Глава 4. Фонационные дыхательные упражнения
Работу над фонацией начинают с глухих щелевых согласных, которые не вызывают трудностей. Выполнение этих упражнений осуществляется статически или динамически (медленное разведение рук в стороны, наклоны и повороты головы и туловища, движение ног и т.д.), тренируется длительный
выдох. Далее выбор речевого материала зависит от индивидуальных особенностей детей, подбирается в соответствии с задачами обучения.
При гипотонусной дисфонии рекомендуется произнесение сонорных звуков «м» и «н» как физиологически наиболее удобных и контролируемых. Далее отрабатываются гласные звуки.
При узелках голосовых складок, воспалительных заболеваниях гортани и глотки в некоторых случаях как промежуточный вариант используют придыхательную фонацию, занятия начинают с мысленного произнесения звуков, далее отрабатывают артикуляцию гласных, и упражнения постепенно усложняются: от звука к слогу, слову, словосочетанию и фразе. Основное внимание обращают на распределение дыхания во время речи: следует избегать излишней потери воздуха во время занятий, следить за равномерностью дыхания при выполнении задания.
Особо необходимо контролировать правильный вдох воздуха через нос при выполнении речевого тренинга, избегая перебора воздуха.
Тренировку выдоха лучше проводить при произнесении одних и тех же коротких простых пословиц и поговорок, далее переходить к сложным. Отрабатывая сложные пословицы и скороговорки, обучающиеся произносят первую часть, делают логическую паузу и добирают воздух для завершения высказывания.
Далее в тренинг включается рифмизированная стихотворная речь, прозаические тексты, проводят работу над диалогом.
При выборе речевого материала нужно ориентироваться на звуки, наиболее хорошо произносимые тренирующимися. Тексты по возможности подбирать с учетом интересов детей, что во многом облегчает процесс автоматизации.
Иногда у некоторых подростков при проведении дыхательных упражнений отмечается избыточная вентиляция, вызывающая неприятные ощущения. При гипервентиляции удаляется избыточное количество углекислого газа, нарушается постоянство внутренней среды организма, что приводит к головокружению. Но соблюдая принцип постепенности и дозированности при выполнении упражнений, можно избежать этих осложнений впоследствии.
Оптимальный результат дают тренировки, продолжающиеся 5-10 минут с интервалом в 10-15 минут. В зависимости от соматического состояния обучающихся и времени проведения занятий в рамках учебной дневной нагрузки рекомендуется повторять упражнения два раза в день самостоятельно.
Формирование голосовой атаки
При твердой атаке воздушная струя наталкивается на очень плотно закрытые голосовые складки, которые раскрываются одним ударом. Твердая атака напоминает прорыв воздуха сквозь плотно сомкнутые губы при произнесении согласного «п», воспринимается на слух как «голосовой удар», стаккато в музыке.
Такая техника используется на начальном этапе, при послеоперационной ринолалии в случае укороченного мягкого неба, а также при парезах и параличах гортани, гипотонусной дисфонии.
При придыхательной атаке голосовые складки смыкаются после предварительного прохождения воздуха, т.е. без пользы расходуется значительная часть воздуха. (Придыхательная атака демонстративна при произнесении слов «холм», «хата», «халат»). Этот тип начала голосоведения рекомендуется при гипертонусных дисфониях, а также при узелках голосовых складок. Вырабатывается плавная воздушная струя при имитации «согревания» рук.
При мягкой атаке голосовые складки плавно смыкаются друг с другом, при этом создается оптимальное подскладочное давление, обеспечивающее оптимальные условия для колебаний и безупречное звучание.
Конечная цель фонопедических занятий — это формирование мягкой атаки голосообразования и голосоведения.
Значение режима молчания
В отношении режима молчания, его целесообразности и продолжительности сложилось две точки зрения. Одна группа авторов - Gutzmann (1911), Kiml (1963), Arndt (1969), Schlo-sshauer (1969), A.T Рябченко (1964) широко пропагандируют режим молчания как первоначальный этап. Эту же точку зрения разделяют Holinger et al (1952), которые рекомендуют после удаления узелков голосовых складок соблюдать режим молчания, а затем переходить к голосовой тренировке. Д.К. Вильсон (1990) указывает, что голосовой режим молчания целесообразно назначать при выраженных изменениях ларингеального тона, гиперфункции гортани, перенапряжении голоса, отеке и гиперемии голосовых складок. Краткий период покоя может привести к нормализации или заметному улучшению.
По мнению Cooper (1973), режим молчания необходим в случаях, когда невозможно определить тональность для начала голосовых тренировок.
Другие - Ю.С. Василенко (1975), Perrello (1962), Billeand (1971) — считают режим молчания неоправданным, так как большинство пациентов пытаются продолжать говорить, а поскольку нормальная фонация не удается, создается психотравмирующая ситуация, способствующая дальнейшему закреплению патологического механизма фонации.
Brodnitz (1954) утверждает, что полный голосовой покой противоречит принципам современной реабилитации и может привести к мышечной атрофии. Peacher (1952) также разделяет точку зрения о необоснованности режима молчания и рекомендует приступать к голосовым тренировкам сразу же после выявления узелков. Однако он не отрицает возможности ограничения голосовой нагрузки.
Позволим себе не согласиться с точкой зрения второй группы, так как режим молчания способствует ослаблению патологических связей, что обеспечивает успешное формирование нового голосового стереотипа. Следует назначать ограничительно-голосовой режим.
Методы, используемые для мышечной активизации
Для коррекции голоса при гипотонусных дисфониях, парезах и параличах гортани Socoloff (1966), Boonu (1969) рекомендуют толкательный метод Фрешельса, при котором произнесение больным слогов и слов сопровождается резкими, отрывистыми движениями рук вниз или в стороны. Упражнения могут быть подкреплены физиотерапевтическим воздействием низкочастотными токами, а также тонизирующей фармакотерапией (витамины, стрихнин, промстигмин).
Brodnitz (1971), оценивая эффективность толкательных упражнений при коррекции гипотензии, рекомендует их для стимуляции тонуса при недосмыкании голосовых складок. Выполнение упражнений с проговариванием звуков, слогов, слов сопровождается резким опусканием рук вниз или отводом в сторону, разжиманием кулаков.
Weiss (1971) при гипотонусных дисфониях применял «толкательный метод». Занятия начинались с произнесения прямого открытого слога, так как, по его мнению, изолированные гласные могли сформировать навык твердой атаки голосообразования. На первом этапе он использовал слоги, начинающиеся со взрывных глухих согласных, а позднее переходил к тренировке гласных. Постепенно усложнялась слоговая структура, число толчков и частота занятий уменьшалась.
return false">ссылка скрытаVan Riper и Irwin (1958) рекомендуют тренирующимся внезапно сильно начинать вокализацию, применяя даже твердую атаку голоса. Чтобы добиться чистоты звучания, они советуют задержать дыхание, сильно напрячь мышцы живота, а затем коротко, отрывисто произнести звук. По мнению Д. К. Вильсона (1990), этот метод оказывается эффективным при придыхательной фонации, в дальнейшем он рекомендует переходить к мягкой атаке голосоведения.
Изменение атаки голосообразования может способствовать повышению или ослаблению тонуса мышечного аппарата гортани. И.П. Козлянинова и Э.М. Чарели (1985) справедливо указывают, что атака голоса имеет большое влияние не только на начало звука, но и на весь процесс голосообразования, поэтому такое большое значение придается выработке правильной атаки в воспитании речевого голоса.
