забрали левее, чем нужно - в горы: ехали по моему навигатору, в котором оказались отключены второстепенные дороги. Тут все по-другому: спокойные луга, поросшие мягкой травкой – совсем как в средней полосе России - и густые, но невысокие эвкалиптовые леса. В одном месте увидели забавную картину: в сырой низинке около деревни - там где у нас рос бы папоротник - из травы торчат листья пальмы.

Стремительно спускаемся с горы, проезжаем реку Мира (перед ней покупаем продукты в городке справа), сворачиваем с шоссе и долго едем узкими асфальтовыми дорожками (вдоль них за оградой апельсиновые сады, парочку упавших апельсинов подбираем на пробу) к кемпингу в Замбузейре. На подъезде к нему дорога идет вдоль берега, вдоль дороги тянется деревянная прогулочная дорожка, и имеется множество тропинок к океану. Потихоньку надвигаются сумерки. Тут можно было бы отличнейше встать на ночлег, но сначала нам нужно раздобыть пресной воды. Въезжаем в Замбузейру, тщетно пытаюсь уговорить своего товарища зайти в ближайшее кафе и разжиться водой. Находим кемпинг – обслуживающего его персонала нигде не видать, но сидящие за столиком двое туристов подсказывают, где можно набрать воды: по левой дорожке нужно проехать в дальний левый угол; труба с краном торчит прямо из земли. Быстренько набираем воды в канистру и мчимся назад к тропинкам на океан. Поспешно выбираем одну из ближайших (отъехали бы подальше, если бы было время) и ставим палатку на обрывистом берегу. Опасаюсь, как бы на следующий день спозаранку тут не начали шастать туристы – но этого не случилось. Пофотографировать окрестности удалось только утром. Это место стоянки (http://goo.gl/maps/ln21j) было самым колоритным в этом нашем походе – на высоких скалах над океаном ))).

 

03.05.13

Приходится возвращаться назад. Но мы не будем все время ехать той же дорогой, которой ехали сюда: например, ту местность, где ошибочно свернули в горы, надеемся проехать вдоль берега.

Возвращаемся к шоссе и едем на север. Видим гнездо аиста с двумя любопытными аистятами-подростками – значит, моя версия о том, что не улетают отсюда только старые аисты, неправильна.

Встречаем велосипедиста-одиночку: Дэвид из Новой Зеландии, он в пути всего третий день, но путешествие его должно продлиться год, и завершить он его планирует во Вьетнаме! Даю ему емэйл и прошу прислать оттуда фото.

После моста через р.Мира сворачиваем налево в городок, заходим за продуктами в знакомый со вчерашнего дня магазинчик MiniPreco. Находим дорогу вдоль моря, но она грунтовая, и проезжающие мимо машины поднимают столбы пыли – возвращаемся на шоссе, по дороге осмотрев пару кемпингов и помыв в них помидоры. В горы на этот раз не сворачиваем (я наконец-то сообразила включить в навигаторе изображение второстепенных дорог, а Леша контролирует путь по карте в своем планшетнике) - едем нижней (более западной) дорогой, которая вскоре сворачивает к океану. Встаем на обед на скалах у маяка в курортном городке Porto Covo (все прочие туристы в это время сидят в кафешках на улицах городка, а нам хочется быть поближе к воде). От открытого океана нас заслоняет большая скала, торчащая из воды – поэтому вода у берега спокойная и удивительного изумрудного цвета.

Едим, кормим хлебом чаек (отчего поднимается птичий переполох – их можно понять: купленный нами хлеб и вправду очень вкусный). После обеда обнаруживаю, что болты, держащие багажник на моем велосипеде, расслабились, и багажник стал тереться о колесо. Гаечных ключей у нас нет; водитель автомобиля, у которого пытались попросить инструменты, тоже не смог помочь (предложил лишь перочинный ножик). В конце концов Леша придумал выход: зафиксировал багажник, вбив между его стойками найденные тут же пробки от бутылок – получилось вполне надежно ))).

Едем дальше асфальтовой дорогой вдоль океана, заходим в ресторан выпить чашечку кофе – располагаемся на веранде, с видом на океан. Расслабившись, решаем провести здесь на пляже еще какое-то время – спускаемся к воде, устраиваемся загорать (Леша купается).

