ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

ТЕМА 2

Социологическое понимание общества. - Социум. - Типология обществ. - Понятие «система» и его значение в социологических исследованиях. - Социальная система и ее элементы. - Социальное взаимодействие. - Социальные отношения. - Социальные связи. - Социальный статус. - Социальная роль. - Социальные нормы. - Социальные санкции. - Социальные ценности. - Понятие социальной общности. - Массовые общности. - Первичные и вторичные социальные группы. - Референтные группы. - Ингруппа и аутгруппа. - Агрегация. - Квазигруппы. - Толпа. - Социальные круги. - Статусные группы.

 

Для социологии как науки объектом познания является общество. При всем разнообразии трактовок этого понятия в целом под обществомпонимается обособившаяся от природы часть материального мира, в основе которой - общность индивидов, организовавшихся в процессе сознательной совместной деятельности, которая характеризуется целостностью, устойчивостью, саморазвитием.

Для обозначения общества как определенной социальной реальности, являющейся для социологии объектом исследования, достаточно широко используется и такое понятие, как «социум». В большей части случаев это понятие принято считать тождественным понятию «общество», хотя ряд исследователей считает последнее определение более широким, видя в социальном отдельное, пусть и важнейшее свойство общественного.

В более узком смысле (чаще на бытовом уровне) под обществом понимается та или иная множественность индивидов, обусловленная огромным разнообразием проявлений жизнедеятельности людей. Для их обозначения социология использует понятие более низкого порядка, чем категория «общество» (общность, социальная группа, социальная организация и др.).

Современное социологическое понимание человеческого общества (при наличии огромного количества разнообразных теорий, концепций по этому вопросу) прежде всего исходит из понимания его как уникум.

На протяжении многих веков социальные мыслители античности, средних веков отождествляли общество и государство. В основе функционирования, развития социума ученые Нового времени видели прежде всего субъективное начало или «общественный договор» власти и народа исходя из взаимной полезности. И в Новейшее время исследователи не всегда разделяют такие понятия, как «общество» и «гражданское общество».

Однако общество - это качественно отличная, специфическая часть окружающей действительности, которая, являясь частью природы, вместе с тем не растворяется в ней. Исследователи выделяют ряд факторов, которые обеспечили появление и развитие общества как социальной реальности со своей уникальностью и прежде всего естественноисторические условия, социальность, сознание. Эти факторы органически взаимосвязаны друг с другом и призваны существовать постоянно, обеспечивая обществу целостность, устойчивость и саморазвитие. Общество - это продукт взаимодействия людей с включением в свои границы и их самих.

Сохраняя свою целостность, относительную устойчивость, общество в своем постоянном и объективно бесконечном развитии прошло различные этапы, и уже это позволяет говорить о тех или иных его типах. Наиболее известная типология - формационная, которая предполагает выделение таких типообразующих признаков общества, как общественно-экономическая формация. Первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое общество - таковы типы исторического развития социума, которые выделяют представители марксистской социологической школы и некоторых других.

В середине XIX в. К. Маркс предложил свою формационную типологию обществ, положив в ее основание три главных признака: способ производства, формы собственности на средства производства и учение о борьбе классов за средства производства. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные этими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Общественно-экономические формации
К. Маркс рассматривал как последовательные ступени лестницы, по которым народы мира продвигаются в процессе исторической эволюции.

Уровни, ступени развития общества определяются и таким понятием, как цивилизация, которым обозначают совокупность материальной, культурной, политической и т.д. частей в жизни того или иного социума (варварство, античная цивилизация, современная цивилизация, или цивилизации народов майя, инков и др.).

Современный мир характеризуется цивилизационным многообразием. В нем существуют десятки цивилизаций - западноевропейская (распадающаяся в свою очередь на французскую, английскую, испанскую и т. д.), североамериканская, китайская, индийская, латиноамериканская, российская, африканская, арабская и др., каждая из которых сложилась на разнородной формационной основе, сочетая в себе черты феодализма, капитализма, социализма и т. д. В результате количество существующих в современном мире цивилизаций превышает количество формаций.