Они считают, что мягкая атака наиболее оправданна, хотя в некоторых случаях в целях преодоления вялости артикуляции, недосмыкания голосовых складок возможна твердая атака.
Для повышения тонуса голосовых складок можно использовать различные голосовые упражнения, изменяющие привычные для обучающегося высоту и интенсивность голоса. Aides (1981) сообщает, что с помощью толкательного метода можно снизить частоту основного тона.
Так, при парезах и параличах гортани Vaughn (1982) применяет для больных более высокую тональность, Curtis (1978) рекомендует произносить звуки более громким голосом, a Isshiki et al (1978) применяют даже фальцет.
Все эти приемы позволяют снизить придыхание и добиться более полного смыкания голосовых складок.
Canfleld (1964) считает, что с помощью взрывных согласных «п», «т», «к» можно улучшить смыкание голосовых складок.
Глава 5. Координация мышечного тонуса голосового аппарата
Нельзя не согласиться с утверждением Д.К. Вильсона (1990), что в основе правильного голосообразования лежит сбалансированность мышечного тонуса. Schultz-Coulon (1978) подчеркивает, что адекватный процесс голосообразования требует координированности движений многих мышц гортани, надставной трубки, грудной клетки и диафрагмы.
Точность и координированость движений названных мышц определяет тембр голоса. При этом движения мышц-синергистов и мышц-антагонистов должны быть тщательно сбалансированы. Нормальный процесс фонации может быть нарушен как вследствие гипофункции, так и из-за гиперактивности мышечного аппарата.
По мнению Nicholos (1977), одной из задач голосовой тренировки у пациентов с гипо- или гипертензивными нарушениями голоса является выработка контроля за мышечным тонусом и нормализация расположения частей голосового аппарата. Задача логопеда — обучить пациента изменять напряжение мышц. Так, для снятия повышенного тонуса автор рекомендует предварять логопедические занятия, используя «жевательные упражнения», предложенные Фрешельсом (1943), а для повышения активности использовать «толкательный метод».
Координация движений артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата
Г.Т. Бекбулатов (1969) указывает, что организм может восстановить утраченную функцию за счет включения компенсаторных возможностей той или иной системы. Известно, что компенсации лучше поддаются системы, связанные с компонентом движения. Голосовой аппарат является именно такой системой. Для активизации подвижности черпаловидных хрящей и голосовых складок автор рекомендует вокальные упражнения на стаккато, для этого используются пропевания трезвучий по ступеням, нисходящий пентахорд, пение гласных на одном звуке, пение арпеджио. Суть упражнений заключается в пении без форсирования звука.
Большой вклад в разработку фонопедических приемов восстановления голоса при органических и функциональных нарушениях внесли Е.С. Алмазова (1973), С.Л. Таптапова (1962, 1971, 1978, 1984, 1991). Предлагаемые ими и их учениками методы коррекции голоса свидетельствуют об эффективности комплексного подхода к проблеме восстановления голосовой функции.
Е.С. Алмазова, С.Л. Таптапова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова применяют специальную дыхательную гимнастику, голосовые и вокальные упражнения при различных нарушениях голоса.
В работах Е.В. Лавровой (1975, 1978) излагаются дифференцированные методы восстановления голоса у больных с парезами и параличами гортани, после удаления образований голосовых складок, при хронических ларингитах и функциональных нарушениях голоса. Она считает, что основной задачей логопедической работы является ликвидация патологического навыка голосообразования и формирование правильного голосового стереотипа. Для этого она рекомендует следующую этапность: психотерапия, постановка физиологического дыхания, выработка новых кинестезий и координация функционирования дыхательной, артикуляционной и голосовой мускулатуры. Закрепление и автоматизация, навыков отрабатывается в специально подобранных вокальных упражнениях.
В Дании и скандинавских странах широкое распространение получил акцентный метод, предложенный Svend Smith (1978), который основан на ритмическом чередовании ударных и безударных речевых единиц. Основу метода составляет обучение пациентов умению сознательно управлять подскладковым давлением. Вначале проводятся занятия по тренировке «глубокого» дыхания, далее переходят к голосовым упражнениям, которые выполняются в различном ритме. Kotby (1995) применял метод при различных нарушениях голоса и речи весьма успешно, считая что акцентный метод может быть использован как для коррекции, так и для профилактики нарушений голоса. Метод заключается в объединении следующих направлений: абдоминально-диафрагмального дыхания, владения ритмом и артикуляцией, координации движения. По мнению Arndt, этот метод требует от логопеда музыкальности и развитого чувства ритма больше, чем другие методики.
На первом этапе сопряженно произносятся звуки и слоги, фонация сопровождается определенными движениями руки. На втором этапе речевые движения сочетаются с танцем. Далее проговаривание осуществляется с одновременным отстукиванием африканских ритмов под бубен. На заключительном этапе совершенствуются голосовые модуляции, расширяется диапазон звучания. Упражнения выполняются в медленном, среднем и быстром темпах. В каждом конкретном случае упражнения подбираются индивидуально.
Достоинством метода, безусловно, является сочетание фонации и развитие общей моторики. Однако для русскоговорящих пациентов этот метод не может быть столь эффективным, как у лиц, пользующихся языком с фиксированным ударением, поскольку в русском языке ударение динамично. Другим недостатком, с нашей точки зрения, является тот факт, что обучение ведется в отрыве от процесса коммуникации, а заучиваются определенные шаблонные интонемы и акцентонемы.
В последние годы за рубежом получил распространение метод, предложенный Sovijarvi (1984), получивший название «Stabilization Phenomenon». Суть метода заключается в сбалансированности (синергизме) ларингеальной мускулатуры и достижении симметричности и синхронности работы мышц. С помощью специальных упражнений достигается эластичность голосовых складок. Упражнения подбираются индивидуально для каждого обучающегося и усложняются на каждом этапе тренировки.
Основное внимание уделяется тренировке абдоминального дыхания, специально подобранным фонетическим упражнениям, предпочтение отдается йотированным звукам. Фонационные упражнения координируются с движением. Занятия продолжаются в течение 2 минут, за занятие выполняется 3—5 упражнений, нагрузка возрастает каждые 2—3 недели. Курс обучения от 2 до 6 месяцев.
Хотя программа позволяет добиться стабильности звучания, преодолеть асимметрию, у некоторых пациентов закрепляется твердая атака голосообразования и напряженный голос.
Не менее интересной кажется и методика Forchhammer (1974), которая базируется на философии, что «целое» состоит из компонентов, которые его составляют. Поэтому корригируя определенный компонент, можно улучшить «целое». Патологическое состояние рассматривается как разбалансировка между подскладковым давлением и эластичностью и подвижностью голосовых складок. Важными моментами в терапии являются контакт между обучающим и обучаемым, активность и сознательность в процессе занятий, умение управлять эмоциональным состоянием. В процессе тренировки используются релаксационные и дыхательные упражнения, упражнения на координацию общей моторики, голосовой тренинг и артикуляционная гимнастика.
Глава 6. Подготовка голосового аппарата к звучанию
Развитие слухового восприятия
Важным разделом в работе над голосом является формирование и развитие слухового контроля. Главным условием нормального процесса воспитания и коррекции голоса является достаточная острота физического слуха.
Известно, что всякие отклонения слуха от нормы сказываются на развитии мелодико-интонационной стороны речи.
Исследования физиологов, акустиков, психолингвистов доказывают, что слух и голос тесно связаны между собой, влияют друг на друга, обеспечивая компенсаторное развитие утраченных навыков. Речевой (фонематический) слух осуществляет контроль за произносимым текстом, обеспечивает овладение интонацией, тональным развитием голоса, а слуховое восприятие и проприорецепторы — обратную афферентацию от двигательного анализатора.
