Изобразительное искусство эпохи Древнего царства

С самых первых шагов культура Древнего Египта обнаруживает собственный почерк, свой стиль, который в течение многовековой истории будет подвергаться лишь незначительным изменениям, то достигая небывалой утонченности, то огрубляясь и приходя в упадок. В целом язык египетского искусства отличается геометрической точностью, выверенностью композиции, ясностью и чистотой линий, лаконизмом художественных средств.

Склонность к обобщению и стилизации объясняется отчасти тем, что изобразительное искусство Египта развивалось в тесной связи как с письменностью (рисунчатое письмо), так и с декоративно-прикладным искусством и архитектурой – и в том и в другом случае от изображения требовалась ясность, простота, рациональность.

Еще один существенный фактор, повлиявший на стиль египетского искусства – наиболее часто употребляемый природный материал. Египет, занимавший сравнительно небольшую территорию оазиса, образованного долиной Нила не располагал избытком такого материала как дерево, зато был богат различными минералами. Египетские мастера еще в древнейшие времена научились тончайшим образом обрабатывать различные породы камня, однако, при всем мастерстве, на обработку такого твердого материала приходилось тратить много сил – отсюда своеобразная «экономичность», сдержанность египетского искусства, предпочтение прямых строгих линий, плавность изгибов, сглаженность и некоторая уплощенность форм. Эти качества из скульптуры переносятся и в живопись, которая изначально существовала как раскрашенный низкий рельеф.

Основные принципы создания изображений были найдены мастерами еще в древнейшую эпоху. Об этом свидетельствует такой ранний памятник как плита фараона Нармера. Эта каменная плита высотой 64 см., предназначенная, судя по характерному круглому углублению на одной из сторон, для растирания неких веществ, была выполнена в память о важнейшем историческом событии – объединении Верхнего и Нижнего Египта. Объединение произошло на рубеже 4-го и 3-го тысячелетий до н. э. в результате военной победы одержанной фараоном Нармером.

Рельефы и надписи на обеих сторонах плиты повествуют об этой победе. Фигура фараона-победителя украшает лицевую «нерабочую» сторону плиты. Он изображен в том повороте, который характерен практически для всех египетских росписей и рельефов: голова его повернута в профиль, плечи анфас, ноги опять в профиль. Стройная прямая фигура фараона, облаченного в высокую корону Верхнего Египта, возвышается над поверженным наземь противником, изображенным в несколько меньшем масштабе. В нижней части плиты «под ногами» фараона изображены две фигуры, символизирующие покоренных жителей Нижнего Египта. Кроме того, композиция включает в себя еще ряд символических изображений – сокол являет собой Гора, бычьи головы, венчающие композицию, так же указывают на божество-покровителя. Вся композиция направлена на решение «информативной задачи» - в ней нет ни одной детали добавленной только «для красоты» – каждый элемент несет в себе важную с точки зрения людей того времени информацию. При этом важен не только «набор» изображений, но и их взаиморасположение и размер: маленький размер фигуры говорит о незначительности социальной роли изображенного лица, расположение в нижней части композиции указывает на подчиненное положение.

Исходя из такого понимания целей и задач изобразительного искусства, нетрудно понять и основные правила изображения человека – канон, принятый древнеегипетскими художниками.Правила изображения были рассчитаны не на то, чтобы создать у зрителя впечатление иллюзорного сходства с реальной ситуацией (разворот туловища по отношению к голове и по отношению к ногам на 90 градусов совершенно неестественен), а для того, чтобы донести до зрителя максимум информации о внешнем виде человека. Изображение человека у египтян, фактически, является чертежом фигуры, выполненным с совмещением разных проекций.

