Инженерные сооруж др Рима в республиканский и императорский периоды.

В эти периоды возводились не только храмы и форумы, но и инженерные сооружения (мосты, акведуки, дороги).

1.«Сервиева стена» названа в честь царя Тулия Сервера, сложена из прямоугольных туфовых блоков (60x60x120) укладывались камни тычками и ложком. Стена состояла из 3-х частей: Наружная(l=15м), земляной вал и небольшая стена меньших размеров(общая ширина составляла 22-23м).

2.Аппиева дорога. качественное сооружение. Представляла собой многослойную структуру h=90см. Сначала выстраивалась опалубка, засыпался щебень, далее заливался бетон, сверху укладывались плиты(по прочности превосходили современные дороги по прочности в 100 раз). Был построен водопровод по типу греческой системы где вода поступала из источника расположенного в 17 км. от города. В скалах прорубали тоннель h=1,50м, ш=50см, l=17км.

3.Акведуки представляли собой арочные мосты под углом 1 гр. к земле, арки выполнялись из кирпича сверху моста, выстраивали желобок по которому стекала вода, гарский мост (акведук в Ниме) 3 аркады друг над другом. Это наземное сооружение.

4.Мосты(II-I вв. до н.э.). Мост Мульвия. Мост опирается полукружиями арок на опоры которые для облегчения веса прорезаны высокими и узкими проёмами, крайние арочные проёмы меньше средних, на арках сверху лежит карниз, придающий законченность мосту. Сделан из туфа и травертина. В поздний республиканский период построен мост Фабриция, он состоит из 2х арочных пролётов, средний устой облегчён небольшой аркой, сверху расп. Парапет с бронзовой решёткой и скульптурой. В императорский период продолжали строится акведуки, мосты.

Акведуки: 1.Акведук Клавдия(h=27м). Аркады акведука выполнены из тесанного камня, сверху проходил бетонный жёлоб. За день переправлял 200м³ воды. Дефекты моста – плохая обработка и подгонка камня, часть камней похищена и заменена на менее плотный известняк. Форта Маджоре входит в состав акведука в верхней части проходил канал, который нес воду. 2.Акведук в Сеговии состоял из 3х частей: 1.Канал на аркаде для водоснабжения; 2.Резервуар(300м); 3.Подводка к городу. Верхний ярус h=11м с шипами, сверху него шёл жёлоб, h 1го яруса менялась из-за неровности рельефа; hmax доходила до 28,5м. В этой части арки сужались к центру, здесь же был устроен аттик с бронзовыми буквами.

Мосты: - Мост императора Августа в Римине(пятиарочный). Арки выложены 1м рядом камней; карниз показывал центр проходил на уровне проезжей части, он держался на кронштейнах. Центр выделялся аттиком, ширина арочных проёмов 8-9 м. Сделан из мраморного известняка. - Мост Алькантара(в Испании) построен при Трояне, через реку Таб. h моста 45 метров, выполнен из тёсаных каменных блоков(h=60см). 8-ми пролётный мост по центру делила арка перекинутая через дорогу. Арки моста выполнены 2х рядной кладкой, ограждения парапетом.. 2ой ряд немного выступил, образуя архивольт. - Гарский мост долина реки Гар недалеко Нима , изначально был акведук. h=48м, арки сделаны из 3х-4х колец. 2-3ий ярусы одинаковая ширина арок. Использован принцип зол сечения h/длине=1,618.