К сформированным качествам фонематического слуха и восприятия относят способность различать силу, высоту звука, нормальный и патологический тембр голоса (охриплость, назализацию, тремолирование, глухость и т.д.), изменение интонации (вопросительная, утвердительная, восклицательная), логическое ударение во фразе.
Различают активный и пассивный фонематический слух и восприятие. Под пассивным фонематическим слухом понимается способность воспринимать звуки и интонационные фигуры. Активный фонематический слух и восприятие — это воспроизведение услышанного (имитация).
Нередко несформированный пассивный фонематический слух является причиной неэффективности ортофонического воздействия. Поэтому совершенствованию и развитию слухового восприятия уделяется пристальное внимание, так как в дальнейшем именно слуховой и мышечный контроль позволяет проводить корректировку звучания, доводя его до автоматизма.
Для воспитания фонематического восприятия используются магнитофонные записи голоса больных, фиксируется внимание обучающихся на ошибках в голосоведении. После того как сформирован навык выделения патологического звучания, обсуждаются недостатки голоса самого тренирующегося. Способность анализировать собственные ошибки голосоведения позволяет сократить сроки воспитания правильного голосового стереотипа. Последовательность работы над развитием речевого слуха может быть представлена следующим образом:
1)развитие слухового внимания;
2)сравнение и сопоставление различных образцов;
3)попытки воспроизведения;
4)анализ собственного звучания;
5)внутреннее проговаривание с опорой на эталонный образец логопеда;
6)сопряженное произнесение образца;
7)достижение оптимального качества звучания в спонтанной речи на основе самоконтроля.
Для повышения эффективности обучения используют наглядные пособия, позволяющие трансформировать звуковое восприятие в зрительный образ, подкрепляя звук различными схемами, позволяющими наглядно представить повышение или понижение, усиление или ослабление голоса, мелодичность или отрывистость звучания, темп и ритм речи.
«Негативная практика» — эффективный метод обучения, применяемый в коррекционной работе. Сознательное подчеркивание нежелательных качеств звучания позволяет ускорить процесс их различения тренирующимися. Сначала демонстрируются логопедом элементы правильной и патологической фонации (слишком высокий или низкий, задавленный, охриплый), а затем под контролем логопеда обучающийся улавливает разницу при формировании нормального и патологичного голоса.
Наиболее эффективна методика при гипертонусной дисфонии, при устранении недостатков резонирования звучания.
Важным моментом правильного голосообразования является использование в речи системы резонаторов. Известно, что верхний резонатор, или «надставная труба» (полость глотки, рта, носа и придаточных пазух), обеспечивает такие качества голоса, как звонкость, «полетность» звучания, а за счет нижнего резонатора (грудная клетка) достигается сила голоса.
В работе над резонированием звучания можно выделить следующие направления коррекционной работы:
=> Настройка резонаторно-артикуляционной системы с помощью слуховых и вибрационных ощущений. => Укрепление резонаторно-артикуляционной системы. => Совершенствование системы резонирования звучания.
Обучение расслаблению — одна из самых важных задач голосовой терапии. Логопед должен обучить пациента кинестетическим ощущениям релаксации мышечного аппарата. Чрезмерная активность наружных мышц нарушает процесс фонации, приводит к переутомлению. Слишком низкое или высокое положение гортани во время речи дестабилизирует звучание, делает голос задавленным, глухим. Для опытных ораторов характерны незначительные экскурсии гортани вверх.
При твердой атаке голосообразования гортань, как правило, поднимается вверх, при мягкой — практически остается неподвижной. Необходимо добиваться низкого положения гортани во время речи (West, Ansberry, 1968).
Д. К. Вильсон (1990) для опускания гортани рекомендует специальный комплекс артикуляционных упражнений, придыхательную атаку голоса как промежуточный вариант.
Bush (1978), Walker (1969) советуют использовать мимику и различные жесты невербального общения, снимающие напряжение с мускулатуры лица и гортани. Они считают, что особенно эффективно лечение у лиц с психическими отклонениями, сверхагрессивных, излишне разговорчивых, чрезмерно перенапрягающих свой голос. Язык жестов они рекомендуют использовать в ключевых ситуациях на различных этапах коррекционной работы.
Aronson (1985) видит основную причину нарушения голоса в напряжении внутренних и наружных мышц гортани, поэтому расслабление, по его мнению, приводит к нормализации звучания. Релаксации можно достичь с помощью массажа и фиксации гортани в нижнем положении.
Наибольшую популярность у зарубежных фониатров и логопедов получил «жевательный метод» Froeschels (1943). Основываясь на том, что жевание и речь чем-то подобны друг другу, автор рекомендует сочетать жевательные движения с одновременной подачей звука. Упражнения такого рода способствуют снятию излишней напряженности мускулатуры, участвующей в голосообразовании, что в свою очередь приводит к нормализации фонации.
Orthmann (1956), Brodnitz (1965), Pahn (1965), Hearth (1967), Boone (1971), Kotby (1995) положительно оценивают «жевательный метод», полагая, что он не только способствует снятию напряженности, выработке мягкой голосовой атаки, но и позволяет добиться оптимального звучания.
Orthmann (1956) указывает, что метод Фрешельса является не просто методом релаксации, а объединяет напряжение и расслабление и тем самым приводит к уравновешиванию мышечного тонуса фонационной мускулатуры. Orthmann и Hearth предлагают свои модификации, которые, по их данным, повышают терапевтический эффект, способствуют снижению рецидивов и сокращению сроков лечения. Orthmann (1956) одновременно с обучением жевательным упражнениям применил технические приборы, позволяющие тренирующимся оценивать качество голоса. Hearth (1967), проводя занятия групповым методом, использовал специальный прибор, позволяющий быстрее сформировать навыки разговорной речи.
Другую точку зрения высказывают Wulfe (1962), Wyatt (1977), А.Т. Рябченко и Ю.С. Василенко (1973). Так, Wulfe (1962) пишет, что недостатком «жевательного метода» является развитие в некоторых случаях назализации, нечеткая артикуляция определенных звуков, недостаточное расширение надставной трубки.
Wyatt (1977) указывает, что пациенты по-разному относятся к «жевательному методу». Как правило, экстраверты не испытывают затруднений в процессе фонации, интроверты чувствуют неловкость.
А.Т. Рябченко и Ю.С. Василенко (1973) отрицательно отзываются об эффективности этого метода. Применив его у 10 больных со спастической дисфонией, они лишь у 2 добились незначительного улучшения. На взгляд автора, получить стойкое улучшение качества голоса только снижением гиперфункции фонационных мышц не представляется возможным, поскольку требуется перестройка всего динамического стереотипа голосообразования. Поэтому для снятия напряжения следует применять комплексный медико-педагогической подход.
И.П. Козлянинова и Э.М. Чарели (1985, 1995) большое внимание уделяют упражнениям, направленным на снятие «мышечных зажимов» с дыхательной мускулатуры, вехнереберных мышц, мышц затылка и шеи, гортанной и артикуляционной мускулатуры, предлагая специальные комплексы.
К. Линклейтер (1993) также считает, что основное внимание в воспитании голоса должно уделяться умению расслабления в различных жизненных ситуациях, тренировке умений снятия мышечного и нервного напряжения.