Той же теме войны за объединение Египта посвящен и рельеф, украшающий рукоять ритуального ножа из слоновой кости. В этой композиции обращает на себя внимание то, что фигуры воинов (изображена военная сцена) расположены достаточно свободно, а позы их отличаются живостью и непринужденностью. Оба предмета изготовлены приблизительно в одно и то же время и посвящены одному событию, различие состоит в том, что на одном из них рассказывается о непосредственных событиях – ходе сражения, а на втором «изображен смысл» произошедшего, на одном изображены обычные воины, на другом – фигура фараона. Таким образом, на раннем этапе в египетской художественной культуре сосуществовали и взаимодействовали два подхода к изображению: повествовательно-иллюзионистический (показать зрителю событие) и символический (раскрыть смысл события). В дальнейшем первый подход в чистом виде сохранится лишь «на периферии» изобразительной деятельности (народное искусство, учебный рисунок), а второй утвердится в качестве ведущего в официальном искусстве. Конечно, здесь нельзя говорить о полной изоляции этих принципов, поскольку никакая символика не может обойтись без элементов «иллюзорности».

Чтобы понять, почему древнеегипетское искусство существует в дальнейшем как условно-символическое и строго каноническое нужно так же помнить об особой роли и назначении произведений живописи и пластики, об их неразрывной связи с религиозным культом и, в частности, с погребальными обрядами.

Из всех ушедших культур древности ни одна не оставила нам такого богатого материального наследия, как культура Древнего Египта. Причина этого заключается не только в том, что эта культура просуществовала более двух тысяч лет, но и в том, что египтяне приложили большие усилия для того чтобы сохранить для нас собственное наследие, и хотя до нас дошла лишь небольшая толика из того, что было погребено ими под землей, Египет и сейчас является местом паломничества археологов. Гробницы египтян представляли собой тщательно замурованные подземные камеры, наполненные разнообразнейшими предметами быта. Несмотря на то, что на протяжении многих веков они подвергались разграблениям, многие произведения искусства оказались нетронутыми. Это, в первую очередь, настенные росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, а так же произведения скульптуры, выполненные из недорогих материалов – камня, глины, иногда дерева.

Одна из главных забот создателей гробниц заключалась в том, чтобы оградить их от вторжений – вход в погребальную камеру тщательно скрывался или просто замуровывался наглухо. Расписывая стены и высекая статуи, древнеегипетские мастера не рассчитывали на то, что ими когда-либо будут любоваться другие люди. С точки зрения современных представлений о назначении и смысле искусства их деятельность не имела смысла. Однако, судя по высокому художественному уровню росписей, рельефов, статуй их авторы работали с воодушевлением и придавали своей деятельности большое значение. Так же как в культуре первобытной эпохи изображения в Египте часто создавались не для эстетического любования, а для «использования» в магических целях. В первую очередь это относится к статуям, найденным в гробницах. Портрет усопшего в рост, выполненный из твердого камня (часто использовались сланец, диорит, базальт, обсидиан) должен был служить вечным приютом его душе в том случае, если его забальзамированное тело все же разрушится. Статуя предназначенная заменить тело должна была обладать качеством сходства с умершим, таким образом, в Египте развивается жанр портрета.

return false">ссылка скрыта

Своеобразие древнеегипетского скульптурного портрета определялось тем, что внешнее сходство не было единственной целью ваятеля. Каменное прибежище жизненной энергии человека (Ка) должно было выражать идею вечности, к которой принадлежит человеческая душа. Изображение умершего должно было исключить указания на время, то есть на возраст. Если мы обратим внимание на скульптурные изображения, найденные в гробницах, у нас может сложиться впечатление, что знатные египтяне умирали в расцвете лет, однако исследования показывают, что средняя продолжительность жизни была достаточно высокой. Следовательно, портретисты, передавая внешнее сходство, стремились устранить признаки старости. Выражение лица портретируемого так же должно было соответствовать идее неизменности – лица выражают покой, внутреннюю собранность, женские образы часто отмечены особым выражением светлой безмятежности. При передаче этих тонких, едва уловимых оттенков внутреннего состояния особое внимание уделяется глазам – глаза выделяются черной обводкой, часто для большей выразительности используется инкрустация из полудрагоценных камней или стекла, с подложенной под него медной фольгой.

