Глава 3. Постановка дыхания
Основными ошибками фонационного дыхания являются неэкономное использование воздуха в процессе голосообразования, укороченный спорадический выдох, инспирированная речь, частые доборы воздуха ртом, неоправданные синтагматическим и логическим членением речевого потока.
Наиболее частая ошибка — преимущественное использование во время речи ключичного или верхнереберного дыхания, сопровождающегося сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, в результате чего дыхание становится шумным и напряженным.
Для устранения подобных ошибок большое значение уделяется воспитанию активности диафрагмы и нижних ребер, развитию носового дыхания.
Первостепенное значение в работе над воспитанием правильной техники голосообразования придается обучению правильному фонационному дыханию.
Воспитание дыхания и развитие голоса — это единый процесс. Те качества дыхания, которые необходимы в процессе фонации, корректируются и развиваются в процессе звучания; во время выполнения специально подобранных, постепенно и дозированно усложняющихся дикционных и голосовых упражнений. Процесс значительно ускоряется при выполнении динамических упражнений, которые способствуют развитию дыхания и оказывают косвенное воздействие на совершенствование фонационной мускулатуры. Основное внимание при подборе упражнений направлено на: воспитание навыка координированной работы мышц, участвующих в осуществлении вдоха и выдоха; тренировку носового дыхания; умение произвольного расслабления; выработку длительного и экономного выдоха, обеспечивающего процесс фонации. Все упражнения подбирается по принципу соединения тренировочных гимнастических дыхательных упражнений со звучанием. Каждый вырабатываемый навык закрепляется на специальном, постепенно усложняющемся, текстовом материале, что, в свою очередь, ускоряет автоматизацию и позволяет добиться хорошего звучания в спонтанной речи.
Комплекс дыхательных упражнений составляется индивидуально с учетом выявленных ошибок фонационного дыхания. Для этих целей рекомендуются:
=> Статические дыхательные упражнения, основная задача которых — воспитать смешанно-диафрагмальный тип дыхания, скоординировать правильное соотношение носового вдоха и ротового выдоха, добиться сознательного произвольного управления дыханием. => Динамические дыхательные упражнения, облегчающие процесс овладения навыком координированного дыхания, косвенно влияющие на процесс фонации. => Фонационные дыхательные упражнения.
Те качества дыхания, которые необходимы для речевой деятельности, корригируются и развиваются в процессе фонации, во время проговаривания постепенно усложняющихся заданий. Сочетание фонационных упражнений с лечебной гимнастикой значительно ускоряет процесс автоматизации, способствует развитию дыхания и косвенно совершенствует дыхательную мускулатуру.
На подготовительном этапе занятия начинают со статических дыхательных упражнений, используя глухие щелевые согласные звуки и гласные. Вместе с тем у некоторых обучающихся приходится начинать упражнения в положении лежа, так как закрепившийся патологический навык фонации оказывается стойким.
На этапе формирования голосового навыка речевой материал подбирается с учетом индивидуальных возможностей и клинического диагноза.
На этапе автоматизации и закрепления голосовых навыков используют различной степени сложности стихи, пословицы, поговорки, скороговорки.
Статические дыхательные упражнения
Предлагаемый комплекс используется как подготовительный в работе с детьми, как средство предупреждения дисфонии, при нарушениях голоса независимо от характера заболевания.
На первом этапе основное внимание следует уделять тренировке нижнереберного типа дыхания с активным участием диафрагмы, координации ритмичного вдоха и выдоха, особое внимание — организации правильного вдоха. Для этого используем прибор «TRIFLO-II».
При вдохе нижняя часть грудной клетки расширяется, при этом передняя стенка живота слегка выдвигается вверх и вперед. Большое значение придается тренировке носового вдоха. Отрабатывается короткий бесшумный вдох, что позволяет избежать сухости в ротовой полости, усиливающей неприятные субъективные ощущения: навязчивое откашливание, чувство инородного тела, «комка» в гортани.
Основная задача логопеда при проведении тренировок — объяснить обучающимся, «как выполнить» и «что почувствовать». Для правильного звучания голоса необходим длительный выдох с сохранением определенного уровня подскладкового и ротового давления и так называемая «опора дыхания». Под «опорой дыхания» понимается сознательное сохранение выдыхательной установки, которая достигается правильной
осанкой, напряженностью мышц брюшного пресса, ощущением свободы в области ротоглоточной полости и грудной клетки, что обеспечивает оптимальное резонирование и звучание.
Для сокращения сроков обучения, лучшего усвоения упражнений рекомендуется схематичное изображение предлагаемых упражнений с помощью специальных знаков и рисунков-пиктограмм.
После установления ровного ритмичного дыхания через 5—7 дней занятий следует переходить к формированию навыков дыхания во время двигательной активности.
Динамические дыхательные упражнения
Динамическая дыхательная гимнастика физически укрепляет организм, развивает фонационное дыхание, подготавливает обучающихся к интенсивным голосовым нагрузкам. Выбор комплекса динамических упражнений зависит не только от физических возможностей пациентов, но и учитывает выявленные при обследовании недостатки голоса. Так, при гипотонусной дисфонии, мутационных нарушениях голоса рекомендуются комплексы, активизирующие мышечную мускулатуру; при узелках голосовых складок, воспалительных заболеваниях глотки и гортани — упражнения, способствующие снятию излишней напряженности; в некоторых случаях сочетают активизирующие и релаксационные упражнения.
Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, шеи. Основная цель тренировки достигается за счет изменения темпа, частоты, характера выполнения упражнений. Для снятия напряжения следует выполнять медленные и плавные движения.
Таблица 6
Факторы, влияющие на нагрузку
Факторы, влияющие на нагрузку | Увеличение нагрузки | Уменьшение нагрузки |
Исходное положение | Стоя. Смещение центра тяжести вверх | Лежа, сидя. Смещение центра тяжести вниз |
Факторы, влияющие на нагрузку | Увеличение нагрузки | Уменьшение нагрузки |
Число участвующих в упражнении мышечных групп | Вовлекать максимальное число крупных мышечных групп | Ограниченное число мышечных групп |
Степень и характер мышечного напряжения | Оказание активного сопротивления движению, использование отягощения (эластичная резина, гантели и т.п.) | Исключение отягощения движений |
Амплитуда движений | Полная | Ограниченная |
Сложность упражнений | Увеличение сложных упражнений | Увеличение простых упражнений |
Число повторений | Увеличивается | Уменьшается |
Темп выполнения | Быстрый и средний | Средний и медленный |
Продолжительность пауз отдыха | Укороченные паузы отдыха | Продолжительные паузы |
В комплекс тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания включают активизирующие и релаксационные упражнения, что позволяет достичь эластичности, упругости мышц, предупреждает их утомление и излишнюю напряженность.
Для автоматизации и закрепления правильных механизмов дыхания подбираются упражнения, приближенные к естественным условиям жизни человека: (ходьба, подъем по лестнице, выполнение физических нагрузок). Так как дыхание подчинено одновременно и произвольному, и непроизвольному воздействию, то выполнение динамических упражнений совершенствует произвольный компонент регуляции дыхания
Многократно повторяемые упражнения становятся стереотипными и автоматизированными, в результате чего изменяется характер и ритм дыхания. Взамен поверхностного и частого дыхания формируется более спокойное и глубокое, которое обеспечивает оптимальное звучание.