Занятия по развитию резонаторно-артикуляционной системы начинают с массажа или самомассажа. Массаж способствует активизации процесса кровообращения, обмена веществ, улучшает иннервацию. Массируя мышцы, участвующие в процессе речеобразования, достигают расслабления или повышения тонуса в зависимости от приема проведения процедуры.
Гигиенический массаж позволяет добиться снятия излишней напряженности артикуляционной мускулатуры, мышц шеи. Техника проведения массажа традиционна — поглаживание или разминание.
Вибрационный массаж сопровождается произнесением сонорных звуков, звонких щелевых согласных и гласных в зависимости от области массируемого участка тела.
Точечный массаж, разработанный А.А. Уманской, рекомендуется для предупреждения острых респираторных и вирусных заболеваний верхних дыхательных путей.
Для выведения звука в «маску», активизации верхнего резонатора применяют упражнения с сонорными звуками «м», «н». При произнесении этих звуков обучающиеся добиваются ощущения вибрации крыльев носа, верхней губы и альвеолярного отростка. Некоторым детям трудно добиться указанных ощущений на первых занятиях, в этом случае следует усиливать вибрацию легким постукиванием по крыльям носа, губе, произнося слоги «биммм», «бэммм», «доннн»,
Занятия с аппара-«диннн», удлиняя последний со- том «Мастер Саунд» гласный.
Лучшего резонирования и выведения звука можно достичь при помощи специального аппарата «Мастер саунд», который позволяет за счет отражения звука и повышенного слухового контроля самостоятельно коррелировать звучание.
При недостаточной активности грудного резонирования применяются голосовые упражнения с произнесением гласных звуков «о» или «у», которые усиливаются искусственно вызванной вибрацией путем надавливания на грудную клетку или с помощью вибраторов, применяемых при проведении гигиенического массажа. Указанные приемы способствуют включению грудного резонатора в процесс фонации.
Всем пациентам, у которых отмечается вялость артикуляции или, напротив, чрезмерное напряжение оральной мускулатуры, для укрепления артикуляционно-резонаторной системы рекомендуется артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика развивает подвижность нижней челюсти, губ, языка и мягкого нёба. Упражнения проводятся медленно, плавно, четко с обязательным зрительным контролем перед зеркалом. Задача тренировок заключается в воспитании легкости и свободы движений органов артикуляции.
Обычно артикуляционные упражнения подбираются из комплексов, развивающих подвижность нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба.
Особое внимание уделяется отработке артикуляции гласных звуков. В начале тренировок это беззвучная артикуляция, затем шепот и далее озвучивание артикулемы. Задания усложняются при последовательном переключении от одного артикуляционного уклада к другому: сначала попарное произнесение звуков, затем трезвучия, далее весь ряд гласных звуков. Темп выполнения заданий ускоряется.
А-0 А-Э А-И
А-У
А-О-У А-Э-И А-И-У А-У-0
А-О-У-Э-И А-Э-У-И-0 А-И-У-О-Э А-У-О-Э-И
Во время речи смена положений языка, губ, нёба при различных артикулемах должна происходить достаточно быстро, четко и согласовано. Эти качества определяют ясное произношение, или дикцию. Для совершенствования артикуляционно-резонаторной системы отрабатывается произнесение различных согласных звуков.
Используется произнесение слоговых рядов из однотипных согласных звуков. Вначале отрабатывается прямой открытый, затем закрытый слоги; усложняя задание, произносят слоги со стечением согласных.
Например:
ба-бо-бу-бэ-би | баб-боб-буб-бэб-биб | бра-бро-бру-брэ-бри
ва-во-ву-вэ-ви | вав-вов-вув-вэв-вив | вра-вро-вру-врэ-ври
га-го-гу~гэ-ги | гаг-гог-гуг-гэг-гиг | гра-гро-гру-грэ-гри
и т. д. по алфавиту.
Слоговые ряды произносятся равноударно или с перемещением ударения поочередно на первый, второй и последующие слоги. Например:
МА-мо-му-мэ-ми ма-МО-му-мэ-ми ма-мо-МУ-мэ-ми ма-мо-му-МЭ-ми ма-мо-му-мэ-МИ
МРА-мро-мру-мрэ-мри мра-МРО-мру-мрэ-мри мра-мро-МРУ-мрэ-мри мра-мро-мру-МРЭ-мри мра-мро-мру-мрэ-МРИ
МЛРА-млро-млру-млрэ-млри
млра-МЛРО-млру-млрэ-млри
млра-млро-МЛРУ-млрэ-млри млра-млро-млру-МЛРЭ-млри млра-млро-млру-млрэ-МЛРИ
Упражнения выполняются с постепенным ускорением темпа.
Далее речевой материал усложняется при тренировке слогов с двойным, тройным стечением согласных близких фонетических групп, отличающихся по одному корреляционному признаку.
На этапе автоматизации в работу включаются простые и сложные скороговорки:
Мама, мам, молока бы нам. Мед медведь в лесу нашел, Мало меду — много пчел.
На мели мы лениво налима ловили На мели мы ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили? И в туманы лимана манили меня...
Глава 7. Формирование навыка правильного голосообразования
Постановка голоса — строго индивидуальный процесс, поэтому нельзя ограничиваться трафаретными для всех случаев требованиями. Начинать голосовые тренировки можно только после согласования с врачом-фониатром, тесный контакт логопеда и врача способствует выбору оптимальных нагрузок для обучающихся.
Приступая к работе над коррекцией голоса, особое внимание следует обращать на начало звукообразования или атаку. Из трех способов атаки — придыхательной, твердой и мягкой — наиболее физиологичной является последняя.
Не менее важно выбрать правильную тональность и интенсивность звучания для начала занятий, так как чрезмерно высокий или низкий, тихий или громкий голос может вызвать быструю утомляемость и привести к нежелаемым последствиям. Выбор базовых звуков при коррекции нарушений голоса обусловлен в первую очередь клиническим диагнозом и зависит от характера смыкания голосовых складок, тональности звучания и голосовой атаки.
Продолжительность голосовых тренировок строго дозируется и обусловлена психосоматическим состоянием тренирующихся. Начиная с первых занятий, следует избегать переутомления. Вначале продолжительность не превышает 2—3-х минут с 5—10-минутным перерывом, постепенно время занятий удлиняется и на заключительном этапе достигает 15—20 минут при 4-5-разовом выполнении в течение дня.
Основная цель этого этапа — формирование оптимального звучания при наименьшем мышечном напряжении — реализуется через правильно подобранные индивидуально для каждого ребенка базовые звуки и слоги, интенсивность и тональность звучания.
При твердой атаке воздушная струя наталкивается на очень плотно закрытые голосовые складки, которые раскрываются одним ударом. Твердая атака напоминает прорыв воздуха сквозь плотно сомкнутые губы при произнесении короткого взрывного согласного «п», воспринимается на слух как «голосовой удар», стаккато в музыке. Такая техника применяется на начальном этапе при парезах и параличах гортани, гипотонусной дисфонии.
При придыхательной атаке голосовые складки смыкаются после предварительного прохождения воздуха, то есть неэкономно расходуется значительная часть воздуха. Чаще всего голосовые упражнения на придыхательной атаке начинаются при ларингитах, спастической и гипертонусной дисфонии.
При мягкой атаке голосовые складки плавно смыкаются друг с другом, при этом создается достаточное подскладочное давление, обеспечивающее оптимальные условия для колебаний и безупречное звучание.
Конечная цель фонопедических занятий — это формирование мягкой атаки голосообразования и голосоведения. Основной принцип, на котором строятся фонопедические тренировки, — метод проб и ошибок, осуществляемый индивидуально для каждого больного при формировании оптимального звучания базового звука.
