МАКЕДОНСКИЙ ПЕРИОД
Послеиконоборческий этан был столь же важным для формирования иконографии и стиля византийского искусства, как и для сложения типологии крестовокупольной архитектуры.
Торжество иконопочитания сопровождалось восстановлением церковных росписей, во множестве уничтоженных в предшествующее столетие. Видимо, уже во второй половине IX века сложилась новая иконографическая система декорации храма, о чем свидетельствует «Экфрасис» патриарха Фотия с описанием мозаик в Новой церкви Василия I (867—886). Столь же существенным было очищение от всего случайного византийского стиля, обретение его символической концентрированности и художественной выразительности. Этот процесс был, вероятно, более медлительным, чем сложение программы росписей; результаты трансформации стиля очевидны только в конце Х века.
Работы по обновлению живописных ансамблей церквей начались при патриархе Фотии, по-видимому, при совместных усилиях богословов и художников. Символическая сторона искусства была снова пересмотрена и уточнена. Некоторые иконографические мотивы оказались отброшенными, разнообразие вариантов сузилось, сюжетная программа стала регламентированной. В результате была создана система росписи крестовокуполь-ной церкви, наиболее образно и точно выражающая самую сущность символики православного храма. Однажды найденная, эта структура остается в основных своих чертах неизменной в течение всех последующих веков существования византийского искусства и во всех странах православного мира. Лишь небольшие вариации ее можно видеть в различных национальных школах.
Историческая последовательность сюжетов теперь совсем не играет роли. Расположение сцен зависит от литургии, от священной топографии и церковного календаря, от «небесной» и земной церковной иерархии, но не от исторического хода событий. Изображения призваны соответствовать основным догматам христианства и литургическому смыслу богослужения. Крестовокупольные храмы сильно сокращаются в размерах по сравнению с раннехристианскими базиликами и постройками юстинианов-ского времени, поэтому уменьшается количество изображений на стенах. Выбор падает лишь на самые существенные из них. Постепенного, повествовательного момента в росписи теперь почти совсем нет. Ее цель—сжато и емко воплотить христианскую символику. В куполе изображается Христос Пантократор. По словам Фотия, «он как бы обозревает землю, обдумывая ее устройство и управление ею. Художник хотел таким образом формами и красками выразить попечение Творца о нас». В таком типе храма архитектурный и смысловой центры совпадают, сосредоточиваясь в куполе, и вокруг этого единого центра распределяется тематика росписи. Пантократор в куполе окружен свитой ангелов. Пророки или апостолы—провозвестники и глашатаи учения Христа—помещены в барабане, между окнами. На парусах, то есть вверху столбов, поддерживающих купол, размещены евангелисты— четыре «столпа» евангельского учения. В конхе апсиды— Богоматерь, либо Оранта, либо восседающая на троне, с Христом-младенцем на руках. Она олицетворяет церковь земную, а Христос— церковь небесную. В священной иерархии она следует за Христом и в росписи храма занимает второе по значению место после купола. Около Богоматери парят архангелы Михаил и Гавриил, в виме изображается Этимасия (трон Христа, уготованный для Страшного Суда). Под конхой апсиды, во втором ярусе, развернута композиция Евхаристии (причащение апостолов хлебом и вином). Еще ниже, в следующем ряду, торжественно и неподвижно предстают фигуры отцов церкви, первосвященников, святителей, архидьяконов, то есть исторических представителей земной церкви. Их «хор» дополняется многочисленными изображениями святых мучеников, воинов и целителей, располагающимися по всему храму в нижних поясах росписи на стенах, а также на столбах. Последовательность росписи прочитывается сверху вниз, от купола к земле, подобно тому как, по теологическим представлениям, глава церкви небесной Христос через Богоматерь, апостолов и святых находится в вечном единении с церковью земной. Грандиозный ансамбль дополняется еще «праздничным» циклом, регистрами расположенным на сводах и стенах, рассчитанным на обозрение тоже сверху вниз по кругу вокруг купола, и композицией Страшного Суда, занимающей всю западную стену. Под сводами храма вся вселенная, все, и небесное, и земное, собирается вокруг Христа в куполе и Богородицы в апсиде: сонмы ангелов, человеческий род, звери, даже растения, переданные орнаментами. Церковь вмещает в себя весь космос, и в нем, на фоне его разыгрывается мистическое действие литургии. Каждый человек, находящийся в храме, как бы включается в соборное единство вселенной.
В теологическую программу изображений в храме, выраженную в основном монументальными декорациями стен—мозаиками и фресками, входят также и иконы. Они помещаются внизу вдоль стен, у столбов, в алтаре, а также на алтарной преграде, на которой могут быть установлены в ряд в том или ином наборе, зависящем от местного выбора, изображения Деисуса, двенадцати основных евангельских праздников (так называемые «двунадесятые»), особо чтимых в данном месте святых, а также, разумеется, образы Христа, Богоматери и «храмовая» икона (то есть изображение того священного лица или события, которому посвящен храм). В византийских храмах алтарная преграда всегда оставалась сравнительно невысокой, и на ней помещался только один ряд икон, так что алтарь никогда не был закрыт полностью. Только в Древней Руси эта система была изменена, и алтарь оказался совершенно отрезан от пространства храма высоким иконостасом, включающим в себя несколько сплошных рядов икон. В Византии истинный ансамбль, исполненный богословского смысла и композиционной продуманности, представляли мозаические и фресковые декорации. Иконы оставались единичными, полными культовой значительности образами.
