Художественная культура Месопотамии

Месопотамией или Двуречьем принято называть область бассейнов Тигра и Евфрата. Так же, как и в Египте, здесь возникает земледельческая цивилизация, благосостояние которой обеспечивается плодородной почвой, требующей, однако, ухода и орошения. Прекрасные климатические условия в Месопотамии не дополнялись наличием ценных материалов. Это побуждало жителей региона заниматься торговлей. Кроме того, выгодное во многих отношениях расположение региона привлекало к нему внимание соседних народов – цивилизация, созданная первоначально шумерами, затем наследовалась другими народами, вторгавшимися на территорию Месопотамии.

В результате культура Двуречья оказывается менее цельной, а выработанный ею стиль переживает со временем определенные трансформации.

Поскольку, как уже отмечалось, район был беден минералами и металлами, основным материалом становится глина. Из глины шумеры, аккадцы, вавилоняне не только делали кирпич, декоративные плитки, статуэтки, посуду, но и материал для письма. Графический стиль письма сложился здесь под влиянием особенностей материала и техники – значки процарапывались-продавливались палочкой по сырой глине. Идеограммы, соответствовавшие словам или слогам составлялись как бы из отдельных «клинышков» и имели отвлеченную, абстрактную форму. Глиняные библиотеки были громоздкими, но обладали большой прочностью – не горели, не гнили. В результате до наших дней дошло большое количество текстов, которые удалось расшифровать и прочитать. В частности, был прочитан, записанный на табличках древнейший эпос – миф о Гильгамеше.

Этот литературный памятник несет на себе отпечаток мировосприятия и религиозных установок шумеро-аккадской и вавилонской культур. Основная тема произведения – стремление к бессмертию и богоподобию. Главный герой – Гильгамеш – воплощение силы и величия, однако он человек и как всякий человек обречен уйти из жизни в мрачное царство теней. Все попытки приблизится к богам заканчиваются для героя потерями и поражением. Путь к бессмертию намечен только один – через достижение славы, которая сохраняет имя в памяти потомков.

Этот сюжет показывает, что в культуре народов Двуречья не сложилось представления о возможном «посмертном благоденствии», возможно, поэтому история этой цивилизации так насыщена яркими событиями, полна драматизма. Светлая отстраненность, мистичность ощущаются лишь в произведениях раннего шумерского периода – небольшие скульптурки, изображающие молящихся, сцены «предстояния перед божеством». Кроме круглой скульптуры в культуре Двуречья были распространены мозаики и рельефы. Можно заметить, что здесь использовался практически тот же прием изображения фигуры, что и в Египте: соединение бокового и фронтального планов. Однако правила изображения не носили столь жесткого характера, и сама система претерпевала некоторые изменения. Так фигуры или, точнее, фигурки изображенные на шумерских мозаиках отличаются приземистыми пропорциями, увеличенным размером головы, на которой выделяется крупный нос. В сочетании с благожелательными улыбками на лицах эти черты придают образам оттенок комизма. В дальнейшем образы становятся более строгими, суровыми, напряженными, пропорции фигур вытягиваются. Ассирийские рельефы отличаются большей детализацией в проработке формы, образы совершенно утрачивают обаяние непосредственности и наивность, отличавшие шумерские изображения. Воинственный характер ассирийской державы нашел свое выражение в образах могучих властителей, художники стремятся подчеркнуть мощную мускулатуру, строгие, суровые выражения лиц. Масштабы изображений в этот период увеличиваются, появляются монументальные каменные плиты, украшенные рельефами – ортостаты. Часто встречается изображение фантастических существ: быков-шеду, крылатых людей. Особой выразительностью отличались сцены царской охоты на львов.

Оригинальная техника и вид мелкой пластики, характерный для культуры Месопотамии - искусство изготовления цилиндрических печатей. Цилиндрические печати были распространены практически на протяжении всего существования цивилизации Двуречья. Они представляли собой небольшие каменные цилиндры, покрытые рельефами – прокатывая такую печать по сырой глине можно получить полосу рельефа. Такие печати изготавливались на заказ и служили эквивалентом подписи при заключении договоров. Каждый цилиндр, таким образом, был совершенно уникальным. Искусству Месопотамии в целом не присуще стремление к тиражированию одинаковых образов, которое так ярко проявилось в Египте.

Еще один специфический вид изобразительного искусства – рельефы из глазурованных кирпичей. Такой кирпич, как правило, использовался при строительстве храмов. Широкое распространение этой техники характерно для Вавилонии и Ассирии. В Вавилоне по обе стороны проспекта Процессий шла высокая стена, покрытая эмалированными изображениями золотистых львов на синем фоне. Всего насчитывалось 120 фигур по 2 метра каждая. Проспект начинался от знаменитых ворот богини Иштар (VI в. до н. э.), которые так же были сложены из глазурованных кирпичей и украшены изображениями белых быков и драконов на синем фоне.

Самыми заметными памятниками архитектуры Месопотамии были зиккураты – монументальные сооружения, имевшие характерную ступенчатую форму. Форма зиккуратов, в общих чертах была найдена еще в шумерский период. Первые зиккураты представляли собой трехступенчатую башню, пристроенную к святилищу квадратной или прямоугольной формы. Впоследствии роль башни в храмовом комплексе все увеличивалась, а размеры храма все уменьшались, так что в Вавилоне храм размещался уже не рядом с башней, а на ее верхней площадке. Количество «ступеней» зиккурата и, соответственно, его высота тоже возрастают.

Культовое назначение этих сооружений не вызывает сомнения у исследователей, однако, роль верхней площадки зиккурата трактуется по разному: жертвенник, обсерватория, место обитания божества. По всей видимости, площадка совмещала в себе все эти функции. Религиозная жизнь в государствах Двуречья была чрезвычайно насыщенной, на это указывает само количество культовых построек – уже в древнейшем шумерском городе Эриду имелось 18 храмов, посвященных различным богам.

Вавилон поражал современников размерами и великолепием храмов-зиккуратов. Не случайно с этим городом связана библейская легенда о строительстве грандиозной башни, ведущей на небо. Большинство исследователей видят прообраз этой башни в зиккурате Этеменанки (в переводе – «фундамент земли и неба»). Это была семиступенчатая башня на квадратной каменной платформе 90х91 м. и такой же высоты. Семь последовательно уменьшающихся этажей зиккурата, выложенные их глазированных кирпичей семи различных цветов, символизировали различные уровни Вселенной. На верхней площадке этого гигантского сооружения находился храм бога Мардука.

Зиккураты были связаны также с представлениями жителей Месопотамии о «священной горе», на вершине которой находятся ворота к небу, и которая служит магическим источником жизни, порождающим «плоды и воды».