Традиционно применяются сонорные звуки «м» или «н» как базовые при различных нарушениях голоса: психогенной афонии, гипотонусной дисфонии, парезах и параличах гортани, ларингитах, узелках и полипах голосовых складок.
Опыт показывает, что для некоторых больных предпочтительными оказываются иные способы вызывания и постановки голоса.
При психогенной афонии нередко положительный результат достигается на инспирированной фонации сонорных и гласных звуков. Этот же прием можно использовать при парезах и параличах гортани, у больных с функциональными нарушениями, болезненной фиксированностью на патологическом механизме фонации.
При гипотонусной дисфонии, парезах и параличах гортани наилучшие результаты достигаются при произнесении закрытых слогов с глухими взрывными согласными, особенно если в них включен сонорный звук «р» («крак», «крок», «крук», «крэк», «крик»).
При гипертонусной дисфонии, фарингитах и ларингитах хорошие результаты получаются при отработке вначале артикуляции гласных, затем шепотной фонации, далее тихого звучания.
Использование вокальных упражнений при узелках и полипах голосовых складок позволяет в более короткие сроки выработать мягкую атаку голосоведения.
Для достижения физиологической тональности голоса при мутационной дисфонии подростку рекомендуется наклонить голову вперед и вниз, чтобы ослабить напряжение передних мышц гортани и несколько опустить гортань, что позволяет активизировать нижний резонатор. Для восприятия резонаторных колебаний грудной клетки ладонь пациента располагается на передней поверхности, и в таком положении врач или фо-нопед вместе с больным произносит длительно в наиболее низкой тональности гласные звуки «оооооо» или «ууууу». Внимание пациента фиксируется на вибрации грудной клетки. Если это ощущение недостаточное, то предлагается усилить его постукиванием или вибрационным массажем грудной клетки для активизации резонирования. Гласные звуки «ооооо» или «УУУУУ* вначале произносятся в одной тональности, усиливая интенсивность звучания, а в последующем — в виде напевания мелодии колыбельной песни с целью укачивания ребенка.
На следующих занятиях эти гласные звуки в низкой тональности произносятся протяжно в словах «оооокооо». «ооо-окнооо», «оооколооо», «ууурооок», «ууурооон», «уууутроооо» и т.д. Затем переходят к произнесению коротких предложений протяжно в низкой тональности, например; «Ооокноо ооотк-рытоо», «Уууутром хооолоодно», «Около кола колокола».
Для понижения тональности голоса используют и надавливание на щитовидный хрящ, смещая таким образом гортань вниз и кзади. В результате этого голос подростка приобретает мужское звучание или звучание голоса взрослой женщины. При последующих фонопедических упражнениях этот голос закрепляется и используется в повседневной жизни.
При выборе речевого материала следует ориентироваться на звуки, наиболее хорошо произносимые тренирующимися, тексты должны отвечать возрастным особенностям детей, что во многом облегчит процесс автоматизации.
Важным разделом в работе над голосом и произношением является формирование и развитие слухового контроля.
К качествам фонематического слуха и восприятия, необходимым для коррекции нарушения просодической стороны речи, относят способность различать силу, высоту звука, нормальный и патологический тембр голоса (охриплость, назализацию, тремолирование, глухость и т.д.), изменение интонации (вопросительная, утвердительная, восклицательная), логическое ударение во фразе.
Установлено, что наиболее эффективным методом автоматизации и закрепления голосовых и просодических навыков является обучение диалогической речи, поскольку диалогическое высказывание труднее в коммуникационном плане и хуже контролируется говорящим. В диалоге каждый из участников поочередно выступает в качестве слушающего и говорящего, в естественном общении он всегда обусловлен конкретной ситуацией, необходимостью слежения за мыслью собеседника, спонтанной сменой тем речевого общения. Поэтому автор считает диалог наиболее эффективной формой для отработки различных коммуникативных ситуаций, например, «учитель — ученик», «ребенок — взрослый», «ребенок — сверстник» и т.п. Социальные роли определяются не только личностными особенностями обучаемых, но и связываются с их игровой деятельностью.
Важным представляется отбор речевых интенций, тем и ситуаций общения, которые должны отвечать интересам обучающихся.
Расширение диапазона звучания
Следующим этапом работы над голосом является расширение диапазона звучания, которое осуществляется по следующим направлениям:
=> развитие силы голоса, => развитие высоты голоса, => развитие тембра голоса,
=> совершенствование интонационной стороны и выразительности речи.
Особое внимание следует уделять развитию просодической стороны речи, отработке голосовых модуляций, расширению диапазона звучания, темпа и ритма. Для этого можно использовать следующие упражнения:
=> произнесение различного по степени сложности речевого материала на шепоте, тихим голосом, далее с постепенным усилением звучания;
=> проговаривание тестовых заданий с постепенным изменением высоты;
=> отработка вопросительной и утвердительной интонации в различных коммуникационных ситуациях;
=> изменение темпа выполнения заданий.
Развитие темпо-ритмических модуляций проводят, сочетая движение и речь. Медленный темп выполнения движений сопровождается более плавным произнесением специально подобранных скороговорок, различных текстов. Ускорение темпа выполнения движений сочетается с более быстрым проговариванием речевого задания. Это позволяет детям сознательно управлять темпом и ритмом речи в зависимости от ситуации.
Работа над эмоциональностью речи осуществляется при выполнении этюдов; предлагается один и тот же речевой материал произнести в утвердительной и вопросительной интонации, за счет просодических средств (ударения, длительности звучания, пауз) менять смысл высказывания (просьба, приказ, удивление, раздражение, пренебрежение и т.д.).
Курс заканчивается произнесением специально подготовленных текстов, раскрывающих возможности природных данных голоса подростка.
Эффективность восстановительной терапии зависит от времени начала коррекционной работы, длительности заболевания и должна быть обеспечена комплексным медико-педагогическим воздействием.
Глава 8. Применение методов биологической обратной связи (БОС) в комплексной реабилитации нарушений голоса
Научные исследования в области биоуправления интенсивно проводятся в нашей стране и за рубежом в течение последних двух десятилетий.
Под биологической обратной связью понимается комплекс процедур, в ходе которых тренирующемуся через обратную внешнюю связь подается информация о состоянии физиологических процессов с целью сознательного обучения управлению функциями, которые неконтролируемы в обычных условиях.
Интерес к использованию биологической обратной связи (БОС) в комплексном лечении больных с нарушениями голоса связан с тем, что у обучающегося появляется возможность осознанно производить произвольное управление напряжением голосовых складок, частотой и амплитудой колебательных движений, которые не поддаются контролю в обычных условиях; ускоряется процесс ослабления патологических устойчивых связей голосообразования (J. Basmajian, 1982).
Биоуправление позволяет осуществлять произвольную регуляцию функции за счет включения компенсаторных возможностей сохранных анализаторов, вырабатывать самоконтроль за такими параметрами, которые недоступны восприятию в обычных условиях (частота и амплитуда колебаний голосовых складок, напряженность гортанной мускулатуры, темп речи и др.) (Boone, 1983).
В основу БОС положено учение о функциональных системах академика П.К. Анохина (1975, 1980). Понятие о функциональных системах возникло на основе систематического исследования нарушенных функций.