Кроме формирования иконографической программы росписей, перед художниками стояла задача найти художественный язык, который был бы способен наглядно воплотить божественный образ и вместе с тем не оскорбить излишней чувственностью. В своих наиболее идеальных формах он был обретен не сразу после иконоборчества, а позже, лишь в XI веке. В первые же десятилетия победы иконопочитания в искусстве восторжествовал ретроспективный «классицистический» стиль. Обращение к античности было для византийских художников чем-то фатальным. Уже неоднократно на протяжении веков «классическая» манера определила и образ, и стиль произведений. В середине IX века она всплывает еще раз (и не последний) и господствует в византийском искусстве не менее 100 лет, до середины Х века. Рецепция античности была столь велика, что культура этого периода носит название «Македонский Ренессанс».
Обращение к классическим традициям в живописи победивших ико-нопочитателей было вызвано, видимо, и торжеством антропоморфных принципов искусства, торжеством эллинской культуры над Востоком, и вынужденной прерванностью тра-; диций христианского искусства (результат иконоборчества), а тем самым—отсутствием к IX веку сложившихся приемов спиритуалистического стиля, но, напротив, укоренением антикизирующих вкусов. Торжественный и спокойный, несколько тяжелый классицизм заполняет собой все искусство столичной школы и почти полностью вытесняет отзвуки восточных влияний, еще недавно, около середины IX века игравших существенную роль в формировании образа и стиля (мозаики св. Софии в Салониках, миниатюры группы псалтирей типа «Хлудовской»). Сам классицизм на протяжении века своего существования становится все более идеально-отвлеченным, нейтральным, правильная классическая форма все более и более превращается лишь в оболочку, заключающую в себя подлинно христианский образ, а затем во второй половине Х века изменяется и эта оболочка, утоньшается, теряет материальную плотность и иллюзионистическую вещественность. Византийский образ находит для себя, наконец, равноценный художественный эквивалент.
Цельных монументальных ансамблей времени Македонского Ренессанса не сохранилось. Мозаики Софии Константинопольской—лишь отдельные фигуры или композиции: Богоматерь и архангел Гавриил в апсиде (около середины IX в.), патриархи константинопольские и отцы церкви (патриарх Игнатий, Иоанн Златоуст и Игнатий Богоносец Антиохийский) в тимпане над северной галереей (70—80-е гг. IX в.), император Лев VI, коленопреклоненный перед Христом, в люнете над главным входом из на-ртекса в храм (конец IX—начало Х в.), император Александр в северной галерее (конец IX—начало Х в.), императоры Константин и Юстиниан, подносящие дары Богоматери, в люнете над дверью в южном вестибюле (середина Х в.). Каждый из образов ярко индивидуален ; ни малейшего оттенка типологической унифицированности в них нет. И все же они—современники одной эпохи, на всех них—печать вкусов «македонского классицизма».
Наиболее ранние из них— Богоматерь и архангел Гавриил— самые тонкие по вдохновенному артистизму образов и виртуозному мастерству исполнения. В крупных красивых чертах их лиц угадываются античные прототипы. Кажется, что эти образы, величественные и аристократически утонченные, могли быть рождены только в атмосфере константинопольской культуры, с ее горделивым осознанием своей родословной, рафинированностью и интеллектуализмом. Столь же много «классического» и в стилистических приемах, где почти нет схематизации, где во всем— естественность и гармония, заставляющие вспомнить античную живопись. Переливчатая живописная поверхность состоит из множества оттенков, и постепенные переходы их мягко округляют форму. Моза-ическая кладка обладает эффектами, сходными с текучей и плавной краской. Широкие свободные контуры кажутся подвижными, легкие очертания лишены скованности, линии превращаются в густые тени или весомые складки и совершенно освобождаются от своей жесткой природы, способной разрушить органическую полноту формы. Лица исполнены с пластической деликатностью, телесный тон и румянец выглядят нежными и свежими, мягкий свет далек от символической многозначительности и императивности, но помогает естественной жизни формы. Кубики смальты так мелки, что кажутся красочными мазками, мозаическая работа изящна и нюансирована. Художественное мастерство, с каким исполнены эти мозаики, столь блистательно, что впечатляет даже на фоне константинопольской художественной школы. Однако, при всех классических ассоциациях, образы эти (особенно архангел Гавриил) пронизаны сильной и совершенно неантичной одухотворенностью, перевоплощающей образы, делающей взгляды глубинными, как бы светящимися. Старинный, воспринятый от античности тип и стиль, кажется, оживает еще раз, чтобы стать высшим воплощением византийской духовности.
«Архангел Гавриил» принадлежит к тем редким гениальным художественным удачам во всей истории искусства, когда образ вбирает не только смысловые и вкусовые особенности своего времени, но гораздо более широко—самое существенное в культуре целой эпохи или нации. Образ архангела Гавриила в св. Софии, в котором спиритуалистическое перевоплощение классической основы достигает наивысшего результата,—самый глубокий, «вечный» образ византийского ангела, более того— воплощение самого духа византинизма.
