Вопрос №10: Космоцентрическая концепция происхождения человека.

 

В этой концепции субстанцией выступает космос. Механизмом возникновения человека из космоса становится эманация (истечение низших сфер бытия из высших, при этом высшие сферы остаются в неизменном состоянии, а низшие сохраняют в себе структуру высших).

Образ человека, отражая подобие высшей реальности – макромира представляет собой микромир с одной для всех живых существ душой. В этой концепции, как правило, природа человека изначально добра, потому что космос, имея благую природу своего происхождения, распределяет эту благодать на все свои части. Следовательно, чтобы достичь совершенства, нужно только не изменять своей природе.

Ярким примером, демонстрирующим наглядность космоцентрической концепции, является платоновская доктрина, где великолепно иллюстрируется связь, метафизической картины мира с антропологической концепцией.

Мир платоновских идей представляет собой абсолютную иерархию идеальных субстанций, каждая из которых наделена не только смыслом существования и местом пребывания в пространстве, но также и числом, отражающим долю её участия в жизни Целого.

Одним из этапов космоцентрической концепции является двойное учение о метемпсихозе, где главная концепция метемпсихоза касается только первого воплощения души в тело. Второй же взгляд на метемпсихоз затрагивает все последующие воплощения. Так, главная концепция обуславливает качество воплощения души в тело, в зависимости от того, насколько хорошо она смогла узреть идею Блага, предопределяя этим будущую судьбу исключительно в человеческих телах, чья иерархия отражает «лестницу» возможных невежеств. Самое лучшее воплощение - это судьба философа, а наихудшее – софисту и тирану.

Космоцентрической концепция является логическим продолжением метафизической картины мира и считает реальным телесное существование человека, жизнь для которого остаётся наказанием за метафизические «просчёты» души, не удержавшейся в высших сферах бытия. Зато, достигнув совершенства, индивидуальная душа сливается воедино с мировой и обретает всю полноту космического бытия. Если же это состояние достигнуто уже при жизни, то перед нами встаёт образ мудреца, масштабы мировоззрения которого достигают границ космоса.