Физиологическая суть компенсаторных приспособлений состоит в том, что каждая попытка человека исправить имеющиеся дефекты должна быть оценена немедленно по ее результату. Человек с помощью органов чувств постоянно воспринимает информацию об окружающей среде, соотносит ее с информацией, хранящейся в памяти, составляет программу будущих действий и действует. Но на этом цепочка не обрывается, а замыкается на ее начало, т.е. происходит оценка результата действия с помощью органов чувств, сравнение их с моделью ожидаемого результата. Если есть расхождения в каком-либо из звеньев системы, то происходит корректировка программы действия.
БОС подразделяется на два больших класса: положительная и отрицательная.
Отрицательная обратная связь означает, что функция системы, вызванная каким-либо внешним воздействием, уменьшает это воздействие. При положительной БОС реакция системы способствует развитию процесса в том же направлении.
Необходимым условием саморегуляции является наличие положительной обратной связи. Положительная БОС способствует быстрому реагированию на раздражитель, следовательно, формированию навыка.
Однако по законам диалектики всякое действие требует противодействия, т.е. и отрицательной БОС. (Винер, 1968). С этой точки зрения БОС можно рассматривать как обратную афферентацию.
Афферентный синтез складывается из четырех форм: доминирующей мотивации, обстановочной афферентации, пусковой афферентации и механизма памяти.
Согласно представлениям П.К. Анохина, физиологическая суть приспособительных реакций состоит в том, что каждая попытка человека, пытающегося исправить дефект, должна быть оценена немедленно по ее результату, и любой следующий этап компенсации может наступить после соответствующей оценки предыдущего.
Различают одно параметрическую (зрительную, тактильную, слуховую) и многопараметрическую БОС в зависимости от преимущественного использования канала обратной афферентации — одного или нескольких.
Выделяют монофункциональную и полифункциональную БОС в зависимости от достигаемого результата в ходе тренировок и воздействия на один или несколько параметров нарушенной функции.
БОС в настоящее время используется достаточно широко в терапии, реабилитации и коррекции ряда функциональных и поведенческих расстройств различной этиологии и генеза.
Остановимся на работах, рассматривающих:
1)БОС в качестве скринингового метода, позволяющего классифицировать индивидуальные психологические и физиологические особенности испытуемых, выделять лиц с дефицитом саморегуляции, что имеет значение в прогнозе восстановительной терапии.
2)БОС как метод предотвращения стресса, который успешно используется в лечении большинства психогенных расстройств.
3)Применение БОС как тренинга, обучающего пациента произвольному самоконтролю.
Впервые обзор клинического применения БОС был опубликован L. Brik в 1973 году. Автор назвал БОС «поведенческой терапией», которая служит для контроля симптомов психофизиологических и других расстройств.
Н. Legewie различает три вида биологической обратной связи, используемой в клинической практике:
· прямой вариант (тренируемая функция непосредственно коррелирует с клинической симптоматикой);
· косвенный вариант (управление системами более высокого уровня, обеспечивающими функцию, патология которой является тем или иным признаком заболевания);
· неспецифический вариант (плацебо-эффект биологической обратной связи).
С. Реек рассматривает плацебо-эффект как перенос убеждения терапевта в силе применяемого средства на больного. При этом плацебо-эффект приравнивается к психотерапевтическому действию.
Суть БОС заключается в использовании различных приборов, позволяющих получить визуальную, тактильную или слуховую информацию о физиологической активности, оценить результат и при необходимости его скорректировать.
Большинство исследований в области патологии речи основываются на изучении влияния однопараметрической слуховой обратной связи.
Самым простым прибором, позволяющим активизировать фонематический слух и восприятие, является магнитофон. Большинство авторов используют магнитофонные записи, предъявляя их как эталоны для подражания или анализа собственного голоса обучающегося (Pronovoct, Kingman, 1959; Andrewes, 1975; Van Riper, 1978; .Skelly et al, 1971). Они обучали умению различать на слух гиперназальность, предъявляя записи голоса других пациентов и обучая вначале распознавать недостатки в речи окружающих, а затем и у себя.
Д. Вильсон (1990) указывает, что эффективность тренировки слухового восприятия возрастает, если звуковой сигнал подкрепляется зрительным. Huffman и McReynoolds (1968) также считают, что одновременная подача зрительного и слухового сигнала помогает обучению и сокращает сроки терапии.
Исследованиями Karlovich (1968) установлено, что звуковой сигнал воспринимается более громким при одновременной подаче зрительного и слухового раздражения.
Интересны исследования Siegel и Allik (1971), обнаружившие, что процент правильных ответов при подаче только зрительного сигнала выше, чем при подаче только звукового.
Вместе с тем не все люди одинаково реагируют на звуковой или зрительный сигнал. Человеку с преобладанием зрительного восприятия трудно на слух различать патологическое звучание, однако Brodnitz (1981) считает, что следует обязательно и настойчиво обучать этому в процессе коррекции голоса.
J. Pahn большое внимание уделяет развитию слухового восприятия, тренируя пассивное восприятие различных эталонов, затем их воспроизведение по подражанию. Оценка правильности выполнения задания является прогностическим тестом всей коррекционной работы.
В последние годы появилось много работ, связанных с исследованием влияния задержанной слуховой обратной связи (DAF), звукоусиления и воздействия белым шумом на речь в норме и патологии (Lee, 1950).
Изучение эффекта DAF показало, что задержка на 250 мс может привести к различным изменениям речи: увеличению времени фонации, замедлению темпа речи, повторению согласных, слогов, слов, пролонгированию гласных, смазанности речи и увеличению артикуляционных ошибок, возрастанию интенсивности звучания.
В основном эти исследования проводились в связи с изучением речи заикающихся и использовались как вспомогательные средства в процессе восстановительного лечения (В.А. Де-ражне, 1950, М.Е. Хватцев, 1965, В.А. Раздольский, 1969, Л.Н. Мещерская, С.С. Ляпидевский, 1973, Л.Я. Миссуловин, 1979, 1988, В. Adamczyk, 1971). В реабилитации голоса у больных с дисфонией этот метод не получил должного применения.
Исследованиями Lombard установлено, что заглушение речи вызывает непроизвольное усиление речи говорящего.
Schultz-Coulon, Fues (1976) применили эффект Ломбарда как тест для исследования функции фонации.
Schultz-Coulon (1978) изучал также влияние белого шума на процесс голосообразования и способность контролировать высоту тона у нормально говорящих дикторов, певцов и лиц, страдающих гиперфункциональной дисфонией. Всем испытуемым через наушники подавался белый шум. Во всех трех группах увеличилась интенсивность речи, без значительной разницы. Отличия были выявлены в особенностях изменения средней частоты основного тона: наиболее выраженными они были у больных с гипертонусной дисфонией, менее заметными у нормально говорящих дикторов, незначительными — у певцов. .
Schultz-Coulon делает вывод, что система нейромышечного контроля более эффективно работает у обученных и тренированных людей по сравнению с необученными и особенно больными. Кроме того, речь в высокой тональности вызывает большее напряжение, чем повышение интенсивности звучания.
Cherry, Sayer, Marland доказали, что заглушение речи белым шумом полностью снимает заикание, аналогичный эффект возникает и при воздействии только высокочастотными или низкочастотными шумами.
Г.Ф. Иванченко, О.С. Орлова, В.И. Макаров (1983) использовали для звукозаглушения специально сконструированный прибор, позволяющий изменять интенсивность подаваемого звукового сигнала и подбирать его индивидуально для каждого больного со спастической дисфонией. Заглушение собственного голоса вызывало самопроизвольное усиление звучания, способствовало выработке облегченной формы речи.
