Четвертая республика во Франции. Конституция 1946 г.

Установление Четвертой республики во Франции. Конституция 1946 г.
С первых дней оккупации страны французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. В противовес правительству Петэна в Лондоне в 1940 г. был образован правительственный комитет "Свободная Франция", имевший целью объединить французские силы для борьбы за освобождение Франции.
Летом 1943 г. был создан единый Французский комитет национального освобождения, позже реорганизованный во Временное правительство Франции во главе с генералом де Голлем. В это же время была сформирована Консультативная ассамблея, состоявшая из представителей всех политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобождение Франции.
Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции, и в результате их действий, соединенных с общенациональным движением Сопротивления, к концу 1944 г. Франция была в основном освобождена.
Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны после ее освобождения являлось будущее государственного строя, проблема новой конституции.
Получив на выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. наибольшее количество депутатских мандатов, коммунисты, социалисты и католическая партия МРП образовали новое, трехпартийное Временное правительство и добились выработки проекта конституции на основе своей программы. Однако на референдуме он был отклонен. Второй проект был разработан в 1946 г. новым составом Учредительного собрания. После утверждения на референдуме этот проект конституции стал Основным законом Франции.
3. Конституция 1946 г. В преамбуле новой Конституции 1946 г. торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, данные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались:
• равные права всех граждан вне зависимости от пола;
• право политического убежища для лиц, борющихся за свободу;
• обязанность работать и право на получение должности вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания;
• право на организацию профсоюзов и проведение стачек; право на заключение коллективных договоров;
• социальная помощь детям, матерям, инвалидам;
• обязательство республики не вести завоевательных войн.
Конституция предусматривала учреждение парламентской республики. Парламент должен был состоять из двух палат:
• Национального собрания, которое избиралось на пять лет на основе всеобщего и прямого избирательного права. Только Национальное собрание имело право принятия законов. Законодательной инициативой наделялись члены парламента и председатель Совета министров;
• Совета республики, который избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. Совет республики получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием. Свое заключение по законопроектам Совет республики должен был представлять в двухмесячный срок. Если заключение не соответствует тексту законопроекта, принятого Национальным собранием, последнее рассматривает проект или предложение закона во втором чтении и выносит окончательное решение.
Высшим представителем государственной власти Конституция объявила президента республики. Он избирается парламентом сроком на 7 лет и может быть переизбран еще на один срок. Президент информируется относительно международных переговоров, подписывает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, осуществляет обнародование законов. Он утверждает также важнейшие правительственные декреты. Но каждый из актов президента должен быть скреплен подписью председателя Совета министров и одним из министров, по ведомству которого осуществляется соответствующий нормативный акт. Органом, возглавляющим непосредственное государственное управление страной, является Совет министров во главе с председателем. Кандидат на пост председателя представляет на рассмотрение Национального собрания программу будущего кабинета. Если он получает вотум доверия при открытом голосовании абсолютным большинством голосов, то декретом президента проводится назначение его и министров. Председатель Совета министров обеспечивает исполнение законов, непосредственно руководит всем государственным аппаратом, осуществляет общее руководство вооруженными силами.

 

Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.

В мае 1958 г. парламент страны вновь призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство подготовило проект новой Конституции, который с октября 1958 г. вступил в силу. Установилась Пятая республика, существующая и поныне. Конституцию 1958 г.считали «скроенной точно по мерке для де Голля».

Президент республики– центральное звено всей политической системы, «высший арбитр», обеспечивающий нормальное функционирование государственных органов. Он назначает главу правительства, а по его предложению – остальных членов кабинета (министров Франции), а также принимает их отставку. Он председательствует на заседаниях правительства Франции, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры, командует французскими вооруженными силами, представляет республику в международных отношениях. Глава государства промульгирует законы. Президент может передавать некоторые виды законопроектов на референдум, минуя парламент; вправе по ряду вопросов принимать ордонансы, имеющие силу закона; может распустить нижнюю палату парламента. Наиболее важные полномочия президент осуществляет самостоятельно, без контрасигнатуры. Президент первоначально избирался специально создаваемой коллегией выборщиков, а сейчас – всенародно.

Исполнительная власть – у правительства:издает ордонансы (акты делегированного законодательства) и декреты по широкому кругу вопросов. Правительство также обладает значительными полномочиями по контролю над законодательным процессом.

Парламентсостоит из двух палат – Национального собрания (избирается напрямую гражданами) и Сената (формируется путем косвенного голосования коллегиями выборщиков). Акты парламента могут регулировать строго определенный Конституцией Франции 1958 г. и сравнительно небольшой круг вопросов. Но у парламента остаются некоторые полномочия для контроля за деятельностью правительства. Режим Пятой республики стал образцом новой формы правления – «полупрезидентская республика».

Особое положение среди судов занял Конституционный советФранции: осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов, толкует основной закон страны. В 1971 г. Конституционный совет признал преамбулу к Конституции Франции 1958 г. составной частью «конституционного блока» Начиная с 1971 г., Конституционный совет Франции декларировал целый ряд положений, определяющих принципы правового статуса личности (Судебная хартия прав человека). Система специализированных судовпредставлена во Франции органами административной юстиции во главе с Государственным советом.

Во французской модели местного управлениясочетаются прямое государственное управление на местах и местное самоуправление; причем агенты государственной администрации осуществляют надзор за деятельностью местных представительных органов. В 1992 г. Конституция Франции 1958 г. была дополнена разделом «Европейский союз», с 90-х гг. XX в. – тенденция к признанию верховенства европейского права над национальным.

return false">ссылка скрыта

Революция в Германии 1918-1919 гг. Формирование Веймарской республики.

чрезвычайно ожесточенная война, обострившая внутренние конфликты практически во всех странах-участниках, привела к невиданному с середины XIX века революционному подъему в Европе. Революции в Австрии, Венгрии, Чехии, Финляндии, Турции, разные по своему характеру и итогам, стали отражением глубокого кризиса традиционного буржуазного общества. Революционная волна, сокрушившая три крупнейшие европейские империи — Российскую, Австро-Венгерскую и Германскую, серьезным образом повлияла на политическое и экономическое развитие не только этих, но и соседних государств. Радикальные элементы активизировались даже в таких стабильных и устойчивых государствах, как Англия и США.

Наиболее значительные события происходили в Германии. Здесь революционные события начались с восстания в Киле в начале ноября 1918 г. Попытка военного командования погасить мятеж посредством расформирования бунтующие экипажи, привела лишь к быстрому распространению восстания. К 8 ноября волнения охватили почти все крупные германские города. 9 ноября кайзер Вильгельм II объявил о своем отречении и бежал за границу, в Голландию. Германия стала республикой. Правительство, состоявшее из представителей двух умеренно-радикальных партий — СДПГ (Социал-демократической партии Германии) и НСДПГ (Независимой социал-демократической партии Германии), во главе с Ф. Эбертом, стремилось с помощью гибкой социальной политики предотвратить дальнейшую радикализацию масс. В стране было отменено военное положение, восстанавливался восьмичасовой рабочий день, гражданские права и свободы, впервые вводилось всеобщее избирательное право, объявлялась амнистия политзаключенным.

