Живопись эпохи Мадлен.

Высоким художественным уровнем отличается искусство эпохи Мадлен – здесь окончательно складывается своеобразный стиль пещерного искусства – ранее найденный прием «дорабатывания» естественного рельефа, обогащается здесь умелым использованием цвета, рельефные изображения становятся более объемными, иногда почти отделяясь от стены.

К периоду Мадлен принадлежит такой известнейший памятник, как Альтамирская пещера в Испании. Стены и потолок этой пещеры украшены росписями такого высокого художественного уровня, что их первооткрывателя – историка Марселино Саутуолу, первоначально обвинили в фальсификации. Только через 20 лет – в начале ХХ века подлинность фресок была признана научным сообществом. Сейчас их возраст датируется приблизительно 13 тысячелетием до н.э.

На стенах Альтамиры изображены разнообразные представители древней фауны: быки, туры, олени, лошади, горные козлы, животные из породы кошачьих; встречаются так же отдельные знаки и линии. Наибольшей известностью пользуются росписи так называемого «большого зала», в котором центральное место отведено изображениям быков. На примере этих росписей можно рассмотреть основные черты «зрелой» пещерной живописи. Первое, что обращает на себя внимание – это динамика и разнообразие поз – некоторые быки изображены лежащими, их громадные тела уютно и естественно свернуты «в клубочек», некоторые стоящими, грузный кабан «пойман» в момент стремительного бега. Еще одной особенностью альтамирских росписей является богатство цветовой гаммы – в качестве красителей использована охра, марганец, каолин, лимониты и гематиты. Колорит росписей строится, таким образом, на разнообразии золотистых, коричневых, красноватых тонов, с дополнением глубокого коричневого и черного. В сочетании с умелым использованием выпуклостей поверхности цветовое и тональное разнообразие создает эффект объемности, глубины изображений. Первобытные мастера так же достигают совершенства в передаче деталей – морды, глаза быков, отличаются большой выразительностью.

В то же время, при всей отточенности стиля, при всем мастерстве в изображении фигур, обращает на себя внимание то, что каждый зверь существует как бы отдельно, изолированно от других. Можно сказать, что быков нарисовано много, но нельзя сказать, что нарисовано стадо быков: многочисленные изображения не складываются в единую композицию. Несмотря на то, что изображения не только тесно соседствуют друг с другом на плоскости, но, порой накладываются одно на другое, они абсолютно разобщены. Животные, композиционно расположенные на одной плоскости, в то же время, «не видят друг друга». Чем же объясняется такое странное пренебрежение композицией?

Можно было бы предположить, что «законы композиции» не были еще освоены первобытными художниками, однако рисование отдельной фигуры требует определенного композиционного навыка, поскольку пропорции и композиция тесно связаны. Кроме того, даже на более раннем этапе изредка встречается изображение небольших «сцен охоты», в которых достаточно убедительно показано взаимодействие двух фигур. Поэтому более правильным будет предположить, что задача создания композиции по какой-то причине не стояла перед художниками – для них было важно изобразить одного зверя. Интересное объяснение этому можно найти у В.Б. Мириманова, который предполагает, что в рамках палеолитической культуры изображение рассматривалось как процесс, а не как результат, то есть не так важна была готовая «картина», как процесс ее создания. Чтобы понять это, необходимо вспомнить о том, что первобытное искусство было теснейшим образом связано с религиозными представлениями и магическими действиями. Культура первобытного общества была до такой степени проникнута магизмом, что едва ли не каждый ее акт имел соответствующую направленность. Это, по всей видимости, относилось и к процессу создания изображений. Весьма вероятным представляется, что живопись в доисторическую эпоху была гораздо ближе к временным искусствам – пению, танцу, пантомиме, чем сейчас. Этим «родством» легко объясняется и некоторая спонтанность изображений - создание их напоминало своеобразный танец и заключало в себе момент импровизации, непредсказуемости. На это указывает и сам характер графических и живописных приемов и техники – изображение наносилось на поверхность широкими мазками кисти или длинными плавными касаниями пропитанного краской шерстяного тампона. Совершенно очевидно, что художник создавая рисунок непрерывно «двигался вперед», не возвращаясь к уже сделанному, так же как танцор во время исполнения танца никогда не повторяет неудавшиеся движения «чтобы исправиться». Сами материалы, использовавшиеся художниками практически исключали возможность исправлений.

Таким образом, изображения, объединенные в нашем восприятии единой плоскостью, для их создателей были разделены временными интервалами.

Живопись и скульптура палеолитической эпохи зачастую были связаны с промысловой магией – через овладение образом зверя человек надеялся овладеть им самим. Некоторые наскальные рисунки или скульптурные «макеты» имеют на себе следы механического воздействия – оно служили для имитации сцен охоты. Однако такие «раненые» изображения не составляют большинства – возможна столь прямая имитация желаемых событий и результатов была и не обязательна – овладение образом в процессе его создания могло само восприниматься как воздействие на реальный объект. В упоминавшихся ранее сценах охоты взаимодействие с животным как бы переходит в плоскость изображения. Однако сцены с участием человека достаточно редки и схематичны – чаще можно увидеть лишь оружие, поражающее животное: летящие копья или дротики.

Если представить себе, что в культуре первобытных людей изображение играло роль инструмента воздействия на действительность, осторожное отношение к образу человека становится понятным. В магической системе представлений образ тесно связан со своим прототипом и какое-либо воздействие на изображение может «ощущатся» тем, кто изображен. Ни одно изображение человека, относящееся к первобытной эпохе, не отражает даже слабых попыток передать портретное сходство.

Начиная с 10-го тысячелетия до н. э. в монументальной живописи прослеживаются черты упадка: изображения постепенно утрачивают живость, схематизируются. К концу периода палеолитическое искусство как бы возвращается к своим истокам, к нагромождению беспорядочных линий и неясных схематических знаков.

 

Вопросы и задания:

1. Опишите основные черты пещерного искусства эпохи Мадлен.

2. Назовите признаки, указывающие на связь первобытного искусства с магией. Какую роль играл образ в первобытной культуре?

3. Чем можно объяснить неразвитость композиции в пещерной живописи?