О.С. Орлова (1985) применяла задержанный акустический обратный сигнал (ЗАОС) с помощью аппарата «АИР-2» для восстановления голоса у больных со спастической дисфонией. В результате замедления темпа речи облегчался процесс голосообразования, удавалось снять излишнюю напряженность (косвенный эффект БОС). Время задержки подбиралось индивидуально, постепенно в ходе занятий оно уменьшалось и снималось совсем.
БОС применялась при различных типах нарушения голоса, но особенно эффективно использовалась при лечении гиперфункциональных расстройств голоса.
Prozek, Montgomery, Walden, Schwartz (1978) предлагали использовать электромиографию (ЭМГ) как метод БОС, дающий человеку зрительное представление о степени напряжения его мышц, применив его для лечения 6 больных с гиперфункиональными нарушениями голоса. ЭМГ записывали с помощью двух биполярных электродов, помещенных на область перстнещитовидной мышцы на расстоянии одного сантиметра от средней линии, и третьего (индифферентного) электрода, расположенного на мочке уха. Проведено по 14 сеансов каждому больному продолжительностью 30 минут.
Приборы давали пациентам два типа информации. Во-первых, при увеличении напряжения гортани частота основного тона возрастала, а при уменьшении — снижалась. Во-вторых, когда показания ЭМГ повышали выбранный уровень, включался генератор низкополостного шума, указывающий на чрезмерное напряжение гортани. Таким образом, пациент не должен был допускать возникновения шума и поддерживать низкую частоту основного тона. У трех человек получены положительные результаты, у остальных голос остался без изменения.
Stemple et al (1980) использовали ЭМГ у взрослых с узелками голосовых складок для уменьшения мышечного напряжения в области гортани. Первый электрод миографа помещали на левую щитовидную пластинку, второй — на мочку правого уха, третий — под подбородком. В течение четырех недель 7 больным с узелками голосовых складок проведено 8 сеансов. Использовалась визуальная обратная связь путем слежения за стрелочным индикатором. Больные должны были произносить тренировочный текст (цифры) так, чтобы стрелка находилась на низких значениях шкалы.
Этот метод с успехом был использован и у одного пациента с гипертонусной дисфонией.
За рубежом широко применяется прибор «VIC» (Voice Intensity Controller), позволяющий говорящему контролировать интенсивность голоса в упражнениях (А.Е. Aronson, 1990). Holbrook et al (1974) сообщают о применении этого прибора для лечения 32 пациентов с контактной гранулемой, узелками и. полипами голосовых складок.
Многие исследователи широко используют в реабилитации визуальный канал, применяя для этих целей различные приборы.
Для обучения глухих и слабослышащих устной речи в отечественной практике наибольшей популярностью пользуются приборы «И-2», «ВИР-4», «ВИР-6», разработанные в НИИ Дефектологии АПН СССР и позволяющие преобразовать акустический сигнал в видимую речь. На экране приборов высвечиваются контуры звуков, а обучающийся стремится добиться оптимально правильного звучания, ориентируясь при этом на эталонный контур. Аппарат «ВИР-6» одновременно предназначен не только для визуального контроля за произношением, но и может быть использован как интонограф, позволяющий контролировать высоту голоса при отклонениях от нормы и мелодический компонент интонации (Ф.Ф. Pay, 1973).
Более информативны различные конструкции сонографов и спектрографов, позволяющие получить сведения об особенностях звучащей речи пациентов, оценить ее в динамике, а также применять их в процессе обучения (A. Arnold, 1990). Приборы позволяют получить информацию об изменении интенсивности голоса, частотных параметрах в процессе фонации.
Г.Ф. Иванченко (1992) применял видеостробоскопию как метод БОС в процессе реабилитации больных с парезами и параличами гортани, Е.А. Бачерикова (1997) использовала видео-стробосокпию в комплексном лечении больных с узелками голосовых складок и гиперпластическими ларингитами, осложненными хроническими неспецифическими заболеваниями легких.
Таким образом, метод БОС весьма эффективно используется в коррекционной работе. Вместе с тем не разработаны дифференцированные показания применения метода в зависимости от клинической картины: адаптивных приспособительных реакций и личностных психологических особенностей.
Для повышения эффективности процесса обучения и сокращения сроков реабилитации автором разработана монофункциональная и полифункциональная биологическая обратная связь применительно к различным клиническим формам с учетом степени выраженности нарушения голоса, психологических личностных особенностей, обучаемых и этапа коррекционной работы.
БОС позволяет интенсифицировать процесс обучения и дифференцировать его, учитывать индивидуальные особенности обучаемых, такие как память, слух, темперамент, логические способности. Использование технических средств позволяет также ускорить процесс формирования и автоматизации голосовых навыков, повышает самоконтроль, делает занятия более интересными.
Нередко у детей болезненное самолюбие мешает им в процессе тренировок, так как они не выдерживают критических замечаний в процессе занятия. Применение технических средств дает возможность тренирующимся контролировать собственное произношение и получать обратную связь о правильности выполнения того или другого задания.
Выбор типа биологической обратной связи связан с этапом коррекционной работы и индивидуально учитывает ведущий канал сенсорного восприятия.
В ходе тренировок используют приборы, позволяющие получить обратную связь через зрительный, слуховой или тактильный анализатор: «И-2», «ВИР-4», «Vocal-2» (визуальный канал), электроглоттограф, видеоларингостробоскоп, компьютерная программа «Видимая речь» IBM PC (визуальный канал); магнитофон «АИР-2», специально сконструированные автором приспособления для звукозаглушения и звукоусиления (слуховая связь), «Мастер саунд» (слуховой и тактильный контроль); «СНИМ-1» (тактильная и зрительная связь).
На подготовительном этапе предпочтение отдается тренировке однопараметрической БОС, на последующих этапах подключают многопараметрическую в различных комбинациях.
У пациентов с ведущим зрительным каналом восприятия на начальном этапе обучения используют визуальные средства (рисунки, фотографии, схемы, пиктограммы), которые не только служат средством предъявления материала (схемы артикуляции, интонационных конструкций и т.п.), но и средством развития продуктивных видов речевой деятельности. Зрительные опоры облегчают процесс звукопроизношения и голосообразования.
Использование приборов, преобразующих звуковой сигнал в световой, доступный для наблюдения, в значительной мере облегчает формирование оптимальной интенсивности и высоты звучания.
Основным принципом визуальной БОС является преобразование звукового сигнала в световой, который дает возможность наблюдать изменения звучания в процессе выполнения задания. Обучающемуся демонстрируют образец правильного звучания, предлагают сравнить его с изображением на экране при выполнении аналогичного упражнения самим пациентом.
Тренирующийся может оценить степень отклонения от нормы, сопоставив собственный результат с «эталонным» изображением.
Автором разработана методика по использованию прибора «Vocal-2» у больных с гипотонусной дисфонией, парезами и параличами гортани, позволяющая дозировать нагрузки и правильно определить интенсивность звучания. Применение этого аппарата позволяет не только визуально оценить правильность выполнения задания, но и объективно измерить интенсивность звука, определить скорость спада уровня звукового давления, время максимальной фонации.
Электроглоттограф также используется не только как обучающее средство, но и для диагностических целей. Прибор позволяет регистрировать амплитуду колебательных движений голосовых складок, их частоту и ритмичность. Особенно информативен метод при парезах и параличах гортани, используется для дифференциальной диагностики, в частности, от гипотонусной дисфонии, а также для документации эффективности проведенного коррекционного воздействия.