Правительство активно занималось трудоустройством демобилизованных солдат. Экономические и социальные отношения все больше регулировались государством.

На первом этапе революции (ноябрь-декабрь 1918 г.) в Германии имела место система двоевластия: наряду с правительством, которое получило название Совет Народных Уполномоченных (СИУ), существовали рабочие и солдатские Советы. Основным идейным оппонентом социал-демократов в рамках рабочего движения была оформившаяся в декабре 1918 г. Коммунистическая партия Германии (КПГ). Ее лидеры — К. Либкнехт и Р. Люксембург — стремились превратить стихийно сложившиеся Советы в подлинные органы народовластия, которые должны были взять на себя миссию переустройства общества по социалистическому образцу.

После некоторого спада революции в декабре 1918 г. в январе следующего года поляризация сил в германском обществе достигла своего апогея. Поводом для нового вооруженного восстания в Берлине стало смещение с поста берлинского полицай-президента члена НСДПГ — Э. Эйхгорна. Левые, сочтя этот акт прямым вызовом для себя, приняли решение о подготовке вооруженного восстания в столице. 8 — 12 января в Берлине шли ожесточенные баррикадные бои. Несмотря на упорное сопротивление, верные правительству войска сумели подавить восстание. 19 января состоялись выборы в Учредительное собрание, которое начало свою работу в феврале в городе Веймар. Главной задачей собрания стала разработка новой Конституции, в которой были бы закреплены все произошедшие в Германии политические и социальные перемены. Эта работа проходила в крайне сложных условиях внутренней нестабильности и ожидания результатов мирной конференции в Париже, которая должна была определить судьбу страны.

Радикальные силы в самой Германии еще не сложили оружия. Наиболее крупным было восстание на юге страны, где в апреле 1919 г. была провозглашена Баварская советская республика. Правительству удалось подавить это выступление лишь ценой крайнего напряжения всех сил. Ф. Эберт понимал, однако, что одними репрессиями ситуацию не стабилизировать. Весной 1919 г. был проведен ряд мер по демократизации всей сферы социально-экономических отношений, в том числе закон о возможности перевода в общественную собственность предприятий, «созревших для этого», создании на базе Советов фабрично-заводских комитетов, которые имели право голоса в решении производственных вопросов. Сочетание силовых и реформационных тенденций в деятельности правительства позволило ему стабилизировать ситуацию в стране. 31 июля 1919 г. была принята новая Конституция, получившая название Веймарской. Разработанная в условиях непрекращавшихся социальных конфликтов, она не могла не учитывать общего настроя общества. В Конституции декларировалось всеобщее, равное избирательное право для мужчин и женщин, достигших 20 лет. Права парламента (рейхстага) заметно расширялись, в отдельных случаях предусматривалось проведение всенародного референдума. Таким образом, новая германская Конституция была одной из самых демократичных в Европе в тот период. Сформировавшемуся политическому режиму предстояло решить множество серьезных проблем как внутри, так и внешнеполитического характера, связанных со вхождением страны в новую систему международных отношений.

 

Объединение Германии. Конституция Северогерманского союза 1866 г.

(Norddeutscher Bund) — существовал с 1866 по 1871 гг. Объединительные стремления, обнаруживавшиеся в Германии уже во время Наполеоновских войн и получившие особенное яркое и энергичное выражение в 1848—49 гг., не могли привести к фактическому объединению тогда же. Приверженцы объединения никак не могли сговориться относительно того, под чьей гегемонией осуществить его — Австрии (великогерманцы) или Пруссии (малогерманцы). Господствующим классом притом была все еще феодальная землевладельческая аристократия, чувствовавшая себя очень хорошо при политическом и экономическом разобщении Германии; торгово-промышленная буржуазия едва зарождалась как класс и пока ощущала потребность только в частичных таможенных договорах. Наконец, Австрия, гордая ролью руководительницы европейской политики в 1815—1848 гг., не пользовалась достаточной популярностью, чтобы преодолеть оппозицию Пруссии, а Пруссия не была настолько сильна, чтобы дать отпор поползновениям Австрии и открыто заявить о своем намерении взять дело объединения в собственные руки. К середине 60-х годов эти условия в значительной степени изменились: буржуазия успела окрепнуть и вступила на путь экономического объединения; ее интересы требовали уже и политического единства. Пруссия, влиянию которой в Германии ольмюцкое унижение не нанесло существенного ущерба только потому, что ей принадлежала руководящая роль в таможенном союзе, энергично стала готовиться к войне, причем правительство в видах усиления армии не отступало перед нарушением конституции. Когда армия была готова, Бисмарк, воспользовавшись запутанностью шлезвиг-голштинского вопроса, вынудил Австрию к объявлению войны (см. Прусско-австрийская война). Блестящая победа Пруссии была победою малогерманской идеи над великогерманской. Пражский мир положил конец вмешательству Австрии в общегерманские дела и упразднил Германский союз 1815 г.

Руководящая роль досталась Пруссии. Конституция нового С.-Германского союза была построена на компромиссе различных начал. Парламентаризм не установился; верховная власть сохранила за собою очень много существенных прерогатив, но, с другой стороны, введено было равное, прямое, всеобщее избирательное право. Бисмарк тем охотнее ухватился за эту идею, внушенную ему еще раньше Лассалем, что она в его глазах сразу достигала двух целей. Прогрессивная буржуазия была довольна тем, что правительство возвращается к одному из основных начал конституционного проекта, выработанного в 1849 г. франкфуртским парламентом; демократические элементы, рост которых был уже заметен, видели во всеобщем избирательном праве залог свободного развития деятельности ("происки" пролетариата Бисмарк пытался обезвредить, отвергнув тайную подачу голосов; но учредительный рейхстаг, обсуждавший конституцию, включил в нее этот способ голосования). С другой стороны, Бисмарк, как это видно из его мемуаров, не без основания надеялся, что общее избирательное право послужит для него превосходным орудием для борьбы с партикуляризмом и что в минуту внешних осложнений апелляция к патриотизму страны поможет ему побороть оппозицию в союзном совет. Наконец, перед ним был пример Франции, где существование всеобщего избирательного права не наносило никакого ущерба значению верховной власти. Рейхстаг далеко не получил обычных парламентских прав: вотировка законов и бюджета были сделаны его единственными прерогативами. Он состоял из 297 депутатов (по 1 на 100000 жителей). Другим органом союза был союзный совет (Bundesrath), составленный из делегатов отдельных государств, входивших в состав союза. Голоса (всех было 43) были распределены между государствами так, что Пруссия, напр., имела 17 голосов, а Саксония — 4. Делегаты были связаны определенными инструкциями своих правительств. Функции союзного совета заключались в вотировании законов; обычно они проходили простым большинством, а для всякого изменения конституции требовалось большинство двух третей. Львиную долю власти в новой организации получил прусский король, как президент союза. Ему принадлежало право объявлять войну и заключать мир от имени союза, вести дипломатические переговоры, заключать договоры, назначать и принимать посланников; в качестве главнокомандующего союзной армией он имел право назначать высших офицеров и наблюдать за организацией войска вообще. Он был верховным главою внутреннего управления, назначал главных должностных лиц союза, созывал и распускал рейхстаг. Всеми внешними и внутренними делами союза заведовал назначенный королем Пруссия канцлер, не несший никакой ответственности перед рейхстагом и председательствовавший в союзном совете. Государства, вошедшие в союз, продолжали пользоваться своими конституциями, но должны были уступить союзу военное и морское управление, дипломатические сношения, заведование почтой, телеграфами, жел. дорогами, денежной и метрической системами, банками, таможнями. Южно-германские государства (Бавария, Вюртемберг, Баден, Гессен-Дармштадт; последний вошел в состав С.-Герм. союза только землями к северу от р. Майна) заключили наступательные и оборонительные союзы с Пруссией, так что нужен был только толчок, чтобы и они вошли с нею в полный союз.

