Глава 3. Постановка дыхания

Основными ошибками фонационного дыхания являются неэкономное использование воздуха в процессе голосообразования, укороченный спорадический выдох, инспирированная речь, частые доборы воздуха ртом, неоправданные синтагматическим и логическим членением речевого потока.

Наиболее частая ошибка — преимущественное использование во время речи ключичного или верхнереберного дыхания, сопровождающегося сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, в результате чего дыхание становится шумным и напряженным.

Для устранения подобных ошибок большое значение уделяется воспитанию активности диафрагмы и нижних ребер, раз­витию носового дыхания.

Первостепенное значение в работе над воспитанием правильной техники голосообразования придается обучению правильному фонационному дыханию.

Воспитание дыхания и развитие голоса — это единый процесс. Те качества дыхания, которые необходимы в процессе фонации, корректируются и развиваются в процессе звучания; во время выполнения специально подобранных, постепенно и дозированно усложняющихся дикционных и голосовых упражнений. Процесс значительно ускоряется при выполнении динамических упражнений, которые способствуют развитию дыхания и оказывают косвенное воздействие на совершенствование фонационной мускулатуры. Основное внимание при подборе упражнений направлено на: воспитание навыка координированной работы мышц, участвующих в осуществлении вдоха и выдоха; тренировку носового дыхания; умение произвольного расслабления; выработку длительного и экономного выдоха, обеспечивающего процесс фонации. Все упражнения подбирается по принципу соединения тренировочных гимнастических дыхательных упражнений со звучанием. Каждый вырабатываемый навык закрепляется на специальном, постепенно усложняющемся, текстовом материале, что, в свою очередь, ус­коряет автоматизацию и позволяет добиться хорошего звуча­ния в спонтанной речи.

Комплекс дыхательных упражнений составляется индиви­дуально с учетом выявленных ошибок фонационного дыхания. Для этих целей рекомендуются:

=> Статические дыхательные упражнения, основная задача которых — воспитать смешанно-диафрагмальный тип дыхания, скоординировать правильное соотношение но­сового вдоха и ротового выдоха, добиться сознательного произвольного управления дыханием. => Динамические дыхательные упражнения, облегчающие процесс овладения навыком координированного дыха­ния, косвенно влияющие на процесс фонации. => Фонационные дыхательные упражнения.

Те качества дыхания, которые необходимы для речевой деятельности, корригируются и развиваются в процессе фо­нации, во время проговаривания постепенно усложняющихся заданий. Сочетание фонационных упражнений с лечебной гимнастикой значительно ускоряет процесс автоматизации, способствует развитию дыхания и косвенно совершенствует дыхательную мускулатуру.

На подготовительном этапе занятия начинают со статиче­ских дыхательных упражнений, используя глухие щелевые со­гласные звуки и гласные. Вместе с тем у некоторых обучаю­щихся приходится начинать упражнения в положении лежа, так как закрепившийся патологический навык фонации ока­зывается стойким.

На этапе формирования голосового навыка речевой мате­риал подбирается с учетом индивидуальных возможностей и клинического диагноза.

На этапе автоматизации и закрепления голосовых навыков используют различной степени сложности стихи, пословицы, поговорки, скороговорки.

Статические дыхательные упражнения

Предлагаемый комплекс используется как подготовитель­ный в работе с детьми, как средство предупреждения дисфонии, при нарушениях голоса независимо от характера заболе­вания.

На первом этапе основное внимание следует уделять трени­ровке нижнереберного типа дыхания с активным участием ди­афрагмы, координации ритмичного вдоха и выдоха, особое внимание — организации правильного вдоха. Для этого ис­пользуем прибор «TRIFLO-II».

При вдохе нижняя часть грудной клетки расширяется, при этом передняя стенка живота слегка выдвигается вверх и впе­ред. Большое значение придается тренировке носового вдоха. Отрабатывается короткий бесшумный вдох, что позволяет из­бежать сухости в ротовой полости, усиливающей неприятные субъективные ощущения: навязчивое откашливание, чувство инородного тела, «комка» в гортани.

Основная задача логопеда при проведении тренировок — объяснить обучающимся, «как выполнить» и «что почувство­вать». Для правильного звучания голоса необходим длитель­ный выдох с сохранением определенного уровня подскладкового и ротового давления и так называемая «опора дыхания». Под «опорой дыхания» понимается сознательное сохранение выдыхательной установки, которая достигается правильной

осанкой, напряженностью мышц брюшного пресса, ощущени­ем свободы в области ротоглоточной полости и грудной клет­ки, что обеспечивает оптимальное резонирование и звучание.

Для сокращения сроков обучения, лучшего усвоения уп­ражнений рекомендуется схематичное изображение предлагае­мых упражнений с помощью специальных знаков и рисун­ков-пиктограмм.

После установления ровного ритмичного дыхания через 5—7 дней занятий следует переходить к формированию навы­ков дыхания во время двигательной активности.

Динамические дыхательные упражнения

Динамическая дыхательная гимнастика физически укреп­ляет организм, развивает фонационное дыхание, подготавли­вает обучающихся к интенсивным голосовым нагрузкам. Вы­бор комплекса динамических упражнений зависит не только от физических возможностей пациентов, но и учитывает выяв­ленные при обследовании недостатки голоса. Так, при гипотонусной дисфонии, мутационных нарушениях голоса рекомен­дуются комплексы, активизирующие мышечную мускулатуру; при узелках голосовых складок, воспалительных заболеваниях глотки и гортани — упражнения, способствующие снятию из­лишней напряженности; в некоторых случаях сочетают акти­визирующие и релаксационные упражнения.

Динамические дыхательные упражнения проводят в сочета­нии с движениями туловища, рук, шеи. Основная цель трени­ровки достигается за счет изменения темпа, частоты, характера выполнения упражнений. Для снятия напряжения следует вы­полнять медленные и плавные движения.

Таблица 6

Факторы, влияющие на нагрузку

Факторы, влияющие на нагрузку Увеличение нагрузки Уменьшение нагрузки
Исходное положение Стоя. Смещение центра тяжести вверх Лежа, сидя. Смещение центра тяжести вниз
Факторы, влияющие на нагрузку Увеличение нагрузки Уменьшение нагрузки
Число участвующих в упражнении мышечных групп Вовлекать максималь­ное число крупных мышечных групп Ограниченное число мышечных групп
Степень и характер мышечного напряжения Оказание активного сопротивления дви­жению, использование отягощения (эластичная резина, гантели и т.п.) Исключение отягощения движений
Амплитуда движений Полная Ограниченная
Сложность упражнений Увеличение сложных упражнений Увеличение простых упражнений
Число повторений Увеличивается Уменьшается
Темп выполнения Быстрый и средний Средний и медленный
Продолжительность пауз отдыха Укороченные паузы отдыха Продолжительные паузы

В комплекс тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания включают активизирующие и релаксаци­онные упражнения, что позволяет достичь эластичности, упру­гости мышц, предупреждает их утомление и излишнюю напря­женность.

Для автоматизации и закрепления правильных механизмов дыхания подбираются упражнения, приближенные к естест­венным условиям жизни человека: (ходьба, подъем по лестни­це, выполнение физических нагрузок). Так как дыхание под­чинено одновременно и произвольному, и непроизвольному воздействию, то выполнение динамических упражнений со­вершенствует произвольный компонент регуляции дыхания

Многократно повторяемые упражнения становятся стереотип­ными и автоматизированными, в результате чего изменяется характер и ритм дыхания. Взамен поверхностного и частого дыхания формируется более спокойное и глубокое, которое обеспечивает оптимальное звучание.