Большое значение придавалось и позе – в ней так же не должно быть ничего случайного. Позы статуй, как правило, статичны – человек изображался либо прямо стоящим с выставленной вперед ногой и плотно прижатыми руками, либо сидящим фронтально с руками, лежащими на коленях. Примером первого типа статуи может служить известный памятник – изображение фараона Микерина с двумя богинями. Это сложная композиция, объединяющая три фигуры, была создана в период первого, может быть, самого яркого расцвета египетской культуры. Композиция отличается устойчивостью и симметрией, фигуры статичны, ориентированы строго фронтально и, в то же время, выражения лиц с широко распахнутыми глазами несут на себе печать какого-то едва уловимого внутреннего движения. Сквозь внешнюю неподвижность и бесстрастность явственно проступает светлое оптимистическое настроение. Эта скрытая динамика выражена не только в лицах, но и в фигурах – нога фараона столь решительно выдвинута вперед, а кулаки сжаты так крепко, что кажется – только хрупкие пальчики богинь. лежащие на его предплечьях, не дают ему сделать следующий шаг.

К другому типу относился известный портрет фараона Хефрена. Фараон изображен сидящим на простом кубообразном троне со спинкой. Проработка черт лица отличается мягкостью, пластичностью. Изображение это носит сакральный характер – на спинке трона стоит сокол Гор, он обнимает голову фараона крыльями, символизируя покровительство. Торжественность позы, твердость выражения лица выражают божественное величие власти. Статуя выполнена из чрезвычайно твердого камня – диорита.

Ознакомившись с рядом египетских памятников, можно заметить, что правила изображения, соблюдаются тем пунктуальнее, чем выше ранг изображаемого лица. Портреты фараонов всегда подчинены жестким канонам, они отличаются наибольшей статичностью, замкнутостью, отрешенностью. Изображая сановников или писцов скульпторы позволяли себе большую свободу – лицам придается некоторая оживленность, в позах тоже возможны небольшие отклонения от образцов.

Так портрет карлика Сериба с женой и детьми доносит до нас не только особенности внешности изображенных, но характер их отношений – супруга мягко обнимает за плечи своего мужа, на ее круглом лице мягкая добродушная улыбка. Скульптурная группа выполнена из мягкой породы камня и раскрашена. В той же технике выполнена и известная статуя писца Каи – она относится к особому типу – писец изображен за работой, он сидит, сложив ноги «по-турецки», держа на коленях дощечку, а в руке палочку для письма.

То, что писец занят работой, показано не только позой, но и взглядом – его глаза выражают сосредоточенность, внимание и готовность. Удивительная живость этой статуи объясняется еще и ее удачной раскраской.

Художественные качества египетских скульптур в значительной мере определялись их священным смыслом и магическим назначением. При этом связь материального изображения с душой Ка не обеспечивалась полностью правдоподобием и каноничностью образов. В качестве средства использовались так же и надписи, которые, как правило, высекались на постаменте. надписывалось в первую очередь имя изображенного, так как имя для египтян представляло одну из восьми основ, составляющих сущность человека. Кроме имени на статуе могли присутствовать и заклинания. Такое интересное соединение скульптуры и иероглифического декора являют небольшие статуэтки – ушебти. Эти статуэтки, напоминающие до половины спеленатых младенцев со скрещенными руками, в которых они иногда держали сельскохозяйственные инструменты, должны были становиться слугами умершего. Вся нижняя часть фигурки плотно покрывалась иероглифическими знаками.

Еще более тесная связь надписей и изображений наблюдается в монументальной живописи. Практически все композиции, размещенные на стенах гробниц, сопровождались иероглифическими надписями, пояснявшими изображение. При этом надписи настолько органично вплетались в ткань рисунка, так что иероглифы становились неотъемлемой частью изображения, а изображение в целом напоминало один сложный иероглиф.

Стены захоронений, относящихся к периоду Древнего царства, в большинстве случаев покрывались невысокими раскрашенными рельефами. Несмотря на использование объема, эти композиции скорее можно отнести к живописи, чем к скульптуре – неглубокий плоский рельеф призван подчеркнуть контуры изображения, придать форме большую графическую завершенность. Иногда стены украшались просто рельефами – в этом случае они делались несколько более выпуклыми. Живопись и рельеф в Древнем Египте были так тесно связаны и так сходны по композиционным приемам, что их можно рассматривать как единое искусство.