 

 

Конституция Германской империи 1871 г.

Раздробленность Германии все больше и больше отставала от таких стран, как Англия и Франция. Инициативу и руководящую роль в объединении страны захватила Пруссия, которая к 60-м годам ХIХ в. стала самым сильным и крупным государством Германии. Ее соперником оставалась Австрия. Политический курс прусского канцлера Бисмарка на объединение Германии «железом и кровью», т.е. силой. Развязывается война с Австрией, окончившаяся в 1866 г. разгромом последней. 18 августа 1866 г. был подписан договор о создании союза германских государств, возглавляемых Пруссией. В нем всем германским государствам, расположенным севернее реки Майн, предлагалось объединяться под верховенством прусского короля. В 1867 г. принимается конституция северогерманского союза, которая закрепила главенствующее положение Пруссии.

Успешная война против Франции в 1870 – 1871 гг. позволила завершить объединение Германии. В состав союза вошли и германские государства, расположенные южнее реки Майн. С 1 января 1871 г. Германия становится империей. 16 апреля 1871 г. рейхстаг утвердил конституцию империи. По форме правления Германия стала конституционной монархией, высшими органами империи объявляются император (кайзер) и двухпалатный парламент. Но в конституции не был ясно решен вопрос о разграничении законодательной и исполнительной власти. По форме правления Германия стала федерацией и представляла собой союз 22 монархий и трех городов-государств. Командное положение в союзе заняла Пруссия. Столицей стал Берлин – центр Пруссии. Германская федерация имела свои особенности: в Германской империи федеративные органы получали более широкие полномочия, нежели в США и Швейцарии; между членами федерации существовало огромное неравенство; в союзном совете делегаты отдельных государств были представителями не парламентов, а правительств и действовали в соответствии с указаниями последних; в Германии не было особой имперской администрации, и исполнение законов возлагалось на власти государств – членов империи.

Император. Титул императора получил прусский король, который осуществлял президентство в империи. Конституция наделяла императора исключительными правами в области внешних сношений: он выступал представителем империи в международных делах, объявлял войну и заключал мир. Для объявления войны необходимо было согласие союзного совета. Монарх мог контролировать деятельность парламента: только он созывал, открывал, закрывал союзный совет и рейхстаг; председательствование в союзном совете принадлежало канцлеру, назначаемому и смещаемому императором. Император обнародовал имперские законы и наблюдал за их исполнением. Он мог издавать распоряжения и указы, которые подписывались канцлером. Исполнительная власть находилась в руках императора, который и назначал главу правительства – имперского канцлера. Других федеральных министров не было, а были лишь начальники имперских ведомств – подчиненные канцлеру и носившие название государственных секретарейпо иностранным, внутренним, колониальным, морским делам, юстиции, казначейства, почты и имперских железных дорог. С 1873 г. появились заместители канцлера.

Конституция давала императору и союзному совету право в случае нарушения каким-либо из союзных государств своих обязательств применять силу «путем экзекуции».

Союзный совет и рейхстаг. Союзный совет – бундесрат – и рейхстаг наделялись правом издания законов: определяющие права граждан относительно переселения, выбора места жительства; установление размера налогов, пошлины на ввозимые и вывозимые товары; определявшие систему мер, весов и денежную систему империи; регулировавшие деятельность банков, выдачу патентов на изобретения, охрану авторских прав; обеспечивавшие защиту германской торговли и мореплавания за границей; касающиеся работы железнодорожного транспорта, почты и телеграфа. К компетенции парламента относились издание законов о численности армии и флота, постановления о свободе печати и союзов, а также общее законодательство по гражданскому, уголовному праву и судопроизводству.

Нижняя палата парламента – рейхстаг – составлялась из 397 депутатов, избираемых населением на основе равных и всеобщих выборов при тайном голосовании на 5 лет. Депутаты вознаграждения не получали. Заседания рейхстага проходили гласно.

Конституция разрешала в форме депутатских запросов критиковать правительство, однако правительство не было ответственным перед парламентом.

В противоположность рейхстагу Союзный совет – бундесрат как верхняя палата парламента занимала положение, заставлявшее считаться с его мнением императора и правительство. Союзный совет состоял из представителей отдельных государств и вольных городов. Из 58 голосов в Союзном совете Пруссии принадлежало всех больше – 17. (Для изменения конституции необходимо было 14 голосов). Союзный совет издавал постановления, касающиеся деятельности администрации, дополнял законы, назначал некоторых имперских чиновников, давал согласие на роспуск рейхстага, объявлял войну и выносил постановления о применении экзекуции против членов империи. Будесрат имел и судебные функции, разрешая все споры, возникающие между государствами. Он являлся высшей апелляционной инстанцией. По требованию одной из сторон германского государства он мог толковать конституционные законы. Заседания бундесрата проходили негласно.

Государственный строй Германии по Веймарской конституции 1919г.

