Космологические представления и религиозные верования Древнего Китая

По сравнению с цивилизациями Древнего Египта и Месопотамии Древний Китай обнаруживает заметное своеобразие. Оригинальность этой культуры во многом обусловлена древнейшими мировоззренческими установками, которые уходят своими корнями в неолитическую эпоху.

К раннему, «архаическому», периоду истории Китая относят формирование космологической модели, определившей своеобразное «самовосприятие» китайской цивилизации.

Согласно этой модели мировое пространство распределяется по сторонам света: восток, запад, юг, север и центр (чжун). Главными временными координатами в этой модели служат времена года, при этом середина лета особо выделяется как некая ось годового цикла, его Центр. Такая модель мира, именуемая горизонтальной, присутствовала и в ряде других восточных культур (например, в Древнем Египте), но только в Китае она заняла ключевое положение и приобрела особую культурную значимость.

Сакрально-политический фокус мирового пространства персонифицировался в образе правителя и соотносился с царской резиденцией и столицей, которые являлись Центром. В иньскую эпоху центр обозначался как реальная или воображаемая культовая столица Инь.

Самоназвание Китая – Поднебесная – так же проистекает из древних космологических представлений, согласно которым небо имело форму круга, а земля – квадрата. Та часть земного квадрата, на которую падает проекция небесного круга и есть Центральное государство – Китай. Оставшиеся «углы» полагались варварскими землями, на которые не распространяется покровительство Неба. Геополитические представления древних китайцев носили, таким образом, крайне эгоцентрический характер.

К космологическим представлениям восходит и концепция Женского (Инь) и Мужского (Янь) начал. Женское начало соотносилось с северо-восточной и северо-западной частями мира и ассоциировалось с, соответствующими им в китайской системе символов, зимой, водой, луной. Мужское начало соотносилось с юго-западным и юго-восточным направлениями и связывалось с летом, деревом, солнцем.

Таким образом, восприятие окружающего мира в Древнем Китае было подчинено упорядоченной пространственно-временной схеме. При этом мир виделся человеку как предельно упорядоченное действо – «вселенская церемония». Эта церемония представлялась в Древнем Китае исходным, объективным, не зависящим ни от божественной, ни от человеческой воли, законом, которому подчинено мироздание. Взгляд на природу, как на бесконечное повторение некой «предустановленной» схемы, приводит к ослаблению религиозной составляющей культуры. Можно сказать, что китайские божества не были наделены таким всемогуществом, как боги Египта, они сами были подчинены стоящему над всем первоначальному природному явлению. Раннее Иньское государство располагало крайне ограниченным пантеоном богов и их образы были слабо проявлены.

Человеческое общество, по представлениям древних китайцев, мыслилось состоящим в неразрывном единстве с природой и космосом. Процессы, имеющие место в социуме, должны были совпадать с природными явлениями. Человек считался существом способным поддерживать и нарушать (до известных пределов) порядок космических процессов. При этом не только магические действия (как это было в Древнем Египте и Месопотамии), но и всякая деятельность человека отражалась на окружающем мире. Поэтому, в соответствии с китайским мировоззрением, человек должен был приводить всю свою деятельность в соответствие с законами мироздания.

Космологическое значение и сакральный смысл имели в Древнем Китае и государственное устройство и военная организация и, даже, законодательство. Особенно жестко регламентировался жизненный уклад и поведение государя. Согласно официальному постановлению Чжоусского и Ханьского периодов, в каждый конкретный сезон государю полагалось проживать в определенных апартаментах, носить одеяния нужного цвета, есть определенную пищу и т. д.

Описанные мировоззренческие модели оказали непосредственное воздействие на формирование художественной культуры Китая.

Важной составляющей древнекитайских религиозных представлений был заупокойный культ. Несмотря на то, что строительство гробниц не достигало здесь такого размаха, как в Египте, почитание умерших предков составляло основу ценностной системы китайского общества. Главный акцент при этом делался не на «материальном оформлении» смерти – захоронении, а на сохранении связи между живыми и умершим, выражавшейся в постоянной заботе о душах предков: ритуалах и жертвоприношениях.

 

Вопросы и задания:

1. Объясните происхождение самоназвания Китая – Поднебесная.

2. Опишите китайскую пространственно-временную систему восприятия мира.

3. В чем особенности социальной структуры Древнего Китая по сравнению с Египтом?