Вопрос №5: Мистическая картина мира.

Мистика – это экстатическое переживание единения с Абсолютом, которое открывает на интуитивно-духовном уровне подлинную природу всего. Однако поскольку мистический опыт невозможно передать словами, то мистики пользуются образными сравнениями, благодаря которым можно лишь отдалённо приблизить к пониманию неискушённого мистикой слушателя. Мистики делятся на две условных группы: те, кто пытается выразить пережитое словами, - они выступают учителями человечества; и те, кто понимает бесполезность подобной попытки, потому и молчит. Эти мистики остаются отшельниками в мире, отрекаясь от него по мере приближения к совершенству.

Мистическая картина мира обязана своему возникновению философам объективно-идеалистического направления, которые, абсолютизируя и обожествляя непроявленное для глаз пространство, считали его причиной рождения интуитивной способности сознания, не зависящей от воли человека. Возникая как бы из Ничто, интуиция возвращается назад в пустоту, рождая, как следствие определённое отношение человека к миру и самому себе. Здесь мир обретает ту же иллюзорность и скоротечность, какая свойственна интуитивному озарению, исчезающему в следующий миг после своего рождения.

Согласно труду Гермеса Трисмегиста «Поймандра», Бог представляет собой бесконечную, ничего не содержащую в себе идею покоя, которая качественно оценена как благо. Будучи благим, Бог освобождает в себе место, в котором будет пребывать мир. Место абсолютно пусто и потому становится условием для зарождения в нём мира. Мир, в отличие от места, заполняется энергией Бога, которая из состояния покоя перешла в движение. И эта движущая энергия становится воздухом, наполняющим собой пространство мира так, что в нём не остаётся пустот. Воздух становится тем подвижным телом, которым наполнен мир. И этот воздух, представляя разную степень концентрации, имеет диапазон своих превращений от звёздного неба до камня. Человек же является промежуточным звеном между неорганическим миром и божественным. Так Бог становится миром и человеком, воздушно-световое содержание которого есть лишь разная степень его насыщения. Однако поскольку мир есть временное и непостоянное состояние вечного Бога, то во вселенной нет и не может быть истины, а всё есть «видимость и наваждение» - именно в этом и есть мистическая картина мира.

Также мифическую картину мира продемонстрировал Яков Бёме. В его мистическом рационализме не найти чётких границ, отделяющих Бога от мира. А потому, говоря об одном, приходится обращаться к другому.

У Бёме Бог представляет собой полную нераскрытость, которая может быть выражена только на языке отрицательного (апофатического) богословия. Бог в самом себе есть безосновная основа всего – всех вещей и явлений. Он есть одновременно Ничто и Всё.

Если же попытаться рационально представить себе подобное божественное Ничто, то оно примет характер «пустого единства», которое абсолютным образом включает в себя все потенциальные противоположности, выступающие основой первоволи, изливающей из себя мир, природу, человека с целью самопознания своих ущемлённых ограниченностью возможных форм.

Благодаря трёхипостасному Ничто Бёме демонстрирует своей философией, как божественная Воля разворачивает себя в спирали, опоясывающей при развёртывании ряд окружностей, всё увеличивающихся в диаметре. Эти окружности рождают спираль звёздного мира, природы, и самого человека. Мир, с точки зрения Бёме, и все его предметы - это результат саморазворачивающегося Ничто.

Своим учением Бёме предвосхищая метафизическую диалектику Гегеля и материалистическую диалектику Маркса, создаёт мистическую диалектику, которой суждено в истории философии сыграть роль «генома», разворачивающего из себя иные формы диалектического видения мира.