В июле 1919 г. в городе Веймаре была принята кон-ия германского гос-тва, известная в истории как Веймарская кон-ция. Сохранив прежнее название, Германская империя провозглашалась республикой с федеральной формой государственного устройства. Бывшие союзные гос-тва получили название "земель". Земли имели свои законодательные собрания и конституции. Однако империя (федеральное государство) имела подавляющее преимущество в полномочиях и компетенции по отношению к землям. Существовала даже статья "имперской экзекуции", по которой президент с помощью военной силы мог заставить отдельные земли выполнять возложенные на них кон-цией обязанности. Германский парламент состоял из 2х палат. Нижней палатой являлся рейхстаг, верхняя палата именовалась рейхсрат (имперский совет). Рейхстаг осуществлял высшую законодательную власть, депутаты избирались на 4 года на основе всеобщего избирательного права. Рейхсрат обеспечивал представительство земель и имел право отлагательного вето. Главой государства являлся президент. Он избирался сроком на 7 лет всеобщим голосованием с неограниченным правом переизбрания. Президент имел довольно широкие полномочия: мог распустить парламент и назначить новые выборы, объявлять чрезвычайное положение, самостоятельно назначать главу правительства и его министров, являлся главнокомандующим вооруженными силами. Широкими правами наделялся и глава правительства - канцлер Германии, которому поручалось "формулирование основных принципов политики". Кон-ция декларировала широкие демократические права и свободы граждан: свободу слова, печати, собраний и т.д., 8-ми часовой рабочий день, охрану труда, пособия по безработице 1969 г. избирательный возраст был снижен до 18 лет. Наиболее глубокие изменения в гос-ном строе и политической сис-ме нашли отражение во взаимодействии высших исполнительных и законодательных органов. Произошло значительное усиление роли исполнительной власти, кабинета министров. В руках правительства сосредоточилась особая законодательная власть, делегированная ему парламентом. Делегированное законодательство - акты, издаваемые правительством, формально по поручению парламента. В настоящее время кол-тво актов делегированного законодательства многократно превосходит количество законов, принятых парламентом. Делегированное законодательство, по существу, стало инструментом установления господства исполнительной власти в политической системе Великобритании. Верховенство кабинета министров в британской государственной машине еще более усилилось в период 2ой мировой войны, причем произошло максимальное усиление роли премьер-министра. Он получил право без консультаций с кабинетом осуществлять все важнейшие назначения и перемещения внутри правительства. Определять порядок работы кабинета и повестку дня, решать вопрос о созыве или роспуске палаты общин. Премьер-министр может принимать единоличные решения по основным вопросам текущей политики. В результате система "правления кабинета" трансформировалась в систему "правления премьер-министра". Парламент, несмотря на некоторое ослабление своих позиций, продолжает осуществлять общий контроль за исполнительной властью, прежде всего через депутатские запросы министрам и контроль за государственными расходами. А любой правительственный законопроект проходит не менее 3-х чтений в палате общин.

Германское гражданское уложение 1900 г. История создания, источники и общая характеристика.

В конце XIX в. группа континентальных правовых систем пополнилась еще одной крупной кодификацией - Германским гражданским уложением, оказавшим заметное влияние на законодатель- ство других стран. Гражданский кодекс 1896г. стал первой в истории Германии единой для всей страны кодификацией гражданского права.

В Германии дольше, чем в других странах, существовала правовая раздробленность. Объединение Германии в 1871 г. не повлекло за собой автоматически создания единой правовой системы. Это объясняется особенностями социально-экономического и политического развития страны. Низкий уровень торгового оборота, невысокая интенсивность экономических связей между отдельными частями Германии были причиной того, что не только юнкерство, но и некоторые группы буржуазии вполне удовлетворяло старое законодательство. Отдельные германские государства, стремившиеся сохранить в возможно более широком объеме свою автономию, тоже высказывались против создания общегерманского права. Вместе с тем широкие буржуазные слои испытывали потребность в едином для всего государства и современном по своему содержанию законодательстве. Наряду с буржуазией наиболее прогрессивные юристы выступали за создание единого гражданского кодекса. Из-за отсутствия общего мнения по этому вопросу выработка кодекса растянулась на долгие годы. В 1873 г. был издан закон об установлении компетенции империи в области разработки единого гражданского права, а в 1874 г. бундесрат назначил комиссию из судебных чиновников и теоретиков права для составления кодекса. Созданный проект, опубликованный в 1887 г., был подвергнут резкой критике, и после длительного обсуждения в печати было признано невозможным представить его на законодательное обсуждение. Причина неудачи заключалась в том, что в основе проекта лежало старое общее право, не соответствующее новым социально-экономическим отношениям. В декабре 1890 г. была создана новая комиссия, в состав которой были включены адвокаты, представители политических партий, промышленники. Эта комиссия закончила свою работу к 1895 г. Второй проект рассматривался в рейхстаге, бундесрате, в него были внесены некоторые изменения, и 18 августа 1896г. он был утвержден.

Новое уложение вступило в законную силу 1 января 1900г., поскольку отдельным государствам, входившим в состав Германии, было нужно время для приведения своего законодательства в соответствие с новым уложением. Германское гражданское уложение в значительной степени базируется' на римском праве и в то же время содержит положения германского права, а также выработанные юристами на рубеже XVIII и XIX вв. новые правила, способствующие развитию буржуазных отношений. Уложение построено по так называемой "пандектной" системе, в соответствии с которой общие для всех институтов нормы содержатся в общей части (первой книге). Кроме того. Уложение содержит еще четыре книги: вторая книга посвящена обязательственным отношениям, третья - вещному праву, четвертая - семейному праву и пятая - наследственному. Одновременно с Уложением был издан закон о введении его в действие, в котором содержались правила о времени вступления в силу Германского гражданского уложения, нормы международного частного права, положения о взаимоотношении Уложения с нормами старого имперского законодательства.

Отличительными чертами Уложения являются:

1.Отсутствие общих юридических определений;

2. Очень подробные параграфы, носящие описательный характер и содержащие множество специальных юридических терминов;

3. Наличие так называемых "каучуковых" параграфов, ссылающихся на такие понятия, как "добрая совесть", "добрые нравы", имеющие моральное, а не правовое содержание.

По своему содержанию Уложение верно отражало свое время. Это буржуазный по своей сущности кодекс, причем он утверждает более высокий уровень развития капиталистических отношений, нежели Кодекс Наполеона.

Статус лиц, брачно-семейное право по ГГУ 1900 г.

ГГУ твердо признало всеобщую гражданскую правоспособность всех граждан. Общая правоспособность лиц отсчитывалась с момента их рождения, а гражданская дееспособность (т. е. возможность совершать юридически значимые действия) – с 21 года. За исключением предписаний, вытекающих из брачно-семейного права, не предполагалось никаких существенных различий между правовым статусом мужчин и женщин. Согласно Вводному закону, узаконение, о возрасте гражданской дееспособности распространялось и на все частноправовые отношения, связанные с земским правом.

Частноправовые ограничения дееспособности могли последовать только вследствие душевной болезни, расточительства либо по при чине пьянства или безрассудного пренебрежения своими семейными или общественными обязанностями. Для того чтобы иметь возможность проявить свою дееспособность, необходимо было обладать точным местожительством (под которым понималось место постоянного проживания или основного обзаведения, дающего возможность существовать).

Важным новшеством, и не только для германского права, было детальное регулирование правоспособности юридических лиц, или обществ.

Возможные юридические лица (общества) подразделялись на два класса: союзы и учреждения. Учреждения были связаны с особыми социальными задачами и предполагали особый порядок образования; для того чтобы учреждение стало правоспособным, оно должно было получить разрешение автономии, где его создавали. Союзы обладали большей свободой возникновения.

