Первобытная культура и верования

Ранняя, первобытная стадия в развитии культуры характеризуется синкретизмом тесной взаимосвязью, нерасчлененностью всех ее компонентов. В русле обсуждения проблемы возникновения культуры часто ставится вопрос: что появилось раньше искусство или религия? Вряд ли этот вопрос когда-либо будет разрешен окончательно, можно лишь заметить, что эти сферы духовной деятельности в первобытной культуре связаны так тесно, что одна из них не может обходиться без другой.

Так или иначе, чтобы понять особенности и смысл памятников палеолитического искусства необходимо хотя бы вкратце определить основные типы верований, мифологические и религиозные представления, характерные для первобытной культуры.

В качестве «необходимого минимума» религии, создающего основу для ее дальнейшего формирования, английский исследователь Э-Б. Тайлор выделил анимизм – интуиция существования человеческой души и, основанное на нем, представление об одушевленности окружающей природы. Природа воспринимается людьми первобытной культуры не как мертвая среда обитания, а как живой чувствующий организм, существо, с которым можно вступить в общение. Чаще всего эта изначальная интуиция одушевленности космоса конкретизировалась и проявлялась в организации особых отношений с теми или иными явлениями природы: животными, растениями, стихиями.

К наиболее распространенным первобытным верованиям и культам относятся:

1. Тотемизм – верование, основанное на представлении о всеобщей связи явлений и существ окружающего мира. Выражается в почитании того или иного вида животных (или растений). Тотемизм смыкается с почитанием рода, так как животное-тотем зачастую имеет статус «первопредка» данного рода или племени.

2. Фетишизм - базируется на анимистических представлениях, выражается в почитании конкретного неодушевленного предмета, как одушевленного. Фетишем может служить как природный объект, так и рукотворный (артефакт), он может быть личным предметом поклонения (оберег, амулет) или коллективным (идол). Отношения к фетишу, как правило, прагматическое – он должен определенным образом помогать обладателю в решении практических проблем или охранять его от несчастий.

3. Почитание рода – система представлений, включающая два основных направления: почитание порождающего материнского начала, как источника всякой жизни и культ умерших предков непосредственно связанный с анимизмом (представлении об «автономном» существовании души и о единстве рода)

Все перечисленные верования и представления нашли свое выражение в формах первобытного искусства, что достаточно хорошо заметно на примере археологических находок, относящихся к периоду верхнего палеолита.

Характерной особенностью первобытной религии является ее тесная связь с магией.

Магияосновывается на представлении о том, что изображением сходного можно вызвать желаемое явление (магия имитативная) либо прикосновением одного предмета к другому можно передать от одного другому их свойства (магия прикосновения).

Магические обряды или действия, как правило, были связаны с процессами материального производства и вообще с решением практических задач (войной, охотой, лечением болезней, переходом членов родовой коммуны из одной возрастной группы в другую и т. д.). Они являлись наиболее ярким проявлением синкретизма. Магический обряд представлял собой соединение религиозных мифологических представлений, реально-бытовых элементов и форм художественного творчества, на основе которых впоследствии сформировались различные виды искусства.