Вопрос №20: Что такое совершенство.

 

Совершенство – это предел развития способностей естества. Поскольку всякое естество выступает атрибутом субстанции, то функция совершенства связана с обеспечением гармоничной связи между жизнью целого и его части. Иначе говоря, совершенства самого по себе не бывает, оно всегда относительно той области, частью которой является. Поэтому можно выделить нравственное совершенство, которое во всём стремится делать добро; эстетическое совершенство, отражающее в своём творчестве красоту; интеллектуальное совершенство, обнаруживающее везде следы истины; духовное совершенство, способное во всём видеть Бога или его промысел. Всё это свидетельствует о том, что совершенство находится в тесной взаимосвязи с категорией «гармония». Под гармонией подразумевается организация целого, за которой стоят либо субстанция, либо мир, либо общества, либо область знания. Совершенство же отражает качество отношения между целым и его частью, несущей в себе обобщённый образ человека, животного, растения, предмета. Чем выше организация – гармония целого, тем выше уровень совершенства. Поэтому наивысшая степень совершенства – духовное совершенство, потому что через него самая высокая часть мира – человек — способен сгармонизировать себя с Богом, став богоподобным, а в некоторых системах – богоравным.

Совершенство есть единство всех добродетелей в своей неразрывной целостности, а добродетель есть кратчайший путь к совершенству, обладающему благом бытия.

Многообразие философских концепций с их философской картиной мира и соответствующей ей природой человека обуславливает и множество типов совершенства, каждый из которых выдвигает свой идеальный образ.

Моральный образ совершенства присущ материалистически-стихийной концепции видения мира стоиков, которые полагают, что человек должен с любовью и благоговением принимать все события, которые случаются с ним в мире.

Физический образ совершенства принадлежит диалектическому материализму. Здесь человек выступает усовершенствованным образом животного мира, а это значит, что каждый этап становления человеческой природы связан с приближением к идеальному образу гармонично развивающейся личности, сочетающей в себе как предельно высокие морально-нравственные качества, так и красоту и здоровье физического тела.

Для субъективного идеализма, утверждающего первичность индивидуального сознания перед существованием мира, символом интеллектуального совершенства выступало такое отношение ко всему, в котором мир виделся продолжением индивидуального сознания.

В объективном идеализме можно выделить два обоснования совершенства. Первый связан с миро- и жизнеотрицающей концепцией. Второй подход основывается на миро- и жизнеутверждающей концепции.

В первом подходе мир и существование в нём человека выступали следствием его индивидуального невежества (авидьи), усиленной всеобщим невежеством (майей).

Во втором подходе существование мира и пребывание в нём человека не подвергается сомнению. Более того, они выступают продуктом божественного творчества, чья деятельность является универсальным образом всех форм совершенства.