Неоценимую помощь в процессе реабилитации оказывает видеоларингоскопия и видеоларингостробоскопия, которые используются в процессе обучения для демонстрации нормальной гортани и документирования патологических процессов у пациента. Больной может наблюдать на экране телевизора или видеокамеры изображение собственных голосовых складок, их анатомическую структуру, оценивать характер смыкания и вибрации, особенно при парезах и параличах гортани и гипотонусной или гипертонусной дисфонии. При узелках и полипах голосовых складок демонстрируют эти образования пациентам до операции, а затем после консервативного или хирургического лечения — достигнутый результат.
У пациентов с ведущим слуховым сенсорным каналом восприятия логопедическую работу начинают с записи голоса обучаемого на магнитофон с целью документации качества и степени нарушения голоса при поступлении и далее проводят записи для сравнения и оценки результатов. Прослушивание магнитофонных записей позволяет выявить просодические особенности: ошибки интонирования, изменение тембра звучания и т.п. После предъявления тренирующимся «эталонного» образца просят его повторить.
Аудиосредства позволяют не только сформировать слухопроизносительные навыки, но и обеспечивают эффективную самостоятельную работу в домашних условиях. Прослушивание магнитофонных записей способствует повышению слухового контроля за собственной речью в спонтанном общении. Аудирование позволяет не только сформировать самоконтроль, но и подготавливает базу для дальнейшей коррекционной работы.
Для снятия излишней напряженности артикуляционной и голосовой мускулатуры, нормализации темпа речи успешно используется задержанная акустическая обратная связь (ЗАОС) при помощи аппарата «АИР-2».
Установлено, что оптимальной для больных с гипотонусной дисфонией является задержка 50-95 мс. Выбор определяется больным самостоятельно и ориентирован на отсутствие субъективных отрицательных ощущений. Слыша свою речь отставленной, тренирующиеся непроизвольно переходят на медленный, плавный темп, увеличивают интенсивность звучания.
Особенно эффективно применение ЗАОС у пациентов с болезненной фиксацией внимания, так как при работе на аппарате они становятся более спокойными, уравновешенными. Прослушивая свою речь, понимают, что можно в процессе тренировок получить положительный результат.
Особенно полезными тренировки оказываются при гипертонусной дисфонии и у больных с узелками и полипами голосовых складок.
Занятия проводят по следующей схеме:
1.Вначале устанавливается максимальная задержка 200-250 мс с целью ощущения несомненного эффекта замедленной речи и изменения частоты основного тона.
2.Далее подбирается оптимальная громкость акустического сигнала, поскольку ослабленный сигнал снижает эффект, а слишком сильный вызывает неприятные субъективные ощущения.
3.Затем добиваются согласованности речевого высказывания с задержанным акустическим сигналом.
Впоследствии аппарат «АИР-2» используется на этапе автоматизации для закрепления выработанных голосовых навыков, при этом время задержки постепенно уменьшается.
Занятия проводят по 15-20 минут два раза в день.
Для активизации слухового внимания, повышения интенсивности голоса или снятия излишней напряженности, ослабления патологической слуховой фиксации применяют акустическую задержанную обратную связь, звукозаглушение или звукоусиление.
Наиболее эффективно применение при лечении стойких рецидивирующих психогенных афоний, гипо- и гипертонусных дисфонии.
Через наушники пациенту подается звуковой сигнал, сила сигнала подбирается индивидуально для каждого, в процессе занятий постепенно снижается. Помимо сигнала, подаваемого с магнитофона, применяют корректофон Деражне, модифицированную трещотку Барани, белый шум.
Совместно с Г.Ф. Иванченко и В.И. Макаровым автором был разработан специальный прибор, работающий от автономного источника питания и позволяющий регулировать индивидуально интенсивность подаваемого сигнала. Интенсивность устанавливается по субъективным ощущениям, так, чтобы при чтении текстового задания пациент не слышал собственного голоса. Следует избегать слишком громкого сигнала, который может вызвать головные боли или слишком слабого, ограничивающего терапевтический эффект.
Аппарат «МОНОЛОГ» объединяет функции звукозаглушения, звукоусиления, ритмической стимуляции, воспроизведения речи с определенной задержкой («ЭХО»).
Использование в аппарате четырех основных технических средств позволяет получать разнообразные комбинации лечебных методов.
1. ЗВУКОЗАГЛУШЕНИЕ собственной речи известно еще со времен Демосфена. В качестве заглушающего фона используется «белый шум», акустически напоминающий шум прибоя. Коррекция речи и голоса с помощью звукозаглушения связана с именами А.А. Маланичевой (1954), В.П. Воскресенского (1962), А.В. Крапухина (1981), Ф. Черри и т. д. А.В. Крапухин механизм влияния «белого шума» трактует следующим образом:
=> повышение громкости речи наблюдается при всех видах
заглушения (эффект Ломбарда); => возникает разрыв привычной слухоречевой связи; => звукозаглушение выполняет роль отвлечения от речевого акта.
Но главным образом положительный результат при звукозаглушении принадлежит эффекту повышения громкости.
2.ЗВУКОУСИЛЕНИЕ как метод коррекции нарушения голоса и речи было предложено В.А. Раздоозаглушении принадлежит эффекту повышения громкости.
2.ЗВУКОУСИЛЕНИЕ как метод коррекции нарушения голоса и речи было предложено В.А. Раздольским в 1965 г. Эффект наступает благодаря изменению привычной громкости собственной речи.
3.МЕТРОНОМ, или метод ритмической стимуляции речи, известен столь же давно, как и метод заглушения..
В ходе тренировок у 3 больных с функциональной афонией спонтанно добились звучного голоса, у больных с гипотонусной дисфонией в ходе тренировок интенсивность повысилась в среднем на 15 дБ, а у больных с парезами — на 10 дБ.
На этапе формирования навыков голосообразования успешно апробирован аппарат «Мастер саунд», позволяющий одновременно осуществлять слуховой и вибрационный контроль. Усиление резонирования звучания за счет увеличения объема ротового резонатора, отражения от стенок прибора звуковой волны позволяет иначе услышать собственный голос, скорректировать звучание в ходе занятий.
Наиболее эффективны занятия у пациентов с ведущим кинестетическим каналом восприятия и у «аудистов». Продолжительность сеансов 2—7 минут по 3—4 раза в день.
Для повышения тонуса голосовых складок у пациентов с парезами и параличами голосовых складок, гипотонусной дисфонией с доминирующим кинестетическим и зрительным каналом восприятия используется прибор «СНИМ-1», продуцирующий диадинамические токи. Специальные электроды накладываются на область гортани, с помощью электротока стимулируют мышечную активность голосовых складок. Во время проведения процедур пациенту предлагают произносить специально подобранные слова синхронно с электровоздействием. С помощью стрелочного индикатора можно определить, насколько повышается интенсивность сигнала. Рекомендуется до 10 процедур по 10 минут ежедневно.
На этапе формирования и закрепления полученных голосовых навыков у группы больных была использована компьютерная программа «Видимая речь» IBM PC (версия 1). В эксперименте принимало участие 25 человек с различными диагнозами, практически все пациенты ранее не пользовались компьютером. Были составлены программы индивидуальных тренировок, отобрана последовательность применения различных модулей. Все пациенты вели дневниковые записи, которые впоследствии были подвергнуты анализу, где они фиксировали результаты каждого занятия, отмечали трудности в работе и оценивали эффективность занятия с предложенным упражнением. В ходе эксперимента проводили наблюдение за особенностями поведенческих реакций в условия «успеха-неуспеха». Для повышения эффективности БОС применяли сочетание компьютерных программ и «Мастер саунд».