В соответствии прежде всего с уровнем развития производительных сил того или иного общества, использованием достижений научно-технического прогресса социология и другие социально-политические науки используют для обозначения различных его типов такие понятия, как традиционное (аграрное) и индустриальное общество, постиндустриальное, информационное и др. Отталкиваясь от этих понятий, ученые-социологи второй половины ХХ - начала XXI вв., наблюдая социально-экономические процессы, происходящие в обществе, предложили его новые типологии. В их числе доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества
(Д. Белл); а также «первая», «вторая» и «третья» волны цивилизации (О. Тоффлер). В начале 1960-х гг. ученые ввели в научный оборот термин «информационное общество», и здесь прогресс человечества рассматривается сквозь призму прогресса знания. К данной теории относят идеи
З. Бжезинского, который разработал концепцию технотронного общества, также подчеркивающую главенствующую роль науки в современном обществе.

Одной из наиболее признанных теорий, объясняющих этапность развития общества на основе его движения от одного типа к другому, является теория постиндустриального общества. Ее авторы – А. Тофлер и Д. Белл пытались осмыслить те процессы, которые происходили в некоторых обществах с середины ХХ в. Они полагали, что всемирная история разделена на три крупные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются способ производства, формы собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, социальная структура общества и др.

В доиндустриальном, или традиционном, обществе определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство с церковью и армией как главными институтами. С экономической точки зрения индустриальным считается общество, где подавляющая часть людей трудится в промышленности (индустрии). Промышленность, основанная на разделении труда и машинном производстве, возникла в некоторых государствах всего лишь 200-250 лет назад, положив начало новому, индустриальному этапу (а значит и типу) человеческого общества. И лишь небольшой отрезок времени в истории человечества - начиная с 70-х гг. ХХ в., мы вправе отнести к самому современному типу - постиндустриальному обществу. Но и оно охватывает не все существующие на планете страны, а только самые передовые: США, Японию, западноевропейские государства. Большинству же стран, в том числе и России, еще только предстоит присоединиться к ним. Как скоро подобное произойдет, будет зависеть от темпа экономических преобразований в нашей стране, скорости научно-технического прогресса.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением таваропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания.

В постиндустриальных обществах США, Канады, Японии, большинства государств Западной Европы главным становится труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации. В этом обществе доминирует состязание между людьми. Если в Африке 2/3 населения заняты сельским хозяйством, то в США в аграрном секторе трудится менее 3% активного населения. В то же время промышленным производством заняты около 1/3, а в сфере услуг – 2/3 всего трудоспособного населения. Успехи достигнуты благодаря научно-техническому прогрессу и резко возросшей эффективности производства. Производительность труда в промышленно развитых странах в области сельского хозяйства сегодня более чем в 15 раз превышает аналогичный показатель для развивающихся стран.

Изучение общества (социума) обрело научную глубину, целостность, логичность тогда, когда были разработаны и стали широко использоваться системный и структурно-функциональный методы исследования. В основе этих методов лежит понимание объектов научного познания как систем, в которых каждый элемент структуры выполняет определенную функцию.

Система- это понятие, которое отражает совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи, взаимозависимости и образующих определенную целостность со своими границами. Наука выделяет самые разнообразные системы: материальные, духовные, механические, биологические, социальные и т. д. Усложнение в процессе развития тех или иных систем приводит к возникновению такого качества системы, как саморазвитие. Такие системы называются органичными.

Социальные системы - это качественно определенная, структурированная, саморазвивающаяся целостность, основными элементами которой являются индивиды и существующие между ними общественные отношения. Примером таких социальных систем могут служить государство, политика, семья и т.д. Социология рассматривает и индивида как социальную систему со своими элементами, и которая также характеризуется органичностью.

Современная социология также понимает и общество как сложную саморазвивающуюся социальную систему, которая характеризуется определенной целостностью, устойчивостью, саморазвитием. В основе общества как системы лежит деятельность индивидов и других его подсистем, направленная на сохранение, воспроизводство и развитие самого социума. Решение этой главной задачи достигается при наличии и сохранении границ общества, которые представляют собой единство признаков составляющих элементов социума. Границы социальной системы могут быть пространственными, временными, качественными и позволяют отделить ее от других систем. Вместе с тем границы общества должны быть достаточно проницаемы, что позволяет внесистемные элементы вовлекать в свою орбиту, обеспечивая тем самым саморегуляцию, упорядочение, саморазвитие, в противном случае, при непроницаемости границ, общество превратится в закрытую систему, и это неизбежно приведет к внутренней дезорганизации, к уничтожению себя как определенной целостности.

Существуют социологические концепции, отстаивающие возможность и необходимость так называемого закрытого общества. Концепция автаркии обосновывает необходимость экономического, культурного обособления того или иного общества от других, опору на собственные силы (см., например, И. Фихте «Замкнутое торговое государство»). Опыт истории показал, что общество, проводившее политику автаркии, самоизоляции (античная Спарта, средневековая Япония, часть новейшей история Албании, Северной Кореи), приходит к социальной и экономической неустойчивости, стагнации и в конечном итоге ко - всеобъемлющему кризису.