Изображения, размещенные на стенах гробниц, призваны были увековечить жизнь усопшего в потустороннем мире, где умерший, по представлениям египтян, должен был вести жизнь, сходную с земной. Они, можно сказать, служили средством перенесения некоторых, наиболее существенных реалий прошедшей жизни в будущее существование. На стенах погребальных камер можно увидеть многочисленные сцены повседневной тематики: крестьяне, занятые сельскохозяйственным трудом, тучные стада и пастухи, писцы за работой, танцовщицы и музыкантши. Однако это «копирование жизни» не является наивным и непосредственным, оно подчинено строгим законам отбора самой существенной информации – в композициях нет ни одной лишней или случайной детали. Единственная тема, которая позволяет художникам проявить некоторую самостоятельность – изображение природы, которое допускалось в традиционной сцене путешествия души умершего. Птицы и цветы лотоса, окружающие ладью, являлись относительно случайными элементами, и их изображение отличается живостью, несет на себе отпечаток непосредственных впечатлений.

Самым известным памятником древнеегипетской архитектуры, несомненно, являются пирамиды. Их сооружение так же приходится на период Древнего царства и отмечает время его наивысшего расцвета.

Грандиозные усыпальницы фараонов IV династии поражают гигантскими размерами и математической правильностью формы. Однако эта характерная форма была найдена далеко не сразу. Царские захоронения, относящиеся к правлению первых двух династий имели наружную форму вытянутого прямоугольника, напоминающего скамью: отсюда их название мастаба(в переводе с арабского – скамья). Постепенно такие гробницы начинают строить себе и высокопоставленные лица. Чтобы подчеркнуть коренное отличие фараона как сакральной фигуры, обеспечивающей связь Египта с миром богов необходимо было найти новую форму.

Впервые пирамидальная форма была использована при строительстве гробницы фараона Джосера. Пирамида Джосера, возведенная зодчим Имхотепом, не является правильным геометрическим телом – она имеет ступенчатую форму. Существует предположение, что вначале она представляла собой традиционную мастабу, которая затем была достроена до пирамиды добавлением еще пяти постепенно уменьшающихся параллелепипедов. Погребение Джосера замечательно не только новой конструкцией самой усыпальницы, но и пристроенным к ней заупокойным храмом. Композиция храма включала в себя гипостильный зал, потолок которого поддерживался многочисленными колоннами. Такие залы впоследствии станут характерной чертой древнеегипетской архитектуры. Формы колонн храма Джосера, напоминающие собранные в пучок стебли папируса или имеющие колоколообразные капители, так же будут практически канонизированы.

Первая пирамида «классической» формы была выстроена фараоном Хеопсом – это самая большая из трех знаменитых пирамид в Гизе (первоначальная высота – 146, 6 м). Соседствующие с ней погребения фараонов Хефрена и Микерина строились наследниками Хеопса и следовали заданному им образцу, но имели несколько меньший размер. При строительстве пирамид египтяне продемонстрировали не только и даже не столько художественный вкус, сколько инженерные достижения, а так же высокий уровень знаний в области математики и астрономии: ребра пирамид ориентированы строго по сторонам света, угол их наклона рассчитан с большой точностью. Первоначальный облик этих грандиозных сооружений отличался от современного вида – грани их были облицованы отполированным камнем различных цветов, они сверкали на солнце, отражая свет. Это придавало сооружениям большую легкость. Возле пирамид были так же построены заупокойные храмы, однако до наших дней дошли лишь остатки одного их них - примыкавшего к пирамиде Микерина. Заметной частью архитектурного комплекса является большой сфинкс – изображение фантастического существа с телом льва и головой человека. Сфинкс расположен рядом с пирамидой фараона Хефрена и является его символическим портретом.

Вопросы и задания:

1. Опишите основные принципы египетского изобразительного канона. Чем они обусловлены?

2. Назовите материал, чаще всего используемый в египетской скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Каким образом использование этого материала отразилось на стиле изобразительного искусства?

3. Каким образом заупокойный культ повлиял на формирование египетской скульптуры?

4. Назовите имя фараона, выстроившего самую высокую пирамиду. Какой символический смысл несла в себе пирамидальная форма?