Мозаика «Лев VI перед Христом» исполнена на рубеже IX—Х веков, в период, когда «классицистический» стиль становится общераспространенным в Константинополе, обретает устойчивость, граничащую с тяжеловесностью, и программность, готовую стать каноничной. Непринужденности и легкости владения совершенными классическими формами, какая была в середине IX века, здесь нет. В сцене «Лев VI перед Христом»— приземистые фигуры, короткие пропорции, крупные формы, толстые контуры, широкие складки, грузная материя. «Классицистический» стиль стал более громоздким, менее подвижным, зато более помпезным. Вместе с тем он теперь сложнее по составу. Он включает в себя (впрочем, вполне растворяя в своем классическом величии) отзвуки более резкой экспрессивной восточной манеры, ощутимой в преувеличенно огромных чертах лица императора, в молящей напряженности его взора, в резких заворотах тяжелых путаных очертаний драпировок. Кроме того, это искусство, при всей своей классичности, уже обладает рядом стилизованных черт, уже гораздо более заметных, чем в мозаиках апсиды: схематичнее кладка смальты, определеннее контуры, обильнее линии и, главное, настойчивее ощущение обобщенного, «вечного», имперсонального состояния, присущего особенно образу Христа. Уже не без напряжения сочетается оно с пластической наглядностью форм, земным обаянием и свежестью лиц Богоматери и ангела. Дальнейшие полвека жизни столичного искусства—это торжественная, царственно великолепная представительность классицизма. Это его состояние нашло воплощение в мозаике св. Софии— «Константин и Юстиниан перед Богоматерью» (середина Х в.). Грузные, как бы рельефные фигуры, лепка объема крупными цветовыми поверхностями и размеренным распределением света и тени, композиционная ясность, ритмическая четкость, нейтральность обликов лиц, общая художественная сдержанность—все это черты классической выучки, доведенные до отточенного совершенства. Вместе с тем уже в этой мозаике заметны признаки, которые возобладают в последующем византийском искусстве, после середины Х века отошедшем от заимствованного классицизма. Смальта располагается более схематично и выстраивается ровными рядами. Резче обозначаются контуры и все основные линии. Четко рисующиеся силуэты снимают тяжесть фигур, делают их более легкими. Крупные поверхности одежд мало расчленены складками; лишь тонкие линии обозначают теперь драпировки, благодаря чему ткани почти не обрисовывают формы фигур и выглядят отвлеченными цветовыми плоскостями, не имеющими реального века. Идеально-застылая симметрия композиции, постановка фигур не в пространстве, а на раме изображения, выражение лиц, исключающее индивидуальное чувство, устранение всякой личной эмоции сопричастностью высоким сверхличным идеям—все это определяет характер образов. В осмыслении их главное — не классицистический идеал, а скорее — уже подлинно византийская идея одухотворения, образа и спиритуализации формы.
В то время как константинопольское искусство этого времени пребывало в состоянии сильнейшего соприкосновения с античностью, искусство христианского Востока было совсем далеко от интересов этого образованного, вечно склонного к «классицистическим» исканиям и переживаниям слоя. Фрески пещерных храмов Каппадокии (То-кале Килиссе, Эль Назар, Агиос Евстатиос, Тавшанле Килиссе— 1-я половина Х в., Чауш Ин—2-я половина Х в. и другие) питаются старыми сирийскими, а в широком смысле — восточнохристианскими традициями, сформировавшими раньше и искусство коптов, и все то изобразительное искусство, которое потаенно жило в землях христианского Востока в период иконоборчества. В каппадокийских храмах IX—Х веков изображения, тянущиеся бесконечными фризами и изобилующие иконографическими подробностями, располагаются густо и антиархитектонично. Угловатость, жесткость, резкость, пестрота, примитивная плоскостность, абсолютное отсутствие интереса к пространственному правдоподобию и пропорциональной ладности создают художественный строй, полярный византийскому классическому, мало менявшийся с течением времени, удовлетворявший аскетическим монашеским вкусам. Впрочем, и сюда, в этот отдаленный и замкнутый мир начинают (со 2-й половины Х или конца Х в.) проникать отголоски столичных художественных норм (фрески Кушлука в Келед-жларе, вторая половина Х в., капелла св. Варвары в Соганле, начало XI в. и др.). Следы их заметны в более правильной системе пропорций, драпировок,высветлений, в большей легкости движений и конструктивной четкости как композиций, так и фигур. В орбиту восточнохристианского искусства IX—Х веков, восходящего к сирийским традициям и полнее всего выраженного фресками Каппадокии, по своей образной сущности, иконографическому репертуару и стилистическим навыкам входят художественные создания и Грузии (фрески Давид Гаред-жи), куда византийские влияния широко попадают лишь с конца Х века, совершенно преображая местное искусство, и Армении (миниатюры рукописей), где классические традиции никогда не играли существенной роли (во всяком случае в коренной Армении) и искусство веками питалось из старых восточнохристианских истоков. Однако, конечно, не эти периферийные архаические художественные образы создавали самую важную ситуацию в искусстве второй половины IX—первой половины Х века—в период так называемого
Македонского Ренессанса. В целом оно определялось классической ориентацией столичных художников и заказчиков. Жизнь искусства этого времени и круга можно представить себе по многочисленным миниатюрам рукописей гораздо полнее, чем по произведениям монументальной живописи. В течение столетия миниатюры как эхо отзывались на вибрацию моды «классицистического» стиля. Более того, именно деятельность константинопольских скрипториев, где переписывались старые рукописи и, видимо, копировались раннехристианские (а возможно, и античные) миниатюры, как известно, вызвали к жизни термин «Македонский Ренессанс».
Иллюстрации рукописей позднего IX и первой половины Х века исполнены в стиле воцарившегося классицизма(например,рукописи конца IX—начала Х в.: «Слова Григория Назианзина», Парижская Национальная библиотека, §г. 510;
«Христианская Топография Козьмы Индикоплова», Ватиканская библиотека, §г. 699; «Слова Иоанна Златоуста», Афинская Национальная библиотека, ег. 210). Разумеется, между ними есть немало различий, зависящих от индивидуальных дарований мастеров-миниатюристов. Однако ати различия малосущественны в сравнении с той художественной общностью, печать которой явственно лежит на всех созданиях константинопольских скрипториев (а также подражающих им провинциальных этого периода). Корень ее—в интенсивном переживании классики, в разрешенной и даже узаконенной возможности воплотить христианский образ знакомым классическим языком.
Особенно широкий размах реставрация античности приобрела в первой половине Х века, при императоре Константине Порфирородном, литераторе и ученом, знатоке эллинской литературы и покровителе классицистического искусства. В его придворном скриптории было создано множество великолепных миниатюр, иллюстрировавших книги императорской библиотеки. Здесь была выработана особая иконографическая редакция лицевой псалтири, так называемая «светская» или «аристократическая» («Парижская псалтирь». Парижская Национальная библиотека, §г. 139), миниатюры которой, занимающие целиком большие листы, являлись, возможно, копией с александрийского прототипа. В композициях ее миниатюр много отголосков античной мифологии. Царь Давид играет на псалтири, и эта композиция представлена как пасторальная сцена, близкая атмосфере эллинистического буколического романа. За спиной Давида, опираясь ему на плечо, в грациозной позе сидит вдохновляющая его Муза; чуть сзади, за колонной, притаилась фигура, подслушивающая звуки музыки. Пасутся стада, течет ручей, на берегу его возлежит фигура, столь знакомая античному искусству,— персонификация реки. Идиллический ландшафт, кусты и рощи, фантастические постройки, похожие на архитектурные фоны эллинистической живописи, довершают мирную пастушескую картину, которая могла бы, кажется, иллюстрировать сентиментальную поз-днеантичную литературу. В это же время были созданы циклы миниатюр, иллюстрирующих библейские книги (Библия королевы Христины, Ватиканская библиотека, Ке@. §г. 1), буквально насыщенных эллинистическими мотивами. Популярными становятся всевозможные аллегорические фигуры—персонификации (олицетворения музы, ночи, водного источника), живо напоминающие образы античного прошлого. В иллюстрациях к евангелиям особенно ценились крупные импозантные портреты евангелистов, либо стоящих и держащих в руках свои сочинения (Парижская Национальная библиотека, йг. 70; Венская Национальная библиотека, Утс1оЬ. (пео1. @г. 240), либо сидящих в креслах и занятых написанием своих книг (Парижская Национальная библиотека, Со15|№. 195; Афон, монастырь Ставро-Никиты, № 43; Афинская Национальная библиотека, № 56). Те и другие напоминают образы античных мыслителей, риторов, государственных мужей. Во всех этих рукописях миниатюра понимается как самостоятельная композиция, призванная не просто иллюстрировать текст, но создать значительный образ, параллельный и адекватный священному тексту. Миниатюры пишутся теперь на отдельных листах и вшиваются в рукопись. Тяжелая монументальность стиля хорошо соответствует риторическому характеру этого искусства. Композиции построены крупно и четко, превосходно рассчитанные ритмические паузы делают их ясно обозримыми. Фигуры предстают как статуи, часто на пьедесталах. В больших складках одежд всегда есть конструктивная логика и пластический смысл. Красочная поверхность, состоящая из широких мазков и рефлексиру-ющих бликов, создает мягкий живописный покров, эластично огибающий форму. Линии, если они иногда выделяются, а не растворяются в сочной живописной стихии, совсем утрачивают каллиграфич-ность, остроту и тем более сухость или жесткость и превращаются в обобщенные очертания форм, пластически полных и интенсивно моделированных цветов. Богатые архитектурные фоны, полные тектонических и декоративных мотивов классики, восходят к архитектурным фонам на помпейских фресках, глубинное,перспективно развернутое пространство превращается иногда в идиллический ландшафт с рощами, кустами и постройками, как будто перемещенными из эллинистической живописи. Картинность, иллюзиони-стичность, спокойное величие, авторитет классической модели, идеальность пропорций и поз, скульптурность фигур, великолепная пластика,гибкость, даже относительная свобода живописной техники, крепость рисунка, нейтральное выражение лиц, классически греческих по своему типу, создают чувство ясности и покоя, свойственных этому ретроспективному аристократическому стилю, сообщают этому искусству характер еще одной копии античного(или, быть может, раннехристианского) образца, еще одной (средневековой) вариации старого средиземноморского идеала. При всей «ученой» искусственной взращенности этою стиля роль его в дальнейшей судьбе византийского искусства была велика: каким бы отвлеченным спиритуалистическим идеалам ни подчинялась впредь общая программа этого искусства, оно всегда ' хранило верность классическим традициям.
Классицизм конца IX—первой половины Х века был лишь временным эпизодом в византийском искусстве. Слишком чувственный для интерпретации христианских образов, он не мог стать окончательно найденным стилем для всего его будущего развития. Более того, он был в самом существе своем чужд главной идее христианского образа, одухотворенности, способной изменить любой облик, любую материю, делающей ее бесплотной, невесомой. В течение второй половины Х века этот классицистический стиль постепенно изменялся, становился все более хрупким, имматериальным, а к концу века был почти совсем изжит.
Изменения в искусстве второй половины Х века и особенно конца Х—начала XI века связаны с переменами во всей духовной жизни Византии этого периода. Победа над иконоборчеством, заклейменным как ересь, усиление позиции церкви, развитие богословия привели к спиритуализации искусства, к окончательному освобождению его от всех второстепенных элементов, к выделению в нем лишь того, что имело несомненную ценность для выражения сущности христианского образа.
Искусство миниатюры подробно и ярко отразило поворот в духовной и художественной ориентации византийского искусства. Более того, именно по лицевым кодексам этот процесс можно проследить последовательно, так как созданий монументальной живописи второй половины Х века столичного круга не сохранилось.
В миниатюрах позднего Х века уже четко выступает сформировавшийся специфически византийский художественный язык. Один из лучших иллюстрированных манускриптов этого периода— Менологий (Ватиканская библиотека, @г. 1613), выполненный около 985 года для императора Василия II. Исчезает иллюзионистический принцип листовых миниатюр Парижской псалтири, уподобленных самостоятельным картинам и обрамленных широкими рамами. Небольшие сцены, заключенные в узкие рамки, теперь расположены среди текста и подчинены композиции листа. Золотой, как бы светящийся фон или кристаллические стилизованные скалы сменяют пространственные ландшафты Парижской псалтири. Фигуры с удлиненными пропорциями, маленькими головами и тонкими конечностями совсем не имеют тяжести. Сухие, бесплотные, они кажутся парящими. Фронтальные, безмолвно застывшие, они не движутся и не живут, а пребывают в беспредельно глубоком, золотом, то есть насыщенном божественным светом пространстве. Драпировки одежд не облегчают тело, а прячут его за сетью острых складочек. Хрупкие и совершенно неорганичные, они делают фигуры еще более имматериальными. Намеренно утрачивается реальное ощущение какого-либо вещества: земля и горы, ткани и деревья, здания и фигуры кажутся созданными из единой, перевоплощенной, нечувственной материи. В колорите становится все меньше полутонов, исчезают рефлексы, краски не обладают больше природной мягкостью и сочностью. Чистые и как бы светящиеся, они приближаются к блестящим эмалям и драгоценным камням. В таком мире легких уплощенных форм, пронизанных золотыми лучами ассиста, символизирующими божественный свет, нет места ничему чувственному и низменному. Это был преображенный мир возвышенных, сосредоточенных образов и очищенного от земных ассоциаций художественного языка. Он соответствовал созерцательной сущности византийского духовного сознания гораздо больше, чем воссоздания, копии и вариации классических мотивов и средств, искусственно культивируемые в период «македонского Ренессанса». При дальнейшем развитии этой художественной системы в ней было все больше моментов и способов спириту ализации формы, все меньше чувственной основы. Миниатюры этой переходной поры позднего Х—раннего XI века (Евангелие, Лондон, Британский музей, Ас1с1. Мв. 28815; Евангелие в монастыре св. Екатерины на Синае, № 204; Псалтирь, исполненная около 1019 г. для Василия II, Венеция, Марчиана, §г. 17 и другие) обладают совершенно особой выразительностью и неповторимым очарованием. Секрет его—в сочетании зрелой идеи специфически византийского образа, нашедшей уже для своего осуществления уместную художественную форму, и традиций классицистической выучки, сообщавших этому искусству и стилистическую уравновешенность, исключавшую малейший оттенок экзальтации, и блеск мастерства. Однако идеальное сочетание духовного смысла византийского образа и соответствующей ему формы, ставшей насколько ато возможно имматериальной, было найдено несколько позже, уже в XI веке. Начало этого процесса—в таких миниатюрах раннего XI века, как в Евангелии Парижской Национальной библиотеки, @г. 64, с мелкими бесплотными фигурками, тончайшей линейностью, уплощенностью и каллиграфией форм, со своеобразным, чисто византийским сочетанием ирреальности стиля и элегантности его воплощения. Такой художественный язык стал основой византийского искусства следующего большого и самого зрелого этапа его развития—XI—XII веков, более того, основой всей дальнейшей жизни византийского искусства, в то время как возрождение классицизма второй половины IX века—первой половины Х века осталось в его истории все же лишь эпизодом.
В XI—первой половине XII века византийское искусство находит свои самые совершенные типы и самые идеальные формы. Динамика его развития в течение этого времени очень мала: его образы полностью соответствуют сущности византинизма. Авторитет ею во всех христианских странах не только православного, но и западного мира очень велик.
Художественные вкусы определяет Константинополь. Но при всей близости к его установкам черты национального или местного своеобразия явны в искусстве ряда стран византийской ориентации (южные славяне, Русь, Грузия), отдельных византийских территорий (Греция) и локальных школ с малоподвижными местными традициями (Каппадокия, Армения). Особый художественный мир, где причудливо соединились черты византийского и западного романского искусства, представляют собой итальянские мозаики середины и второй половины XII века, созданные при совместном участии греческих и местных мастеров или иногда просто местными итальянскими художниками, учившимися у [ре-ков и старавшимися перенять их стиль (В Венеции—Сан Марко и собор в Торчелло, в Сицилии— собор в Чефалу, Марторана, Пала-тинская капелла, собор в Монреале).
Черты византийского стиля получают полную завершенность в равной мере в различных произведениях столичной школы, как в мозаиках (портреты императоров Зои и Константина Мономаха, 1028— 1034, Иоанна Комнина и Ирины, 1118, и их сына Алексея, 1122, в Софии Константинопольской, мо-заические циклы в Дафни, около 1100 г., в Михайловском Златоверхом монастыре в Киеве, 1108, в Чефалу, 1148), так и в иконах (Владимирская Богоматерь, 1-я половина XII в.) и в миниатюрах (Слова Иоанна Златоуста, 1078— 1081, Парижская Национальная библиотека, СспяИп. 79). Лица наделяются глубокой одухотворенностью. Излюбленным становится особый физиогномический тип, благородный и строгий, с продолговатым овалом, миндалевидными восточными глазами и удлиненным тонким носом. Фигуры, при всей верности пропорций и естественности движений, подчеркнуто легкие и «парящие», как бы независимые от законов земного тяготения. Лишенные тяжести, они возникают в особом, созданном золотым фоном пространстве, неконкретном и кажущемся беспредельным. Их существование не связано с определенным временем. Драпировки одежд похожи на складки античных хитонов, однако лишены ощущения материальности и выглядят отвлеченными и неосязаемыми. Классические традиции переосмысляются и подвергаются спириту-ализации, однако никогда не исчезают; художественным идеалом становится сильнейшее одухотворение классических чувственных форм. Стройная ритмическая упорядоченность определяет композицию. Отсутствуют энергичная жестикуляция и подвижность поз. Фигуры представлены в фас или в чинных, едва заметных поворотах, движения их носят характер сакраментальный. Отсутствует какое-либо напряжение. В композициях нет теней, как нет и видимого источника света. Божественный свет проникает всюду, ровно освещает все формы. Светом, по средневековой символике, является сам золотой фон. Плавная текучесть линий, округленность контуров, цельность силуэтов, драгоценный характер сильных светлых красок, переливчатая система мерцающих локальных тонов, блеск золота, насыщающего изображение неземным светом,—все это создает совсем особый образный мир, исполненный возвышенного покоя и гармонии, мир преображенный и очищенный, отрешенный от греховных земных помыслов. Неподвижность этого мира располагает к молчаливому и длительному его созерцанию, лишь постепенно приводящему к постижению божественной сути явлений.
Основные черты образного и художественного строя остаются неизменными во всех произведениях столичной школы этой эпохи. Однако каждое из них запоминается как совершенно особенное. Подобно тому, как в византийской архитектуре, несмотря на единство типологии, ни один храм не похож на другой, и в живописи константинопольской школы регламентированность идеи никогда не стирала индивидуальности образов. Торжественность и отрешенность императорских портретов в мозаиках Софии Константинопольской, спокойная величественность образов Даф-ни, одухотворенный и печальный лик Владимирской Богоматери, интеллектуализм и проникновенность лиц в миниатюрах «Слов Иоанна Златоуста»—кажется, несходны между собой. Однако во всех них—сила духовной сосредоточенности, делающая их душевный мир просветленным, освобожденным от земных эмоций.
По сравнению с искусством Константинополя, мозаики Греции (в Неа Мони на Хиосе, 1042— 1056, в монастыре Хосиос Лукас в Фокиде, 20-е—40-е гг. XI в.) представляют собой иное, более провинциальное явление. Их схематические композиции восходят нередко к архаическим образцам. Восточные унифицированные типы лиц впечатляют сильной, хотя и однообразной экспрессией. Яркие контрастные цвета с обилием белого и черного, жесткий рисунок, резкая моделировка, ощущение тяжести, статичности оцепеневших фигур, засты-лости строгих ликов и сосредоточенных взглядов—все это создает особую выразительность, далекую от размеренности и элегантности константинопольского искусства и присущую искусству, связанному с монашески-аскетическим мировосприятием, полным сильного искреннего чувства.
Некоторые перемены приходят в искусство около середины XII века. Один из первых отразивших их памятников—фрески церкви св. Пантелеймона в Нерези (1164, Македония), образы которых далеко отстоят от соразмерных идеалов и созерцательного покоя предшествующего византийского искусства. В евангельский цикл включены сцены, позволяющие ощутить драматическую суть рассказа (Снятие с креста. Оплакивание Христа и др.). Священная история, всегда представлявшаяся как вечное идеальное круговращение времени и событий, здесь понимается как цепь трагических катаклизмов. Образы кажутся экстатичными, лица приобретают трагическое выражение, движения делаются порывистыми, приемы письма становятся резкими и схематичными. Пронзительные белильные света, олицетворяющие божественный свет, падают на форму, одухотворяют ее, более тою—как бы вызывают ее к жизни. Их свобода и энергия, их контрастность по отношению к материи обусловливают широкую живописность письма. Вместе с тем художественная система в целом становится еще более условной и символической. Острая линейность заменяет теперь постепенную пластическую моделировку с помощью мягких переходов от тени к свету. Графическая стилизация столь сильна, что приводит к нарушению анатомической правильности построения формы. Такое искусство, полное эмоциональности и динамизма, резкое, но свежее и сильное, было широко распространено во второй половине XII века на обширных перифериях византийского художественного мира: фрески в монастырях Вато-пед и Рабдуху на Афоне, мозаики Сан Марко в Венеции и собора в Монреале (Сицилия). росписи Ак-вилеи (возле Венеции), фрески церквей святых врачей в Кастории и св. Георгия в Курбиново, фрески церквей св. Георгия в Старой Ладоге, благовещения в Аркажах, Спаса на Нередице в Новгороде, и другие—и являлось своеобразной реакцией на утонченный академизм искусства Константинополя. Основные законы этой живописи еще укладывались в нормы так называемого «комниновского» стиля (то есть стиля XI—XII вв.). однако ее образы превосходили «комнинов-ские» по своей внутренней активности и являлись прологом к искусству Византии и стран ее ориентации XIII века, когда крупные потрясения в истории Византии определили особые судьбы ее культуры.
В 1204 году Константинополь был захвачен, разграблен и сожжен крестоносцами. На территориях византийского государства основывается Латинская империя. Двор императора перемещается в Никею, одну из немногих свободных от латинского завоевания областей, ставшую центром по собиранию политических и духовных сил греков. Здесь культивируется идея восстановления византийской империи. Здесь утверждается мысль о возрождении древней эллинской культуры. Эллинизм понимается как национальное наследие, как гордость греческого народа. Интерес к прошлому в условиях политического краха государства приобретает патриотическую окраску. Отсюда—сильная классическая струя во всей культуре XIII века. Другая важная особенность искусства этой эпохи—решающая роль местных центров, перенесение центра тяжести художественной ; жизни из столицы в страны и районы, культура которых раньше была провинциальной по сравнению с Константинополем. Отсутствие «гипнотического» влияния ослабленной столицы на периферию и эмиграция греческих мастеров из разоренного города в другие страны привели к оживлению искусства национальных школ византийского круга, наиболее яркая из которых—сербская (циклы фресок в монастырях Студеница, Милеше-во, Печ, Сопочаны).
