Понятие о проектировании педагогического процесса
Предварительное конструирование педагогического процесса называется проектированием. Проектами, например, могут быть государственные образовательные стандарты, учебные планы, программы, учебно-методические комплексы, планы, конспекты, сценарии, модели, идеалы, литературные образы и т.д.
Проектируются отдельные компоненты педагогического процесса. Например, результат. Его можно назвать «проектом личности». Такой проект в свое время был составлен известным советским педагогом А.С. Макаренко. «Мы должны воспитать культурного советского рабочего, - писал он. - Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и переданным членом рабочего класса, комсомольцем, большевиком. Мы должны воспитать у него чувство долга и понятие чести, иначе говоря – он должен ощущать… свои обязательства перед классом. Он должен уметь подчиняться товарищу и должен уметь приказать товарищу. Он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным – в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчив и закален, он должен владеть собой и влиять на других; если его накажет коллектив, он должен уважать и коллектив, и наказание. Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив, и таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день» [108, с. 31-32].
Проект личности, составленный А.С. Макаренко, соответствовал программному проекту личности коммунистической партии, реализуемому в течение восьмидесяти лет в СССР и других социалистических странах. Этот проект, отражался в программах КПСС, моральном кодексе строителя коммунизма, в директивных документах об образовании и имел официальный статус.
И до социалистической эры проекты личности были. Они, отражаясь в сказках, пословицах, песнях, книгах, представляли идеал народа о совершенном человеке.
Нами составлен проект личности, формируемой в башкирской общеобразовательной школе. Его мы назвали «Эталонной моделью представителя башкирского народа».
Эталонная модель представителя
башкирского народа
Должен знать: историю своего народа; культуру, фольклор башкир; психологию башкирского народа; особенности национального характера башкир; башкирскую народную педагогику; традиции, обычаи башкир; быт, образ жизни башкирского народа; науку, религию своего народа; проблемы народа, его недостатки, успехи, тенденции и перспективы развития; духовные, политические, экономические связи башкир с другими народами; семь поколений своих предков; особенности природы родного края; основные географические названия и т. д.
Должен уметь: говорить, читать и писать на родном языке; выполнять основные обычаи и традиции башкирского народа; постоянно совершенствовать себя; правильно анализировать и оценивать ситуацию; защищать интересы своего народа; формировать башкирский характер и т.д.
Черты характера: ответственность; уверенность; интернационализм; овладение башкирским национальным сознанием; уважение к национальной культуре, языку, традициям, обычаям, нравственно-этическим нормам; понимание единства и целостности башкирской нации; готовность защищать интересы башкирской нации, укреплять ее связи с другими народами; стремление стать истинным представителем своего народа; уважительное отношение к старшим; трудолюбие; нетерпимость к недостаткам; аккуратность; доброта; любовь к родной земле, к народу, родине; стойкое противостояние к отрицательным воздействиям; добросовестное отношение к семейным обязанностям, к воспитанию детей; честность; отсутствие патологического стремления к богатству; искренность; терпимость; скромность; гостеприимство; верность; решительность; выдержанность; наблюдательность и другие.
В этом портрете отражается образ представителя башкирского народа. Он конкретизирует цель педагогического процесса башкирской общеобразовательной школы.
Отдельно проектируется содержание. Учебный план, учебные программы, государственные образовательные стандарты как раз являются такими проектами. Нами составлены, например, программы таких учебных дисциплин, изучаемых в вузе, как «Система педагогического процесса», «Управление общеобразовательной школой», «Научное исследование», «Введение в педагогику» и т.д. В них определяется система знаний, умений, навыков.
Проектируются средства педагогического процесса: кабинеты, планшеты, книги, наглядные пособия, школьные здания и т.д.
Проектируется весь педагогический процесс. Для этого необходимо выбирать цель, методы, содержание, средства, формы, типы, единицы, движущую силу, принципы воздействия на объект. Требуется определять условия эффективного применения каждого из них, обеспечения взаимодействия и т.д.
Проектирование педагогического процесса отличается от проектирования других процессов. Оно имеет ряд особенностей.
1. Неповторимость некоторых проектов организации педагогического процесса. Один и тот же поурочный план, например, невозможно использовать второй раз, т.е. в работе с другим учеником, другим классом. Он пригоден только для одноразового использования. Это объясняется отсутствием так называемой «педагогической технологии» – устойчивого цикла в ПП [186, с. 112-115]. Педагогический процесс всегда новый, неповторим. Потому что его объект – живой человек - отличается от других, постоянно меняется, развивается. Система целей, содержания, форм, методов, типов, средств, применяемая в первом случае, бывает непригодной во втором случае. Для каждого случая должен быть свой проект. Однако эта истина не понимается не только рядовыми учителями, организаторами системы образования, но и учеными. В журналах Министерства образования и науки РФ, РБ постоянно публикуются поурочные планы, издаются пособия, состоящие из сценариев уроков.
2. Допустимость отклонений от проекта во время его реализации. Педагогический процесс не всегда идет по проекту. Довольно часто происходят отклонения от него. Однако это не означает, что проект составлен плохо. Просто педагогический процесс такой. Он, как было сказано выше, не имеет устойчивого цикла – рецепта. Иногда нечаянно сделанная реплика со стороны ученика, вопрос, новое обстоятельство могут менять ход педагогического процесса. Это естественно. Поэтому отклонение от проекта нельзя рассматривать как недостаток.
3. Проект педагогического процесса может быть и в устной форме. Руководители школ требуют от учителей письменных проектов. Отсутствие, например, письменного поурочного плана учителя считается «ЧП». Его даже не допускают в класс. Мы считаем это неправильным. Проект педагогического процесса может быть и устным. Для этого имеются все предпосылки: а) хорошее знание учителем своих учеников; б) опыт учителя; в) необходимость оперативного решения некоторых педагогических задач.
Устный план предупреждает перегрузку, сохраняет силы, энергию педагога. Он создает условия для свободы, творчества.
return false">ссылка скрытаУстный план имеет еще одну объективную базу для существования. Как было сказано выше, в реализации проекта часто допускаются отклонения. Тогда появляется устное приложение проекта.
4. В некоторых случаях проект необязателен. Педагогический процесс, как мы знаем, иногда осуществляется стихийно. Влияние окружающей среды, природы, друзей заранее не планируется, т.е. не имеет ни письменного, но даже устного проекта.
Могут быть и другие особенности проекта педагогического процесса.
Качество проектирования зависит от многих факторов. Среди них особую роль играет вооруженность педагога правильной педагогической теорией. Человек, не владеющий научной теорией, не может правильно организовывать педагогический процесс. Ожидать правильного проектирования от него тоже нельзя.
Следующим условием качественного проектирования ПП является наличие необходимых для этого умений: прогнозировать, корректировать, усовершенствовать и т.д. В Сибайском институте (филиале) Башкирского государственного университета имеется некоторый опыт работы по формированию этих умений у будущих педагогов-психологов. Например, в содержание педагогических дисциплин включено задание «Проектирование педагогического процесса».
Ответственное отношение педагога к своей работе является еще одним условием качественного проектирования педагогического процесса.
Значение проектирования ПП огромное. Оно позволяет четко, экономно, качественно организовать педагогический процесс.