Вопрос №21: Что такое свобода и какие типы свободы бывают.

 

Свобода – это возможность быть собой. Быть собой – это как минимум принадлежать к одной из четырёх антропологических концепций. Все эти несхожие между собой концепции объединены тем, что человек в них остаётся лишь частью, пытающейся восстановить своё единство с Целым – то есть субстанцией, достижение которой сулит совершенство. Следовательно, свобода является средством для достижения совершенства – цели, которая заявляет о себе человеку в разных формах необходимости. Необходимость есть жажда недостающих ценностей, высшей формой которых выступает само совершенство. Так необходимость недостающих ценностей рождает свободную устремлённость к ним человека, а сама свобода становится осознанной их необходимостью. Необходимость моральных ценностей разрешается свободным выбором; необходимость физических ценностей – свободной волей; необходимость интеллектуальных ценностей – свободным разумом; а необходимость духовных ценностей – свободным духом.

Самая низшая – моральная свобода, опираясь на телесные чувства, воспринимает внешний материальный мир с его предметами и явлениями и делает среди них выбор, обеспечивая моральное удовлетворение. Несовершенство морального выбора объясняется самым выбором, за который всегда нужно нести ответственность.

Физическая необходимость рождает ответную реакцию человека, которая может проявляться в его свободной воле. И если моральный выбор несёт ответственность за моральное выживание человека, который либо остаётся в мире человеческих ценностей, либо возвращается в мир естественных страстей, то физическая необходимость ставит перед человеком проблему физического выживания перед лицом гибнущего мира.

Интеллектуальная необходимость создаёт условие для рождения ещё более высокой свободы – свободы разума, которая становится адекватным ответом мудреца на агрессию мира. Мудрец, подобно повзрослевшему ребёнку, постиг совершенную организацию мира, которая возникла либо сама собой, либо благодаря наилучшему из творцов – Богу. Поэтому всякое вторжение в божественный «организм» (в первом случае), либо в наилучшее Его творение (во втором случае) в равной мере становится надругательством над Богом. Миром можно только любоваться и восторгаться. Однако узреть мир таковым способен только совершенный разум, для которого невторжение, недеяние, невмешательство, бездействие и созерцательность становятся высшими его добродетелями.

Жажда духовных ценностей даёт возможность реализовываться духовной свободе, являющейся не только высшей формой всех ранее перечисленных видов свободы, но и выступающей по отношению к ним целью, в то время как все они остаются по сравнению с ней средством. Свобода человеческого духа либо уподобляет Богу, либо единит с Ним.