Среди многочисленных сербских росписей наивысшим качеством и зрелостью стиля выделяются фрески Сопочан, выполненные в 60-х годах XIII века, вероятно, совместными усилиями византийских и местных мастеров. Крупные импозантные композиции в этих росписях ясно построены и легко обозримы; сцены кажутся пространственными, архитектурные фоны выглядят как сложные и красивые дворцовые здания; движения фигур свободны и естественны, позы далеки от застылой фронтальности;великолепные драпировки облегают фигуры просто и элегантно, обрисовывая их почти скульптурную пластику, во всех формах подчеркнут объем и вес; моделировка с помощью световых эффектов и цветовой лепки— сильная и уверенная, красочная гамма—богатая и разнообразная, включающая в себя как интенсивные цвета, так и множество рефлексов; манера письма, основанная на широких мазках,—живописная и сочная.
После отвоевания Константинополя у латинян в 1261 году Михаилом Палеологом и возвращения туда императорского двора вновь решающая роль в искусстве переходит к столичной школе. Классицистический стиль, культивировавшийся в § Никее в течение всей первой поло-1 вины XIII века и так полно вопло-§ щенный затем во фресках Сопочан, 4 становится программным в деятельности столичных мастерских позднего XIII века. Миниатюры, созданные в придворном скрипто-рии (например. Евангелие из Публичной библиотеки в Ленинграде, греч. 101), подражают образцам периода «македонского Ренессанса» Х века. Такой стиль заимствованного классицизма в живописи конца XIII века, при всей его «ученой» грамотности, иногда становится тяжеловесным и велеречивым (фрески в церкви Богородицы Перивленты в Охриде, 1295). В нем есть излишний пафос утверждения классицистических основ искусства, воспринятых как бы с исследовательской тщательностью.
Следующий и последний период существования византийского государства и византийского искусства называется по имени основной правящей династии «палеологовским». Это было время экономической и политической немощи Византии, утратившей большую часть своих территорий, богатств и международного авторитета. Вместо могущественной некогда империи теперь это было камерное государство, к тому же безнадежно теснимое и поглощаемое с Востока турками.
Однако, несмотря на столь сильную ослабленность Византии, на нестабильную атмосферу всей ее жизни, ее искусство и этот период переживает блестящий расцвет. Все достижения его сосредоточились в живописи. Архитектура Византии в этот поздний период не знает развития. В XIII веке, в эпоху политической катастрофы, в Византии почти ничего не строят, в XIV веке, во время сильнейшего обеднения государства, здесь строят чрезвычайно мало. Иногда лишь пристройки к старым сооружениям (два нартекса и притвор при церкви монастыря Хора в Константинополе, и некоторые другие). Самостоятельные же церковные здания повторяют типологию средневизан-тийской архитектуры, причем большей частью сокращается размер сооружения (церковь св. Апостолов в Фессалониках, малая церковь монастыря Паммакарнстос в Константинополе, церкви XIV в. в Мистре).
В течение XIII—XIV веков на балканских землях подлинная архитектурная школа сложилась в переживавшем в это время свой расцвет Сербском королевстве. Здесь были распространены различные архитектурные типы, как старый кре-стовокупольный вписанного креста (Грачаница), так и оригинальные, умело соединяющие крестовоку-польную конструкцию и стиль с западными базиликальными (например, церкви в Студенице, Сопоча-нах. Дечанах).
В Константинополе в начале XIV века продолжается такая же, как в позднем XIII веке, намеренная классицистическая ориентация культуры. Камерная и изысканная, она концентрировалась вокруг двора императора Андроника II. Здесь ценилась гуманистическая образованность, поощрялось изучение античности, культивировался утонченный классицизм вкусов. Еще раз, и последний, классицизм оплодотворил византийскую культуру. Искусство первой трети XIV века обычно называют «Палеологовским Ренессансом». Эстетические идеалы искусства этой эпохи, блестящий его артистизм, его хрупкость, его ретрос-пективизм как в фокусе сосредоточились в ансамбле мозаик и фресок церкви монастыря Хора (турецкое название—Кахрие Джами), выполненных между 1315 и 1321 годами по заказу Федора Метохита,великого логофета при императорском дворе, одного из образованнейших людей своего времени. Росписи представляют собой сцены или фигуры небольшого размера, расположенные на сводах и стенах двух нартексов (внешнего и внутреннего) и притвора, пристроенных в это же время к старому храму XI века. В узком интимном пространстве этих помещений, на сравнительно небольшом расстоянии от глаз размещены композиции, с редкой для византийских живописных циклов подробностью иллюстрирующие жизнь Христа и Богоматери. Росписи стелются сплошным ковром, хотя и соответствуют тектоническим членениям здания. Маленькие сцены или фигуры, обрамленные архитектурными профилями как рамами, напоминают иконы. Многофигурные композиции последовательно и детально обрисовывают события. Общий характер росписи, включающей много редких сюжетов,—повествовательный и литературный. В ней нет ничего от величественной монументальности старого византийского искусства. Напротив, ее общая лирическая настроенность располагает к более личному восприятию религиозных сюжетов. Композиции приближаются к иллюзионистическим картинам. Богатая архитектура фонов кажется размещенной в конкретном, обозримом пространстве. Фигуры часто представлены в стремительном движении; их развевающиеся одежды будто колышутся ветром. Легкие формы лишены тяжести и массивности. Верные изящные пропорции фигур, грациозные позы, свобода и гибкость ритмических чередований фигур и предметов, ясность подробной пластической моделировки, разнообразие оттенков светлой переливчатой цветовой гаммы—все это черты свободного живописного стиля, восходящего к эллинизму. Образцами для такого искусства могли служить миниатюры старых рукописей либо раннехристианской эпохи, либо, скорее всего, Х века, типа Парижской псалтири (§г. 139) или Свитка Иисуса Навина (Ватикан).
