Общее понятие о первобытной эпохе, периодизация

В предыдущей теме мы уже определили, что культура является по существу родовым признаком человека и человеческого общества. Исходя из такого понимания, можно с уверенностью сказать, что культура возникает тогда, когда появляется человек. Вопрос о происхождении человека, таким образом, оказывается вынесенным за рамки культурологи: когда нет человека – нет и культуры, когда появилась культура, возник человек. Говорить о гипотетической фазе «полукультурности», соответствующей периоду «становления человека» не имеет смысла уже в силу того, что данная фаза никем не наблюдалась и все, что относится к ней, имеет характер догадок и предположений.

Наиболее ранней формой культуры является первобытнаякультура.Ее историю можно разделить на два значительных этапа: период ее тотального распространения (с возникновения человеческого общества до возникновения цивилизаций) и период ее сосуществования с цивилизованным миром, который в отдельных районах продолжается вплоть до настоящего момента.

Первый период называется доисторическим. Этот термин указывает на отсутствие письменных источников – его конец совпадает с изобретением письменности. История этого периода не имеет событийной канвы и ее изучение сводится, по существу, к изучению культуры. Все, чем располагает здесь наука – это молчаливые артефакты, по крупицам собранные археологией. Даже при наличии арсенала технических средств, позволяющих детально, до микроскопических частиц проанализировать находки, из них не удается собрать целостную картину жизни первобытных людей. На основании найденных каменных орудий можно составить представление лишь о «технической» стороне культуры, о состоянии практических дел, но наиболее значимые ее смысловые пласты все же остаются недоступными.

Доисторический этап отличается значительной временной протяженностью. Его периодизацию принято связывать с «системой трех веков», разделяющую древнюю историю на каменный, бронзовый и железный века. К доисторическому периоду целиком относится только каменный век, который, в свою очередь делится на три периода:

1. Палеолит(древнекаменный) – начинается приблизительно 1,5 млн. лет назад и проходит три фаза развития: нижний палеолит, средний палеолит (мустье) и верхний палеолит. С точки зрения истории культуры наибольший интерес представляет верхний палеолит, начало которого относят к 38-35 вв до н. э.

2. Мезолит(среднекаменный)– начинается около 10 тыс. лет назад, заканчивается в различных регионах в разное время – сосуществует и соседствует с неолитическими формами культуры вплоть до 5 тысячелетия до н. э. Представляет собой переходную фазу от присваивающего способа ведения хозяйства к производящему.

3. Неолит (новокаменный) – приблизительно 6 - 3 тысячелетия до н. э. Использование каменных орудий в этот период сочетается с новыми принципами хозяйства: земледелием и скотоводством.

Следует заметить, что данная система периодизации наряду с достоинствами имеет и недостатки. Несмотря на то, что в ней используется понятие «век» она не является строго хронологической. Это заметно уже на примере мезолита и неолита, которые «накладываются друг на друга». Еще более сложная ситуация возникает с бронзовым и железным веками: в разных регионах переход к новым материалам происходит в разное время. При этом отдельные культуры уже в период бронзы пересекают рубеж исторического времени, в то время, как использование железных орудий вовсе не гарантирует более высокой стадии цивилизационного и культурного развития. Можно лишь отметить, что бронзовый век на Востоке и в Северной Африке приходится уже на исторический период. И в то же время на соседних территориях население продолжают существовать в системе родоплеменных отношений, а в отдаленных областях сохраняется и присваивающая система ведения хозяйства.

Именно благодаря этому рассогласованию в экономическом и культурном развитии разных территорий мы в настоящий момент имеем возможность как бы «заглянуть в прошлое», познакомившись с образом жизни народов сохранивших (или сохранявших до недавнего времени) первобытный тип культуры. Изучением таких народов занимается этнография. Как самостоятельная наука этнография появилась сравнительно недавно и, тем не менее, ее представителями, начиная со второй половины XIX века, собран обширный материал, дающий представление о втором периоде существования первобытной культуры. С точки зрения изучения первобытности, как определенного типа культуры, данные этнографии оказываются более значимыми, чем археологические находки. Непосредственное наблюдение жизни и быта народов, сохранивших первобытный образ жизни, позволяет исследователю ознакомиться с такими важнейшими ее составляющими как мифы, обряды, верования, ритуалы. Напрямую общаясь с носителями культуры этнограф может составить представление о таких сторонах первобытного искусства как музыка, танец, поэзия. Данные этнографии часто помогают археологам понять значение найденных артефактов. Благодаря успехам этой науки историкам удается «достроить» картину жизни и быта человека доисторической эпохи, живших многие тысячи лет назад, составить представление о первобытной культуре, как о цельной системе, сформированной определенными ценностными ориентирами.