Союзы, в свою очередь, подразделялись на учрежденные с хозяйственно-экономическими целями и на созданные без таковых. В отношении обществ, созданных без коммерческой цели, действовал регистрационный порядок образования: достаточно было только заявить о создании общества по местожительству путем внесения в судебный реестр. В отношении коммерческих обществ (торговых, производственных и т. п.) применялся концессионный порядок, или разрешительный: для своей деятельности общество должно было получать всякий раз специальное правительственное разрешение. Правда, в большинстве случаев эти разрешения уже были сделаны существовавшими имперскими законами в общей форме (например, для акционерных обществ и т. п.).

В семейных отношениях важнейшим положением (неновым для германского права) было признание только гражданского брака. Брак считался не частным договором, а государственно-социальным институтом. Но заключать его полагалось путем согласного личного заявления в присутствии только гражданского чиновника. Не запрещалась и церковная форма брака, и все церковные обязанности признавались сохраняющими силу для придерживающихся этих правил. Закреплялась моногамность брака и невозможность вступить в другой брак, не прекратив предыдущего.

Брачный возраст устанавливался в согласии с требованиями гражданской дееспособности: в 21 год для мужчин, в 16 – для женщин. Подразумевалось, что отец дает согласие на брак для своих законных детей (фактически – только для женщин, поскольку мужчины в 21 год приобретали полную дееспособность). Таким образом проявление отеческой власти было значительно ослаблено.

Отношения супругов в браке регулировались традиционно, с закреплением доминирующей воли мужа. Супруги обязаны были совместно жить, соблюдать верность, поддерживать совместное хозяйство;муж обязан был предоставлять жене соответствующее ее положению содержание. Доминирующая роль мужа по-прежнему выражалась в том, что он вправе был решать по-своему все вопросы совместной жизни, выбирать местожительство. Однако такое главенство уже не было абсолютным. В частности, жена могла не подчиняться решению мужа, если оно ей представлялось злоупотреблением правом.

Женщина в браке не теряла своей дееспособности. Более того, в домашнем хозяйстве она имела преимущественное право на все действия. Сделки и юридические действия в этих пределах подразумевали согласие мужа, которое могло быть ограничено только путем специального установления опеки над женой.

ГГУ признавало режим общности имущества супругов. Другие отношения супругов по поводу имущества допускались, но для этого надо было заключать специальный брачный контракт. В течение брака муж управлял всеми имуществами семьи, включая «внесенные» женой. Однако управлять имуществом жены муж должен был «правильно», а для распоряжения ими – испрашивать ее согласия. В полном ведении жены были ее личные вещи, включая драгоценности, а также полученное в подарок, приобретенное своим трудом или самостоятельным ведением предприятия. Таким образом, система внутрисемейных имущественных отношений ГГУ была более благоприятна для женщины, хотя равенство далеко не устанавливалось.

Развод допускался только в судебном порядке и при наличии узаконенных причин (прелюбодеяние, совершение преступления, злонамеренное оставление, нарушение обязанностей брака, в т. ч. жестоким обращением с супругом). В этой части проявилось влияние протестантизма.

В значительной степени условным стал институт отцовской власти в отношении детей. Мать также обязана и была вправе заботиться о личности детей. Отец мог пользоваться имуществом детей. Сохранялась возможность отца прибегнуть в отношении своего ребенка к исправительным мерам, но они налагались не произвольно, а по решению опекунского суда.

Сохранялось различие прав законных и внебрачных детей. По отношению к матери внебрачные дети считались наравне с ее законными, по отношению к отцу – родство не признавалось. Однако внебрачные дети могли требовать от своего отца алиментов до достиженияими 16 лет. Соответственно различались и наследственные права детей. Правом на обязательную долю в наследстве пользовались только законные дети.

Наследственное право по ГГУ 1900 г.

Считается, что германское наследственное право, несмотря на заимствование ряда принципов и институтов римского права, особенно сильно связано с немецкой правовой культурой. Для него характерны следующие базовые принципы:

частный характер наследования: не предусмотрены обязательные доли, отходящие государству;

свобода завещания: завещатель определяет круг наследников, их доли и может в любое время изменить завещание (при этом данный принцип ограничен рядом правил, в частности, об обязательной доле в наследстве);

оставление имущества в семье (нем. Familienerbfolge): при отсутствии завещания имущество умершего переходит к членам его семьи;

универсальность наследования (нем. Gesamtrechtsnachfolge): все имущество целиком составляет наследственную массу и все права и обязанности, связанные с ней, переходят к наследнику.

Предусмотрено два вида наследования: наследование по завещанию и наследование по закону. Завещательные распоряжения могут быть оформлены либо как одностороннее изъявление воли в форме собственноручного завещания, либо как совместное завещание супругов, либо как договор о наследовании. Собственноручное завещание подписывается только наследодателем; в целях обеспечения подлинности возможно публичное завещание, совершаемое путём письменного или устного заявления перед нотариусом (§ 2232). Для совместного завещания достаточно скрепление его подписями обоих супругов. Договор о наследовании (§§ 2274—2302) несёт в себе черты завещания и договора: по этому договору наследодатель может назначить наследника, а также установить завещательные отказы и иные возложения обязанностей, в то же время завещательные распоряжения по договору не могут быть отозваны наследодателем. Дети и родители наследодателя, если они не указаны в завещании, имеют право претендовать на обязательную долю в наследстве, равную половине стоимости доли наследования по закону.

Обязательственное право по ГГУ 1900 г.

В качестве субъектов гражданских правоотношений уложение признает физических и юридических лиц. Правоспособность физических лиц основывается на принципе юридического равенства. Совершеннолетие наступает с 21 года. В возрасте от 7лет до 21 года уложение устанавливает различные степени ограниченной дееспособности. Германское гражданское уложение называет два вида юридических лиц: ферейны (общества, союзы), под которыми понимаются союзы лиц, с которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Эти союзы могут быть либо хозяйственными (преследующими цели извлечения прибыли), либо нехозяйственными (преследующими культурные, научные и подобные им цели); учреждения, которые образуются в силу волеизъявлений частных лиц, выделяющих для достижения определенной цели известное имущество. Уложение не определяет содержания правоспособности юридических лиц. Она вытекает из самого факта их образования.

Определение обязательства дается в параграфе 241 уложения: "В силу обязательства кредитор управомочен требовать от должника предоставления. Предоставление может состоять также в воздержании". Наиболее распространенным способом возникновения обязательственных правоотношений является договор. Уложение не дает определения договора. Однако можно выделить существенные черты договора: договор понимается как юридическая связь, установленная между несколькими лицами; содержанием договора может быть как положительное действие, так и воздержание от такового.

Договорные отношения по уложению строятся на принципе свободы договора. Предоставляя частным лицам свободу по установлению договорных обязательств, уложение устанавливает условия их действительности: соответствие договора законам; дееспособность лиц, заключающих сделку.

Германское гражданское уложение регулирует более 20 видов договоров - купля-продажа, наем, мена и др.

В качестве основания возникновения обязательств уложение также признает деликты.