Но поднимается ветер со стороны океана, и, замерзнув, мы двигаемся в путь.

Северо-западный ветер усиливается - теперь он стал для нас встречным, что не столько трудно, сколько обидно: ведь по первоначальному плану он должен был нам помогать.

В Синиш на этот раз не заезжаем, едем в объезд, постоянно преодолевая сопротивление ветра.

Не выезжая на шоссе, удается доехать до залива, на который заезжали утром второго дня. Тут с палатками вставать запрещено, и отсюда до места нашей первой ночевки всего 1,5км, но это по песчаной дороге – а в объезд будет км 7-10, поэтому остаемся тут, скрывшись в лесу, растущим за широкой полосой прибрежных сопок. Набираем в канистру воды на парковке. Ночью в палатке обнаруживаю ползущего по руке клеща – по счастью, больше с этими тварями встречаться не пришлось.

 

04.05.13

За продуктами заезжаем в городок Melides, свернув ненадолго с шоссе вправо (т.к. дальше населенных пунктов не предвидится до самого г.Троя). День очень жаркий – около часа дня, не доезжая до г.Троя несколько км, задумываемся о сиесте: сворачиваем на запад к пляжу, обедаем под деревьями у парковки (к сожалению, в лес не зайти: он огорожен). Леша после обеда остается здесь, а я иду на пляж, где тени нет, но, благодаря ветерку с океана не очень жарко – так пережидаем разгар жары, после чего едем дальше, к месту нашей последней ночевки в этом велопоходе. В окрестностях Трои кемпингов нет – там другая специфика: гольф-клубы для английских им прочих туристов. Решили набрать где-нибудь по дороге воды и попытаться встать на восточном берегу (потому что западный, атлантический, почти на всей протяженности обнесен изгородью) – проезжая в первый день на пароме, видели вполне укромные пляжи – только бы добраться до них с нашими велосипедами. Запастить водой удалось только доехав до магазина в г.Троя. После чего проехали пару км назад и свернули влево на асфальтовую дорогу, ведущую в воинскую часть (http://goo.gl/maps/7I3Xz) – после отворота к части она превратилась в асфальтово-песчаную, но была все еще вполне проезжабельна. Подходим к заливу. Вода тут мутная – не то, что в океане – но зато на берегу много красивых перламутровых ракушек. Дожидаемся вечера, рыбаки и отдыхающие с пляжа уезжают, но приезжает компания молодежи, намеревающейся провести тут выходной день. Отходим от берега, ставим среди деревьев палатку.

 

05.05.13

Утром в очередной раз едем в г.Трою – и напрасно: там есть паром, бесплатный для пешеходов - но велосипедисты должны садиться на автомобильный паром, который отходит в другом месте - от пристани, находящейся чуть дальше воинской части.

Возвращаемся, садимся на паром, доезжаем до Сетубала, там садимся на электричку до Лиссабона (билет выдают на ту же транспортную карточку, по которой ездили на метро и на паромах; билет следует самостоятельно «прокомпостировать» в автомате). В Лиссабоне выходим в город (мы уже знаем, что нужно пользоваться грузовым лифтом), Леша отправляется на автовокзал за билетами до Севильи на завтра, а я еду в аэропорт решать судьбу багажа (получила накануне смс о том, что он найден). Выдать часть вещей мне отказываются, а забирать велорюкзак, ставший теперь, в предстоящем автобусном путешествии, неудобным, мне не хочется – решаю забрать его перед отлетом домой. Покупаю в китайском магазине широкий ремень – с ним мой новый велорюкзачок станет дорожной сумкой. Велосипед сдать не удается – Бикласс по воскресеньям закрыт. Встречаемся с Лешей в гостинице – он взял билеты до Севильи на ночной автобус (других прямых рейсов нет) – т.о., у нас будет еще один день в Лиссабоне. Отправляюсь гулять по городу – я впервые могу сделать это, никуда не торопясь и не имея никакой практической цели. Пытаюсь посетить красивое католическое кладбище, но туда свободного доступа нет – приходится подсматривать и фотографировать сквозь ворота. Направляюсь к центру города. В Лиссабоне нет благоустроенной набережной – на мой взгляд, это большое упущение: пролив наблюдается за красными крышами домов лишь с многочисленных обзорных площадок. Захожу в какой-то большой собор на горе (рядом с крепостью Castelo S.Jorge) – очень красивый изнутри. Мне повезло: по случаю воскресенья там ведется служба - играет орган, паства поет и хором вторит проповеднику: «Аллилуйя». Очень душевно и трогательно. Потом зашла еще в один большой собор (Se Catedral), в римском стиле – внутренним убранством более строгий, но тоже очень красивый и торжественный. В ней служба как раз к моему приходу заканчивалась. На следующий день нам с Лешей удалось еще раз в него заглянуть, а вот первый собор в понедельник оказался закрыт. Из центра города до гостиницы прогулялась пешком – дорога заняла около часа.

