Сравнительный анализ Платона и Сократа. Анализ метафоры души

 

У Сократа более общие идеи, в основном, в виде метафор. У Платона они получают более чёткое концептуальное оформление и конкретизация.

Основной источник сведений о Сократе – Платон. Другие источники менее достоверны (например, Ксенфонту сложно верить, т.к. он не был философом; Аристофан также писал о Сократе).

В диалоге «Законы» Сократа нет. В остальных везде выступает Сократ. Исследование диалогов Платона сделать вывод о том, что там выделяется два Сократа, который между собой принципиально расходятся по многим вопросам. Первый Сократ действует в ранних диалогах Платона (1 том собрания сочинений, например «Апология Сократа», «Горгий», «Протагор»). Второй Сократ действует в поздних диалогах Платона (Федон, Федр, Государство, Теэтет, Тимей).

В ранних диалогах Сократ практически не высказывает никаких идей. Там описываются просто обсуждения, где ответ заранее не известен, собеседники вместе его ищут. Сократ использует логические приёмы. В поздних диалогах Сократ догматически излагает свои идеи. В ранних диалогах нет понятия идеи, нет ничего о бессмертии души и о припоминании идей.

Считается, что в ранних диалогах изложено мнение Сократа, а в поздних – Платона. Переходным диалогом является диалог «Минон». Там в начале говорит Сократ №1, а затем Сократ №2.

Все диалоги написаны после смерти Сократа. Первый диалог – «Апология Сократа», где описывается его смерть.

В диалогах Федон и Критон предлагаются разные обоснования неизбежности принятия смерти Сократом.

В апологии Сократа говорится о том, что неизвестно, является ли душа бессмертной. Поэтому можно говорить о том, что Сократ не был уверен в бессмертии души. А постулировал бессмертие души Платон.

 

Платон признаёт влияние страстей на поведение. Сократ же говорит о том, что всё поведение определяется разумом.

Сократ о душе:

В учении о душе Сократ впервые указал на разграничение между телом и душой и провозгласил нематериальность и невещественность души. Он определил душу отрицательно – как нечто, отличное от тела. Душа невидима, в отличие от видимого тела. Она – разум, который является божественным началом. Душа бессмертна.

 

Платон о душе:

Учение Платона о душе двоякое – учение о мировой душе и об индивидуальной душе. Мировая душа (душа Космоса) бессмертна, создана Демиургом, она источник движения и всего порядка в Космосе. Индивидуальная душа – это душа каждого конкретного человека, частица мировой души. Она вселяется в человека при рождении. Душа - источник жизненных движений.

Платон в диалоге «Федр» уподобляет душу упряжке с конями, управляемой возничим. Также существует уподобление открытой книге с письменами. В «Государстве» Платон уподобляет душу пастуху с собакой (как рассудок, отзывающий гнев). Также там Платон сравнивает душу с сословиями в государстве (правители, стражи, ремесленники), душа состоит из трёх начал (единая душа в трёх своих проявлениях).

Три начала души («Государство») с их добродетелями:

· разумное (высшее, но наименьшее) – мудрость

· аффективно-волевое (среднее) – мужество

· вожделеющее (низшее, но наибольшее) – умеренность

В идеале всё должно подчиняться разумному началу.

Добродетель всей души – справедливость.

Доказательство существования трёх частей души. Им присущи разные побуждения, а одна вещь не может желать противоположного.

Индивидуальная душа содержится в голове и это разумная душа. Душа вожделеющая – в брюшной полости.