По общему правилу ответственность несет лицо, виновное в причинении вреда. Уложение не признает имущественного возмещения неимущественного вреда.

Вещное право по ГГУ 1900 г.

Все вещи уложение делит на земельные участки и движимые вещи, строго различая правовой режим движимых и недвижимых вещей. Германское гражданское уложение называет ряд вещных прав: право собственности, владение, пользование чужими вещами (земельные и личные сервитута, узуфрукт, право застройки), право на получение известной ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека недвижимости и др.), право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, право охоты, рыбной ловли). Основным вещным правом является право собственности. Уложение раскрывает его содержание следующим образом: "Собственник вещи может обращаться с вещью по своему усмотрению и исключать других от всякого воздействия на нее". Таким образом, уложение подчеркивает свободу частной собственности. Вместе с тем уложение содержит ограничения прав собственника.

Государственный строй фашистской Германии.

Придя к власти, фашизм начал с ликвидации буржуазно-демократических свобод. Февральский декрет 1933 г., названный "В защиту народа и государства", отменил свободу личности, слова, печати, собраний. Второй декрет, названный "В защиту германского народа", наделил неограниченными правами полицию. На коммунистов и социал-демократов обрушились репрессии. Депутаты компартии в рейхстаге были лишены мандатов и арестованы. В марте 1933 г. компартия была вообще запрещена, ее пресса закрыта. Поводом для этого стал провокационный поджог рейхстага в ночь на 26 февраля 1933 г. В поджоге обвинили болгарских коммунистов (Г. Димитрова и др.).

 

В итоге право на существование и господство получила одна лишь национал-социалистическая партия. Профессиональные союзы были распущены, средства их конфискованы. Взамен нацисты создали свои собственные профсоюзы, которые находились под контролем партии.

 

Вскоре нацистская партия стала частью правительственной системы. Пребывание в рейхстаге и на правительственной службе связывалось с присягой на верность национал-социализму. Центральные и местные партийные органы получили правительственные функции и практически решали все вопросы правления. Решение съездов партии получали силу закона с момента их принятия.

 

Фашистская партия имели особое устройство. Ее члены были обязаны безусловно подчиняться местным фюрерам, которые назначались сверху и только по этой линии несли ответственность. В непосредственном подчинении партийного центра находились штурмовые отряды(СА), охранные отряды (СС), особые воинские части боевиков. Совершенные членами партии преступления рассматривались особыми судами, выделенными из общей судебной системы и по особому ритуалу (на тайных заседаниях).

 

Особое место в системе репрессированного аппарата занимала государственная тайная полиция (гестапо). Государственная власть в гитлеровской Германии сосредоточилась в правительстве, а правительственная - в особе фюрера.

 

Закон от 24.03.1933 г. разрешил императорскому правительству, не спрашивая санкции парламента, издавать акты, уклоняющиеся от конституции 1919 г. Августовский закон 1934 г. ликвидировал должность президента республики. Его полномочия передавались фюреру, который также оставался главой правительства. Фюрер назначен пожизненно, он ни перед кем не нес ответственность и мог назначать себе преемника. Рейхстаг стал фиктивным органом. Деление государства на земли с их традиционным населением было ликвидировано в целях повсеместной централизации управления. Управление областями

поручалось чиновникам, которых назначало правительство. Местного самоуправления не существовало. Государственный аппарат в соответствии с законом от 7.04.1933 г. подвергался чистке от противников нацизма, затем был увеличен в два раза.

 

Потсдамские соглашения. Образование ФРГ и ГДР.

Таким образом еще в 1945 году на встрече в Потсдаме Сталин, Рузвельт и Черчилль поделили Германию на четыре оккупационные зоны и установили четырехстороннее управление Берлином. Это соглашение должно было оставаться в силе до тех пор, пока Советский Союз, США, Англия и Франция не договорятся о создании общегерманского государства и не заключат с ним мирный договор.

 

«Холодная война» «похоронила» эти планы. В сентябре 1949 года на территории трех западных оккупационных зон появилось новое государство – Федеративная Республика Германия. В ответ в октябре того же года, Сталин создал Германскую Демократическую Республику.

 

Федеративная Республика Германии (ФРГ)

 

В сентябре 1949 г, правящие круги США, Англии и Франции завершили раскол Германии, образовав в западной части страны сепаратное государство. Монополии Западной Германии получили возможность создать свое государство как плату за участие ФРГ в агрессивных империалистических блоках, возглавляемых США. Одновременно с образованием ФРГ 21 сентября 1949 г. вошел в силу разработанный правительствами США, Англии и Франции оккупационный статут, который сохранял за этими державами верховную власть в ФРГ.

 

Оккупационный статут определяет полномочия, которые сохраняются за оккупационными властями в осуществлении ими верховной власти, носителями которой являются правительства Франции, США и Соединенного Королевства.

 

Для того чтобы обеспечить достижение основных целей, которые преследует оккупация, эти полномочия (за оккупирующими державами) специально оговариваются.

 

Правительства США, Великобритании и Франции встали на путь отказа от проведения в жизнь решений Потсдамской конференции (июль — август 1945 г.), предусматривавших демилитаризацию Германии, искоренение германского милитаризма и нацизма, ликвидацию монополий и широкую демократизацию страны.

 

В западных зонах оккупации Германии демилитаризация и денацификация практически не были осуществлены. Многие бывшие нацисты снова заняли важные посты.

 

Советский Союз последовательно выступает за развитие дружественных отношении со всем германским народом. Считая, что нормализация отношений между СССР и ФРГ будет содействовать укреплению мира в Европе, решению германской проблемы и развитию взаимовыгодной торговли, Советское правительство обратилось 7 июня 1955 г. к правительству ФРГ с предложением установить прямые дипломатические, торговые и культурные отношения между обеими странами. И в сентябре 1955 г. оба правительства обменялись письмами об установлении дипломатических отношений и учреждении посольств.

 

Взяв курс на восстановление в Западной Германии власти монополистического капитала и на раскол страны, западные державы ставили своей целью возродить германский милитаризм, с тем чтобы использовать его потом в своих интересах против СССР и других социалистических стран. Неудивительно поэтому, что неоднократные предложения Советского Союза, направленные на сохранение единства Германии, были отклонены западными державами, которые рассматривали Западную Германию в качестве своего будущего политического и военного союзника.

 

Конституция ФРГ 1949 г.

Конституцию (Основной закон) Германии, как уже говорилось выше, было принято 1949 года В этом документе, который начинается короткой преамбулой и разделом об основных правах граждан, подробно регулируются вопро ния взаимоотношений федерации и всех 16 земель - субъектов федерации, а также определяется система органов власти, управления и правосудия В сфере законодательства решающая роль принадлежит федерации, а зем ли решают вопросы образования и культуры, деятельности местных органов власти, управления, полиции Согласно ст 73 Основного закона федерация имеет исключительную компетенцию по важнейшим вопросам, в частности в сфе ре внешних отношений, обороны, денежного обращения, гражданства, взаимодействия федерации и земель в ст 74 определено конкурирующую компетенцию федерации и земель, одновременно вопросы, относящиеся к исключительной комп етенции земель, в Основном законе юридически не зафиксированныесовані.