Около 40-х годов XIV века в духовной и культурной жизни Византии произошел перелом. Победу одержала аскетическая монашеская партия, во главе с Григорием Пала-мой. Для «гуманизма» раннепале-ологовского времени уже не было места. Искусство стало строгим, вернулось к осознанию символической значительности культового иконного образа, что было если не утрачено, то несомненно ослаблено в десятилетия Палеологовского Ренессанса. Основным видом живописи становится икона. Она достигает теперь крупных, а иногда—очень больших размеров («Акафист Богоматери». «Предста царица» из музеев Московского Кремля). Сюжеты икон основываются нередко на умудренном богословском толковании («Видение пророков Аввакума и Иезекииля» и «Богоматерь и Иоанн Богослов»—двусторонняя икона из Софии). Получают распространение большие композиции «Деисуса», включающие в себя несколько икон, поставленных в ряд с изображением Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов и отцов церкви («Высоцкий чин», «Хиландарский чин» и др.). Столь же распространены единичные, чаще всего поясные изображения Христа («Христос Пантокра-тор», 1363, Эрмитаж), Богоматери («Пименовская Богоматерь», ГТГ), отдельных святых («Св. Анастасия», Эрмитаж).
Художественный язык обретает особую собранность и немногословность. Образы святых рисуются уплощенными силуэтами, возникающими из золотых фонов. Скупые простые контуры не дают рассеиваться вниманию созерцающего. Красочная гамма «отрешается» от многоцветия палитры «Палеоло-говского Ренессанса», и сосредоточивается либо на тональном единстве, либо на свечении немногих густых тонов. Лица озарены лучами сильного света—символ проповедуемых Григорием Паламой «божественных энергий», соприкасающихся с человеком и преображающих его духовную и физическую природу, позволяющих человеческой плоти светиться и сиять. В лицах появляется особое выражение «тихости», «умиротворенности», внутреннего сияния. Главная тема такого искусства—духовная просветленность. Подобные образы, неподвижные, спокойные, полные «внутреннего вслушивания», как бы излучающие свет, прекрасно соответствовали «молчальниче-ским» идеалам исихастов. Такое искусство, пользовавшееся строго отобранным набором художественных средств, выглядит эстетически менее богатым, более аскетическим по сравнению с изощренным, полным внешних декоративных эффектов стилем начала XIV века. Однако рядом с изящным ученым классицизмом «Пале-ологовского Ренессанса» это искусство было столь же существенным, как искусство XI века по сравнению с «Македонским Ренессансом». Это было еще одно, и на этот раз последнее возвращение от эклектизма классицистических вкусов к подлинно византийским основам художественного образа и стиля.
Вместе с этим в византийской живописи второй половины XIV века существовало более экспрессивное направление, призванное выразить мистическую сущность паламит-ского учения о единении с Богом, возможного для человека на земле благодаря божественным энергиям, передаваемым «свыше» человеку. К этому направлению примыкал самый крупный константинопольский мастер второй половины XIV века Феофан Грек. Большую часть жизни он провел на Руси, где расписывал церкви Новгорода, Москвы, Серпухова и Нижнего Новгорода, создавал для них иконы, украшал миниатюрами рукописные книги.
Яркое представление об искусстве Феофана Грека могут дать сохранившиеся фрески в церкви Спаса Преображения в Новгороде— Пантократор в куполе, пророки в барабане. Троица, отшельники и столпники в Троицком приделе— остатки некогда большого созданного им живописного ансамбля. Свободный артистизм его индивидуальной художественной манеры, широкая темпераментная живописность письма, легкость и виртуозность воплощения замыслов могут свидетельствовать о том, что Феофан Грек был воспитан на традициях константинопольского искусства периода «Палеологовского Ренессанса». Вместе с тем экзальтированностью и мистической окра-шенностью его творения далеки от клнопольского искусства периода «Палеологовского Ренессанса». Вместе с тем экзальтированностью и мистической окра-шенностью его творения далеки от классицизма живописи первой трети XIV века. Тревожность и острота его искусства рождены в духовной атмосфере позднепалеологов-ского времени, с характерным для него более индивидуальным переживанием религии и тяготением к монашескому подвижничеству. Святые на его фресках выглядят как суровые аскеты. У всех них напряженный облик, самопогруженный взгляд, активная внутренняя жизнь и молчаливая внешняя неподвижность. Суровая цветовая гамма, состоящая в основном из коричневых тонов разных оттенков, подчеркивает отрешенность образов. Пронзительные вспышки белого света, острыми резкими ударами падающие на лица, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий всякую материю, испепеляющий ее природные формы и возрождающий ее к новой,одухотворенной жизни. Искусство Феофана Грека, при всем принципиальном сходстве с основными установками в поздне-палеологовской культуре, ярко выделяется на ее фоне как явление самое талантливое, духовно глубокое и художественно смелое. Равных ему ценностей византийское искусство этой эпохи не создало.
Последний кратковременный расцвет искусства византийского круга связан уже не с самой Византией, а с живописью Сербии конца XIV—начала XV века: фрески Ра-ваницы, Манассии. Каленича—так называемая моравская школа. Выполненные местными мастерами, они отражают тем не менее более широкое общевизантийское художественное явление. Это лирическое искусство, создавшее проникновенные чувствительные образы, пользовалось скругленными линиями, плавными контурами, светлыми нежными красками, мягкой цветовой тональностью. Образы его утратили духовную силу прежней византийской живописи, но стали менее отвлеченными, приобрели откровенную, почти трогательную эмоциональность. Это более, чем когда-либо в Византии, приближенное к человеку искусство было вместе с тем хрупким концом его тысячелетней истории.
В 1453 году Византия, покоренная турками, перестала существовать. Живопись XVI—XVII веков, носящая название «поствизантийской» и создававшаяся на Афоне и Крите, повторяла старые византийские образцы и часто имела ремесленный характер.