Концепция «открытого общества»(понятие ввел в науку К. Поппер) обосновывает необходимость и обязательность проницаемости границ общества как системы. Это позволяет «открытому обществу» достаточно легко приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам, обновлять свою внутреннюю структуру, находить механизмы, средства для сохранения своей целостности и устойчивости. Пример современных «открытых обществ» многие исследователи видят в демократических государствах с их социально-политическим плюрализмом как важнейшим условием и средством функционирования и совершенствования общества.

Современная социология, понимая общество как сложную социальную систему, выделяет следующие, наиболее важные ее элементы: индивиды, социальные общности, социальные организации, социальные институты. Они сами по себе также представляют достаточно сложные социальные системы со своими элементами.

А такие понятия, как связь, отношения, взаимодействия, не только раскрывают сущность общественных отношений между элементами, но и характеризуют эти отношения также как важный элемент общества. Ведь социальные взаимодействия, отношения, связи лежат в основе образования общностей, организаций, институтов, в основе их устойчивости и развития.

Социальное взаимодействие - это часть общественных отношений, отражающих взаимообусловленность поступков, действий людей, продиктованных их потребностями, и которые характеризуются относительной краткостью и возможностью возобновления. При социальном взаимодействии поступки одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий другого.

В ходе социального взаимодействия осуществляются передача и получение информации, наблюдается реакция со стороны его участников на эту информацию и др. Социальное взаимодействие может быть внешним (отношения между достаточно автономными, обособленными социальными системами общества) и внутренним (например, отношения между элементами какой-либо общности, также являющейся системой). Социальное взаимодействие может быть как обусловлено объективными причинами, так и связано с обстоятельствами, носящими объективный характер. Взаимодействие между элементами системы или самими системами приводит к становлению социальных отношений. Они представляют собой устойчивую, самовозобновляющуюся и отличающуюся длительностью и широтой своих границ часть общественных отношений.

Социальные отношения в случае их институционализации влекут за собой формирование тех или иных социальных общностей.

Социальные отношения могут быть социально-групповыми (между классами, слоями, группами), социально-демографическими (между индивидами, определяемыми по возрасту, полу), социально-этническими (между нациями, народностями, племенами, родовыми общинами), межличностными, социально-профессиональными и др.

Социальные отношения, при которых элементы системы выражают свою совместимость, сознательное регулирование и ведут к прогрессу общества, определяются как социальные связи. Они являются наиболее глубоким проявлением социальной стороны общественных отношений. Исследователи выделяют различные типы связей: развития, взаимодействия, контроля, функционирования, институциональные, структурныеи др. Они могут носить единичный или многократный характер.

Социальная связь обязательно предполагает не только наличие субъектов, но и предмета, механизма, содержания в этой части общественных отношений. Особое внимание социология уделяла изучению институциональных связей, сущность которых в закрепленных и исполняемых социальных статусах, ролях, нормах, которые характеризуются упорядоченностью, предсказуемостью, возможностью регулирования и которые являются противоположностью непредсказуемым, случайным и, главное, не регулируемым обществом социальным действиям, отношениям, связям. Институциональные связи - важнейший элемент жизни общества, позволяющий повысить его организованность, эффективность.

Социальные взаимодействия, отношения, связи, которые обеспечивают устойчивость и развитие элементов общества, его целостность, могут носить как объективный, так и субъективный характер, могут быть односторонними и двусторонними, солидарными и враждебными, кратковременными и долговременными, непосредственными и опосредованными, формальными и неформальными и др.

Обозначенные выше основные элементы общества как сложной социальной системы характеризуются целым рядом таких социологических понятий, как социальный статус, социальная роль, социальные нормы, ценности, социальные санкции и др. Социальный статус - это понятие, обозначающее положение, место того или иного элемента общества в общей иерархии его структур. Социальный статус - это обобщенный показатель общественного положения индивида, социальной группы, класса, этноса и т.д. в обществе.

Необходимо заметить, что исследователи разрабатывают различные «статусные наборы» (понятие ввел в науку Р. Мертон), определяющие положение личности, группы и т.д. в обществе (в том числе и с учетом особенностей самого общества). Прежде всего в эти «наборы» входят такие хактеристики, как происхождение, материальное положение, должность, профессия, политическое влияние, «связи», национальность и т.д. Социальный статус может быть предписанным (получен элементом общества независимо от его усилий) и достигнутым (приобретен собственными усилиями).

В реальной жизни тот же индивид как элемент общества имеет так называемый смешанный статус. Человек одновременно принадлежит к различным социальным группам и, значит, обладает множеством статусов и вне их существовать не может. В этом множестве статусов выделяют основные и неосновные, а последние чаще всего обозначают временное состояние индивида. В обществе, организациях, социальных институтах существует определенная иерархия статусов, которая поддерживается как общественным мнением, так и правовыми нормами. Социальные статусы, их иерархия в значительной степени определяют содержание отношений, связей между индивидами.

Социальная роль - это совокупность поступков, действий, которые должен выполнять человек в соответствии со своим социальным статусом в конкретном обществе.Социальная роль может быть формальной (закреплена правовыми нормами) и неформальной (на основе нравственных норм, обычаев, традиций). В жизни личность зачастую выполняет несколько (множество) социальных ролей, и это может привести к ролевой напряженности и далее - к ролевому конфликту. Суть последнего - в несовместимости, конфликтности обязанностей, требований и т.д., связанных с одной или несколькими социальными ролями, которые выполняет тот или иной индивид.

Социальную роль обычно рассматривают в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Субъекты социальных отношений стремятся к их отождествлению, и это стремление выступает как один из важнейших факторов, определяющих самодвижение, саморазвитие.

Многие роли, исполняемые человеком, не являются для него социально и лично значимыми, а другие (как правило, их немного) - предельно важны для него. В итоге у каждого индивида формируется достаточно устойчивая ролевая система, в рамках которой с одними ролями он может стремиться к отождествлению, а относительно других - дистанцироваться.

Сущность социальной роли - в ее общественной запрограммированности (ролевом ожидании). Социальная роль невозможна без ожидания членов группы, общности, организации. Ролевое исполнение в соответствии с ролевым ожиданием можно привести к ролевой идентификации (максимальному слиянию индивида с ролью).

Ролевое ожидание как важнейший фактор, определяющий содержание социальной роли, находит свое конкретное выражение в социальных ценностях, нормах той или иной общности, группы, организации, института.

Социальные ценности - это общепринятая в определенной социальной системе совокупность образцов, стандартов, убеждений по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех средств, которые для этого используются.

На основе социальных ценностей люди соотносят и опосредуют свои действия, поступки, систематизируют свой жизненный опыт. Основу социальных ценностей (понятие ввел М. Вебер) составляют прежде всего общечеловеческие ценности: достоинство и неприкосновенность личности, справедливость, долг, свобода и др. Однако в целом социальные ценности носят преходящий характер и отражают в себе особенности конкретного общества (страны, нации и др.). Они являются одним из важнейших регуляторов социальной жизни общества. На их основе общество стремится к своему единству, консолидации своих элементов (общностей, групп, организаций, индивидов). Вместе с тем социальные ценности той или иной общности (этноса, класса) в силу объективных или субъективных причин могут дистанцироваться так далеко от общечеловеческих или их достижение диктует такие крайние пути и средства, что это может привести к расколу общества, к его разрушению как системы.

На основе социальных ценностей вырабатываются социальные нормы. Это конкретные правила социальной жизни общества и его элементов в соответствии с общепринятыми в нем социальными ценностями, которые рассчитаны на многократное повторение, а также обязательны в своем исполнении. Каждая социальная норма складывается из нескольких основных элементов: 1) действия как предмета регуляции жизни общества, 2) характера, т.е. того, что та или иная норма предписывает, запрещает или разрешает, 3) обстоятельства или условия, при котором должна или не должна выполняться норма.

Социальные нормы подразделяются на правовые (регулируются и поддерживаются, обязуются к исполнению Законом) и основанные на морали, нравственности, общественном мнении (в случае, если субъект социальных отношений не отчужден от данного общества, позитивно реагирует на его неодобрение, осуждение и т.п.). Они позволяют участникам социальных отношений регулярно и определенным образом вступать в данные отношения, определять грань допустимого в своем поведении, сохранить стабильность и укрепить целостность общества.

Достижение социальных ценностей, соблюдение правовых и моральных норм в своей большей части обеспечиваются социальными санкциями. В социологии этим понятием обозначается реакция общества (или его элементов) на поведение конкретных индивидов, групп в социально значимой ситуации.

Социальные нормы подразделяются на правовые и основанные на морали. Сам характер социальных санкций в значительной степени зависит от уровня социального развития общества, его зрелости. Но в любом обществе санкции - это прежде всего средство социального контроля.

Социальные санкции могут быть поощрительными и запретительными, позитивными и негативными, правовыми и нравственного порядка, формальными (налагается официальными общественными или государственными органами) и неформальными (реакция членов группы; друзей, коллег, семьи). Они не только выполняют функции социального регулирования, но и способствуют сохранению связей между элементами общества как социальной системы.

Из этих элементов исследователи прежде всего выделяют социальные общности. Общность - это достаточно целостная совокупность индивидов, которая выступает относительно общества как ее элемент, и характеризуется общими условиями жизнедеятельности людей, принадлежностью к исторически сложившимся территориальным образованиям и едиными статусными признаками.

В отличие от других элементов социальных систем общности складываются под воздействием объективного хода общественного развития, совместной жизнедеятельности: ведь люди осуществляют свою деятельность прежде всего в условиях групповой жизни. В процессе возникающего взаимодействия индивиды влияют друг на друга, и в результате данная совокупность людей начинает характеризоваться целостностью, становится системой со своими системными характеристиками, которых нет как ни у одного из включенных в нее элементов, так и у иных социальных систем.

Существует огромное разнообразие социальных общностей. Одни их виды порождаются общественным разделением труда (классы, профессиональные группы, производственные коллективы), другие формируются на основе принадлежности к расе, этносу (племя, нация, народность), к административно-территориальным образованиям (население села, района, города). Большое количество социальных общностей складывается на объективной основе разделения людей по возрасту, полу, статусу (дети, школьники, студенты, пенсионеры и др.).

С определенной долей условности исследователи подразделяют социальные общности на массовые и групповые (социальные группы). В первом случае социальные общности характеризуются не только относительной многочисленностью, но и недостаточной устойчивостью, крепостью связей между элементами, ситуационностью причин своего возникновения, разнородностью своего состава (участники демонстрации, экологического движения, жители района, города и др.). Особое место среди массовых общностей занимают статусные общности, возникающие на основе социального неравенства, классы, слои, касты.

Социальная группа - это совокупность индивидов, объединившихся на основе сознательно принятых решений для реализации личных и общественных интересов, целей, которые идентифицируют себя с ней и себе подобными и признаются ее членами. В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются сознательностью, устойчивостью, общей сплоченностью и однородностью членов.

Вместе с тем часть ученых-социологов не проводит разграничения между социальными общностями и социальными группами и отождествляет их, видя различия лишь в количественной характеристике. Существуют и иные трактовки, иное понимание этих категорий. Однако представляется, что именно в групповых общностях (социальных группах) индивиды находят самовыражение, удовлетворяют свои потребности, осуществляют совместные, скоординированные действия, разделяют ожидания друг друга.

На основе различных признаков, характеристик ученые выделяют виды (типы) социальных групп: малыеи большие (исходя из числа участников); формальные и неформальные (кто создал и кто регулирует их деятельность); первичные и вторичные и др. Особое внимание социологов привлекают так называемого первичные группы с численностью не более 15-20 человек. Первичные группы характеризуются прежде всего общностью групповых ценностей, норм, образцов поведения в семье, студенческой группе, школьном классе и др. Именно через первичную группу происходит первичное усвоение ее членами социальных норм, ценностей, образцов поведения, так как их отношения отличаются доверительностью, непосредственностью, неформальностью. А во вторичных социальных группах взаимодействие ее членов прежде всего основано на достижении определенной, значимой для них цели, и личное, эмоциональное начало присутствует в меньшей степени. Формирование личности, ее социализация в большей части этого процесса происходят именно в первичных группах.

Выделяя тот или иной тип социальных групп, ученые используют и такие понятия, как ингруппа и аутгруппа. В первом случае этим определением обозначают такую социальную группу, члены которой осознанно и в полной мере ощущают, понимают свою идентичность, «похожесть», свою принадлежность именно к этой совокупности индивидов, к которой можно применить понятие «мы». В реальной жизни индивид чаще всего является членом не одной, а нескольких ингрупп, в отношениях которых он может сказать «моя компания», «моя семья» и т. д.

В аутгруппе индивид формально связан с другими членами единой целью, служебными отношениями и др., но у него не возникает чувства «единения», идентичности; о своих коллегах, одноклассниках он не может в полной мере сказать «мы».

Находясь в аутгруппе, те или иные индивиды в ходе ингрупповой идентификации могут прийти к созданию ингруппы; в случае, когда социальная дистанция не преодолена, не будет найдено то общее, что может «сроднить» индивидов (родство, землячество, социальное происхождение, увлечения, хобби и т. д.), то индивид будет постоянно испытывать дискомфорт, отчужденность окружающих.

И ингрупповые идентификации, которые постоянно протекают в обществе, вхождение в ингруппу или выход из нее объективно носят позитивный характер, активно влияют на социализацию индивида, на формирование его личности, сказываются на его поведении в группе, хотя эти процессы протекают и не безболезненно для человека, более того - могут носить крайне ожесточенный характер, особенно в том случае, когда происходит столкновение противостоящих друг другу ингрупп. Религиозные и национальные конфликты, социально-классовые столкновения, межплеменная вражда - это проявление также и ингруппового противостояния.

Социология и социальная психология, исследуя поведение индивидов в обществе, которое влияет на его структурированность, используют и понятие референтной группы. Сущностная сторона такой группы определяется тем, что она является источником норм поведения, социальных установок, ценностных ориентаций для индивидов. Совокупность этих социальных элементов образует некую целостность, которую определяют как социальный стереотип. Определенный индивид реально может быть носителем и исполнителем этих норм, ценностей, обрядов, традиций и т.д., т.е. быть стереотипом (объектом для подражания). Однажды возникнув, стереотип распространяется на всех членов группы, которая постепенно оформляется как референтная.

Если различия между социальными группами и общностями достаточно условны, то их отличия от так называемых квазигрупп более существенны. Квазигруппа - это совокупность людей, у которых слабо выражено социальное взаимодействие членов и их объединение носит кратковременный, случайный характер. Например, толпа, группа любопытных, наблюдающих какое-либо происшествие, очередь за билетами в театр и т. п. В квазигруппах в значительной степени присутствуют только социальный контроль, регулирование, и их членов в основном объединяет наличие временной или промежуточной цели, проблемы. А некоторое количество людей, находящихся в определенном условными границами пространстве, которые не имеют между собой социального взаимодействия, называются агрегациями. Квазигруппы в своей большей части через короткое время распадаются или под воздействием определенных условий приобретают характеристики социальной общности (группы). Вместе с тем квазигруппы являются наиболее распространенными в силу своей временной и пространственной подвижности. Исследователи выделяют два типа квазигрупп: толпа и социальные круги.

Толпа- это сравнительно кратковременное многочисленное собрание людей, объединенное местом, где они присутствуют, общими эмоциями и характеризующееся неустойчивостью социального взаимодействия, внушаемостью, иллюзией анонимности. Впервые эту проблему стал глубоко изучать в XIX в. французский ученый Густав Лебон.

В зависимости от причин формирования толпы, ее поведе­ния отмечают такие ее виды, как:

- случайная толпа («зеваки», объединенные любопытством, происшествием, скандалом, появлением эстрадной «звезды» и т.п.);

- обусловленная толпа (массовое собрание людей, чье поведение регулируется общей для них целью, проблемой);

- сборище (агрессивно себя ведущая, эмоционально «зараженная» толпа, полностью подавляющая ее участников как личностей);

- восставшая толпа (сборище, которое свою агрессию привело в действие и в ходе которой вбирает в себя различные социальные группы и подчиняет их своим целям; действия ее непредсказуемы).

Социальный круг - это квазигруппа, члены которой вступают в кратковременные социальные связи с целью обмена информацией или на основе принадлежности к какой-либо субкультуре. Например, круг аристократов, деловые круги, «фанаты», не имеющие своей структуры, но объединенные общим интересом, и т.п. Социологи, изучающие эту проблему, также отмечают такие виды социальных кругов, как профессиональные, контактные, приятельские, статусные и др.

Вопросы для самоконтроля знания по теме:

1. По каким признакам можно определить, является ли совокупность людей обществом?

2. Всегда ли общество – это социальная система? Обоснуйте свое мнение.

3. Назовите известные Вам типологии обществ. Какие идеи находятся в основе этих типологий? Кто их автор? К какому типу Вы бы отнесли современное российское общество (на основе выбранной Вами типологии)?

4. Назовите основные элементы (структуры) общества как системы. Чем (какими понятиями) они характеризуются?

5. Что, на Ваш взгляд, первично: социальная роль или социальный статус? Обоснуйте свое мнение.

6. Назовите известные Вам виды социальных групп. Чем они характеризуются?

ТЕМА 3