 

Конституция 1949 года определила Германию как демократическое и социальное федеративное государство (ч 1 ст 20 Конституции)

 

Свой первый раздел Конституция 1949 года посвящает правам человека, признавая тем самым их приоритет перед всеми другими положениями Этот раздел больше, чем другие, несет на себе нагрузку по возражения по орядкив \"третьего рейха\", провозглашая \"нерушимость человеческого достоинства\", \"неприкосновенность\" и \"неотчуждаемость\" прав человека (в 1), среди которых право на жизнь и личную неприкосновенность, равенство всех перед законом Здесь прямо звучит осуждение прошлого, когда физически уничтожались тысячи \"расово неполноценных\" и \"нежизнеспособных\" немцев, проводилась принудительная стерилизация и т.п. Среди других прав, не так подробно представленных в Основном законе, как в Веймарской конституции 1919 p, - свобода вероисповедания и совести (в 4), свобода выражения мнений, собраний (ст. 8), союзов и обществ, в том числе \"для охраны и улучшения условий труда и экономических условий\" (в 9), свобода передвижения (в 11), выбора профессии (в 12), тайна переписки (ст. 10), неприкосновенность жилища (ст. 13), основные права в сфере правосудия, например на \"законного судью\" и др. В этом перечне особое место занимает право на петиции (жалобы) в органы государственной власти отдельных лиц и их объединений, которые рассматриваются в ФРГ не ли е как гарантия защиты прав человека, но и как одна из форм непосредственного влияния граждан на процессы принятия политических и правовых ре одна з форм безпосереднього впливу громадян на процеси прийняття політичних і правових рішень.

 

Перечень этих прав дополняется гарантиями, закрепленными в самой Конституции или в текущем законодательстве Так, предоставление свободы совести сопровождается правом на отказ от военной службы, если оста Ання противоречит совести, согласно которому в 1973 г. был принят Закон о гражданской службе для лиц, отказывающихся от военной службы Статья 5 Конституции о свободе мнений сопровождается по положениями о свободе информации, что является основой формирования общественного мнения, а также о запрете цензуры соответствии с Законом 1975 г. (пункт \"с\" в 45 Основные закона) был создан специальный Комитэ т с птицей, который может заслушивать подателей жалоб, запрашивать соответствующую информацию, имея доступ во все учреждения, и др. В бундестаге ежемесячно заслушиваются доклады о рассмотренных Комитетом петицийКомітетом петиції.

 

Создание Итальянской республики и Конституция Италии 1947 г.

 

2 июня 1946 г. в Италии прошли одновременно референдум и выборы. Референдум должен был определить, будет ли Италия монархией или республикой. 54 процента проголосовавших высказались за республику, которая и была торжественно провозглашена 18 июля того же года. Выборы проходили в Учредительное собрание, полномочия которого ограничивались принятием конституции и ратификацией международных договоров. Конституция Италии создавалась на широкой коалиционной основе, ее поддержали практически все политические силы страны. 22 декабря 1947 г. Учредительное собрание завершило свою работу и одобрило гекст новой конституции. Она была лишена каких-либо догматических, чисто идеологических влияний. В целом это был работоспособный документ. Он ясно гарантировал основные права и свободы; обеспечивал разделение властей; лишал военных возможности вмешиваться в политическую жизнь; провозглашал отделение церкви от государства, признавая в тоже время ее важную роль в жизни общества (Латеранские соглашения, установившие еще в 1929 г. конкордат между церковью и государством, были включены в статью 7 конституции). Конституция провозглашала Италию демократической республикой, основанной на труде, а итальянский народ - единственным носителем суверенитета.

 

Было установлено, что законы об изменении конституции могут быть приняты только после двух последовательных обсуждений в палатах парламента. Без референдума они могут войти в силу только в том случае, если при втором голосовании будут приняты большинством в две трети голосов членов палаты депутатов и сената.

 

Жизнеспособность конституции 1947 г. была продемонстрирована хотя бы тем, что без малого полвека этот документ обеспечивал демократическое и в целом устойчивое существование итальянского государства.

 

Законодательное оформление фашистской диктатуры в Италии.

 

В конце 1925 года Муссолини присвоил себе новый титул не просто премьер-министра, а «главы правительства». Закон, определяющий прерогативы этой должности, прошел через палату без всяких обсуждений, в сенате раздался только один голос против. Парламент заклеймил действия этого депутата, как намерение «оскорбить честь и престиж главы правительства». За это следовало наказание – до пяти лет тюремного заключения.

 

Одним из практических результатов объявления Муссолини главой правительства было то, чтокабинет министров понизился в ранге до консультативного органа. «Капо дель говерно» разрешалось издавать законы без согласия парламента и даже устанавливать свою собственную зарплату простым указом. Парламент не мог обсуждать никаких дел вообще, пока Муссолини не предложит ему. Это означало невозможность его смещения или привлечения к ответственности. Муссолини сказал иностранному корреспонденту, что парламентарное правление доказало «полное несоответствие характеру, образовательному уровню и складу ума итальянского народа» и если он позволяет этому институту номинально существовать, то исключительно чтобы рассеять сомнения иностранцев в чистоте его намерений. С внешней стороны парламент должен был поддерживать ощущение дисциплины: его роль заключалась в единодушном голосовании, дабы оказать воздействие на мировое общественное мнение и заставить его поверить, что каждый итальянец поддерживает Муссолини.

 

К концу 1925 года парламент, бюрократия и судебное право были введены в систему. Снизилась необходимость прибегать к насильственным методам и самой фашистской партии. Фариначчи склонил некоторых экстремистов сделать еще одно усилие, чтобы отстоять свои права и помешать дуче выйти из-под влияния партии. Заявляя, что он – второй человек в режиме, партийный секретарь почувствовал себя глубоко оскорбленным обязанностью подчиняться указаниям префекта Кремоны и попытался побудить местные фашистские группы, если необходимо, выказать прямое неповиновение префекту.

 

Государственный строй фашистской Италии.

 

Муссолини создал Большой фашистский совет, который фактически контролировал деятельность правительства и рассматривал все законопроекты, вносимые в парламент. В 1923 г. фашисты провели новый избирательный закон, по которому партия, получившая на выборах относительное большинство (но не менее ¼ всех поданных голосов) занимала 2/3 мест в парламенте. Остальные места распределялись пропорционально между остальными партиями. На парламентских выборах 1924 г., проведенных в обстановке террора, фашисты получили большинство мест, хотя за них было подано чуть более 1/3 голосов избирателей.

 

После этого правительство стало по составу чисто фашистским. Начались организованные погромы антифашистских организаций, аресты и убийства демократических деятелей. Из государственных учреждений были уволены «подозрительные» элементы. По закону от 24 декабря 1925 г. премьер-министр, т.е. Муссолини, освобождался от ответственности перед парламентом и не был обязан подавать в отставку при вынесении вотума недоверия. Все законопроекты нуждались в обязательном предварительном одобрении премьер-министра.