06.05.13

Утром за завтраком знакомимся с еще одним постояльцем – Бруно из Франции. Он гражданский служащий, но работает на армию. Раньше жил в Париже, но там слишком суетно, и он перебрался в Бретань. Бывал в России: в СПб, Москве и Нальчике; на Кавказе совершил восхождение на Эльбрус (а о парке Сант-Мауричи в Пиренеях не слыхал). Когда стали вспоминать известные нам достопримечательности Парижа, оказалось, что Елисейские поля – это Elisa fields - т.е., поля Элизы!

В отеле договорились оставить лешин сложенный в чехол вел на 3 дня до 9-го, а наш остальной багаж до вечера. Сдали в Биклас мой велосипед и отправились гулять в парк на холме (где можно зайти в парк, нам рассказал Эрнесто из Бикласса: например, можно идти от ст.м.Collegio Miltar – к югу оттуда есть вело-пешеходный мост над шоссе; корд.GPS …). Эрнесто же упомянул о некой запретной зоне на холме (показал пальцами решетку – и я подумала, что он имеет в виду тюрьму). В парке мы, конечно, отправились туда (предварительно купив еды в Pingo Doce в ТК «Fonte Nova» по дороге).

В этой части парка очень мило и уединенно (при желании тут можно даже встать с палаткой, закупив воды в магазине – впрочем, там где-то дальше есть и кемпинг). Возвышенность с предполагаемой тюрьмой (на деле, наверное, ее занимают военные) огорожена колючей проволокой – перелезаем через нее и устраивается обед, прячась в высокой траве. Отсюда открывается дивный вид: весь Лиссабон как на ладони.

Едим какие-то незнакомые купленные в магазине желтые кисло-сладкие фрукты – такие видели в садах, проезжая мимо на велосипеде (как выяснилось уже дома, это была мушмула).

Вечером едем на автобусную станцию, забрав в отеле багаж (хорошо, что оставили его там: камеры хранения на автовокзале Rios нет).

С этого момента наше путешествие приобрело другой, более культурный, оттенок...

 

Бюджет 1-9 мая:

12000р авиабилеты

20€*2сут*40р/€=1600р отель в Лиссабоне (Larexport Chile, 1-мест.номер) – бронирование с возможностью отмены

15€*1сут*40р/€=600р отель 5мая, без предварит.бронирования

(30€/2*1сут+20€*1сут)*40р/€=1400р отель в Севилье Santa Maria la Blanca (2-мест.номер с возможностью отмены + 1-местный номер, оплачен на месте)

25€/2*1сут*40р/€=500р отель в Фару Residencial Dandy (2-мест.номер с возможностью отмены)

39€*40 р/€=1560р автобус Лиссабон-Севилья

18€*40 р/€=720р автобус Севилья-Фару

20€*40 р/€=800р автобус Фару-Лиссабон

(1,20€+3,25€+2,90€)*40 р/€=294р паром Лиссабон, эл-ка Лис-Сетубал, паром Троя

(3€+3€)*40 р/€=240р паром из Трои, эл-ка Себубал-Лиссабон

10€*40р/€=400р морская 30-минутная прогулка из Фару на пляж и обратно

130,22€/2*40 р/€=2604р продукты (включая газ; цанговый баллон 3,60€)

10€*40р/€=400р скромный обед в центре Севильи

Итого: 22000р