 

«Чрезвычайные» законы 1926 г. запретили все политические партии и организации, кроме фашистской. Их депутаты исключались из парламента, а многие были брошены в тюрьмы. Были закрыты оппозиционные газеты. Закон «О защите государства» восстановил смертную казнь за политические преступления и учреждал «особый трибунал» для расправы с антифашистами.

 

По закону «О праве исполнительной власти издавать юридические нормы» 1926 г. премьер-министр получил право «в исключительных случаях» издавать постановления, имеющие силу закона. Таким образом, глава правительства стал неограниченным главой исполнительной власти, а также получил широкие полномочия в законодательной сфере. Практически вся полнота власти была сконцентрирована в руках несменяемого и неподотчетного вождя фашистской партии («дуче») и премьер-министра Муссолини и верхушки его партии.

 

Все это говорило об установлении террористической фашистской диктатуры и ликвидации прежнего парламентского режима. Формально Конституция не была отменена, но в реальности она не действовала.

 

Революция Мэйдзи в Японии. Конституция 1889 г. Государственный строй.

 

В середине XIX в. Япония находилась в состоянии глубокого социально-политического кризиса, обусловленного в конечном счете разложением господствовавшего феодального строя, сдерживавшего дальнейшее развитие страны. Основные сельскохозяйственные земли вместе с крестьянами находились в собственности крупных феодалов — князей (дайме), которые с помощью вассалов управляли своими владениями. Крестьяне отдавали князьям более половины урожая, не считая других поборов и повинностей. Дальнейшее усиление эксплуатации в условиях низкого уровня сельскохозяйственной техники вело к разорению большинства крестьян. В стране почти непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания.

В первой половине XIX в. появилась капиталистическая мануфактура. Однако феодальная регламентация, большие налоги, узость внутреннего рынка (крестьянство — основная часть населения страны — почти не покупало промышленных товаров) тормозили ее дальнейшее развитие.

Ухудшилось и внешнеполитическое положение Японии. В 1853 г. у ее берегов появилась американская эскадра. Ее командующий адмирал Перри ультимативно потребовал заключения торгового договора на американских условиях, фактически лишавших Японию таможенной автономии. Под угрозой применения силы японское правительство было вынуждено подчиниться. Вскоре аналогичные договоры были подписаны с европейскими державами. Появилась реальная угроза превращения страны в полуколонию. Это привело к слиянию антифеодальной борьбы и национально-освободительного движения.

Против существующего порядка выступили основные социальные слои японского общества: крестьянство, рабочие, ремесленники, торгово-промышленная буржуазия, самураи — военное сословие мелких дворян и многих князей, главным образом юго-западных княжеств, наиболее развитых в экономическом отношении. Участие в этом движении дворянства, особенно мелкого, обусловливалось его отрицательным отношением к внешнеполитическому курсу правительства и в еще большей степени ухудшением его социально-экономического положения. Самураи, являясь вассалами князей, обычно не имели своей земли, а получали от князей жалованье рисом; жалованье вассалов уменьшалось, их число сокращалось, и многие из них пополняли ряды других социальных групп.

Дворяне, включая князей-оппозиционеров, благодаря своей относительной сплоченности, наличию военной организации, экономическим возможностям играли руководящую роль в движении. Они признавали необходимость реформ, учитывающих иностранный опыт, но полагали, что проведение их следовало осуществлять сверху, с помощью государства.

В этот период главой государства номинально считался император. Но реально власть находилась в руках сёгуна (полководца) — высшего должностного лица, являвшегося главнокомандующим и начальником всего аппарата государственного управления, бесконтрольно осуществлявшего исполнительно-распорядительные, фискальные и законодательные функции. Начиная с XVII в. пост сегуна занимали представители дома Токугава — самого богатого феодального клана страны, противившегося любым прогрессивным реформам.

В таких условиях были сформулированы конкретные задачи княжеско-самурайского движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы.

В октябре 1876 г. руководители движения потребовали у сегуна Кэйки немедленной передачи верховной власти императору (15-летнему Муцухито) и объявили сбор военных сил, поддерживающих императора. Сёгун капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев — сторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении императорской власти.

В японской официальной историографии этот период обычно называют реставрация Мэйдзи (Мэйдзи — время правления императора Муцухито). По своему подлинному содержанию это была антифеодальная революция, руководство которой принадлежало умеренно-радикальным кругам дворянства, связанным с императорским двором. Раздробленность и недостаточная организованность крестьянского движения, относительная слабость буржуазии во многом обусловили незавершенный характер этой революции. Тем не менее страна вступила на путь буржуазного развития. Об этом свидетельствовали начавшиеся экономические и политические реформы, хотя и не всегда последовательные, но объективно призванные модернизировать японское общество, приобщить его к более высокому техническому и государственно-правовому уровню.

 

Ее создатели провели большую подготовительную работу, тщательно изучив конституционный опыт многих стран. Они не стремились сконструировать что-либо принципиально новое. Признавалось целесообразным использовать конституционные нормы других государств, апробированные на практике и наиболее адекватно отвечающие целям правящих кругов Японии. Будущая конституция должна была юридически закрепить статус императора как главы государства, наделенного чрезвычайно широкими полномочиями, особенно в области военной и исполнительной власти, при разделении законодательной власти между ним и парламентом. Объективно конституции предстояло закрепить компромисс между доминирующим в государстве дворянством во главе с императором, контролировавшим исполнительную власть и вооруженные силы, и буржуазией, допускаемой к участию в законотворчестве и частично контролю за бюджетом. Наиболее подходящими для решения этих задач были признаны прусская Конституция 1850 г. и германская Конституция 1871 г. Они и послужили образцом для Конституции Японии.

В 1889 г. работа над первой в истории страны конституцией была завершена. Особа императора объявлялась священной и неприкосновенной. Как глава государства он наделялся верховной властью — мог объявлять войну и мир; заключать международные договоры; вводить осадное положение, сосредоточивая в своих руках чрезвычайные правомочия; в качестве верховного главнокомандующего он наделялся правом устанавливать структуру и численный состав вооруженных сил, включая оклады личного состава; в сфере государственного гражданского управления он определял структуру министерств, назначал, увольнял всех должностных лиц, устанавливал их оклады.

Император назначал министра-президента(главу исполнительной власти), а по его представлению — остальных министров, которые фактически не зависели от парламента, так как Конституцией не предусматривалось право вынесения вотума недоверия.

Император осуществлял законодательную власть совместно с парламентом, созывал парламент и закрывал его, отсрочивал парламентские заседания, распускал нижнюю палату — палату депутатов. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без его утверждения и подписи. В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона (эти указы представлялись парламенту на ближайшей сессии; если они не получали его одобрения, то объявлялись недействительными на будущее время). Он имел право амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах.