Психические расстройства по МКБ-10

 

Выполнила:

Логунова Екатерина

студентка группы

СДБ-21

Проверила:

кан. пед. наук, доц.

Федосеева Е.С.

 

 

Волгоград 2013

F51.3 Снохождение (сомнамбулизм)

Сомнамбулизм – это лунатизм, болезненное состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. Поведение человека при этом выглядит целенаправленным и адекватным. Но на самом деле он выполняет действия нецеленаправленно или в соответствии с тем, что ему снится в данный момент. Снохождение возникает обычно во время неполного пробуждения от глубокой фазы медленного сна, при этом мозг пребывает в состоянии полусна-полубодрствования. Глаза сомнамбулы обычно открыты. Он может производить различные движения, обходить препятствия, давать ответы на простые вопросы. Однако действия не являются сознательными и при пробуждении не вспоминаются. Лунатика разбудить очень сложно – лучше осторожно проводить его обратно к постели. Сомнамбулизм чаще всего встречается в детском и подростковом возрасте, когда нервная система ещё не окрепла.

Симптомы:

- Сон с открытыми глазами;

- Отчужденное выражение глаз спящего человека;

- Поза во время сна, присущая бодрствующему человеку, например, сидя.

- Передвижения или другие действия во время сна;

- Разговоры во время сна;

- Отсутствие воспоминаний о своих действиях после пробуждения;

- При пробуждении состояние растерянности и дезориентации.

Причины:

- Пребывание в тревожном состоянии;

- Недостаток сна;

- Сильная усталость.

Психолого-педагогический подход

Немецкий профессор А. Штромайер рекомендует своеобразный способ гипнотизирования, занимающий промежуточное место между гипнозом и естественным внушением. Он только делает вид, что хочет гипнотизировать.

Он велит детям лечь на диван, закрыть глаза, успокаивает их, кладёт руки на лоб и говорит с ними серьёзно, внушительно и медленно. Таким путём ослабляются представления, окрашенные страхом, и восстанавливается психический тормоз.

 

 

F34.1 Дистимия

Дистимия – это хроническое нарушение, характеризующееся подавленным настроением (или раздражительность у детей) большую часть времени на протяжении как минимум двух лет (у детей и подростков – 1 года).

 

Симптомы:

У детей и подростков в настроении может присутствовать раздражительность, а депрессивное состояние должно отмечаться, по крайней мере, в течение 1 года.

- Плохой аппетит или переедание;

- Бессонница или чрезмерный сон;

- Упадок сил или чувство усталости;

- Заниженная самооценка;

- Плохая концентрация внимания или трудности с принятием решений;

- Чувство отчаяния.

 

Причины:

В настоящее время так и не определены причины возникновения дистимии. Учёные пытаются связать её развитие с некоторыми факторами.

Во-первых, это химическая связь. На практике исследованиями было показано, что у людей, страдающих от таких расстройств, нарушен природный механизм по выработке такого химического вещества, как серотонин, отвечающего за эмоциональность и принятие каких-либо решений.

Во-вторых, гены дают большую возможность проявиться дистимическому расстройству, у тех людей, родственники которых страдали ранее от такого депрессивного недуга. Генетические и биологические факторы могут значительно увеличить риск, а другие факторы – такие как стресс или окружающая среда также могут инициировать расстройство.

В-третьих – окружение человека. Различные ситуации, справиться с которыми тяжело, полное отсутствие какой-либо эмоциональной поддержки со стороны близких и друзей – это всё приводит к успешному развитию расстройств. Особенно большую роль играет этот фактор в детстве. Нехватка любви и понимания с родительской стороны, физическое насилие, большое моральное давление родителей на ребенка, несомненно, могут привести к понижению самооценки и отрицательному восприятию окружающего мира.

Психолого-педагогический подход:

Страдающим дистимией обычно помогает психотерапия. Беседа с психотерапевтом – хорошая возможность рассказать о своих чувствах и мыслях, а главное, научиться преодолевать те из них, которые приносят вред. Используются следующие виды психотерапии:

· Когнитивно-поведенческая терапия учит страдающих депрессией людей справляться с негативными мыслями. Они становятся внимательнее к своим симптомам, начинают понимать, что ухудшает их состояние, и усваивают навыки решения проблем.

· Психодинамическая психотерапия помогает пациентам понять, какие психологические факторы стоят за их депрессивными мыслями, чувствами, поведением.

Психотерапевт может порекомендовать присоединиться к группе взаимопомощи для людей с такими же симптомами. Участие в таких группах помогает многим пациентам.

F48.1 Синдром деперсонализации-дереализации

Деперсонализация (лат. de, лат. persona — личность) — состояние, сопровождающееся изменением или потерей чувства собственного «Я» (диссоциативное расстройство). Больным кажется, что события их жизни происходят с кем-то другим, что они как бы «просматривают» свою жизнь в кинотеатре. Деперсонализацию, в подавляющем большинстве случаев, сопровождает дереализация и психическая анестезия. Латинское название — anaesthesia psychica dolorosa. В МКБ-10 обозначается как F48.1 — «Синдром деперсонализации-дереализации», исторически называемый деперсонализацией. Длительная деперсонализация является мучительным состоянием, часто приводящим к суицидам.

Деперсонализация может встречаться как самостоятельный синдром, а также входить в структуру других психопатологических состояний.

У детей до 3 лет деперсонализацию обнаружить не удаётся, а в более старшем возрасте наблюдаются только её рудименты.

У больных шизофренией детей преддошкольного возраста и дошкольного возраста В.М. Башина выделяет несколько вариантов деперсонализации: замену «Я» другим «Я» - начинает называть себя другим именем; игровое перевоплощение, например девочка считает себя мальчиком.

Виды деперсонализации:

Аутопсихическая деперсонализация – носит у детей характер образно-чувственных переживаний. Это проявляется в паталогическом игровом перевоплощении. Дети в дошкольном возрасте надолго перевоплащаются в животных, полностью входят в эту роль, игнорирую реальность, считают, что у них не руки, а лапки, ходят на четвереньках, требуют кормить их травкой, сырым мясом и т.п. В отличие от здоровых детей их очень трудно отвлечь от необычной игры.

Г.Е. Сухарева описала при сенсорной форме энцефалита у ребёнка симптом двойника: ему казалось, что рядом идёт двойник – «я иду и как-будто я рядом иду».

Аллопсихическая деперсонализация у детей старше 10 лет наблюдается в виде пароксизмов «уже виденного» и «никогда не виденного» чаще при эпилепсии и эпилептиформных состояниях. В пубертатном возрасте явления деперсонализации носят типичный характер, происходит переживание чуждости своего «Я», иногда его раздвоение.

return false">ссылка скрыта

При соматопсихической деперсонализации больной испытывает отчуждение собственного тела. У подростков она носит такой же характер, как у взрослых.

Причины Деперсонализации:

Практически всегда (за исключением некоторых видов шизофрении), деперсонализация является защитным механизмом психики при возникновении сильного эмоционального потрясения, в том числе и дебюта тяжёлых психических заболеваний. В экстренных для психики ситуациях, деперсонализация позволяет трезво оценить обстановку, без мешающих анализу эмоций. В таком случае, деперсонализация является нормальной реакцией организма на острый стресс. Патологической же считают длительное, непрекращающееся, мучительное течение деперсонализации.

Лечение:

В основном лечение медикаментозное, которое предполагает сочетание с психотерапевтическими методами.

При всех типах деперсонализации в той, или иной степени показана рациональная психотерапия. Больным дается разъяснение, что имеющиеся у них «странные», «особые», вызывающие чувство страха, или «мучения» состояния «отчуждения» своего «Я», или «бесчувствия» не являются такими непонятными», «беспрецедентными», как это представляется больным. Из хорошо известных больным произведений литературы и других источников приводятся примеры того, как у многих здоровых людей при напряженном самонаблюдении возникают близкие к деперсонализации ощущения неестественности, скованности, чувство, что они наблюдают за собой как бы со стороны, чувство безразличия, апатии, ослабления эмоционального резонанса. Такое разъяснение способствует демистификации нарушения и уменьшению сопровождающего его в ряде случаев страха. Разъяснив больному тесную взаимосвязь феномена отчуждения с процессом рефлексии, делается указание на то, что уменьшение рефлексии, которого можно добиться сознательно, путем направленного переключения внимания на окружающее, уменьшает и делает менее мучительными явления отчуждения. Это разъяснение вызывает у больных мысль о возможности активной психотерапевтической борьбы с имеющимися нарушениями. Проведенная таким образом рациональная психотерапия дает возможность тесно увязать ее с другими методиками - гипнозом и аутогенной тренировкой, а, затем, при необходимости, и со всем комплексом социальной реабилитации.

Применение гипноза и аутогенной тренировки наиболее эффективно при первом типе деперсонализации. Лишь в немногих случаях они оказывают эффект и при других типах деперсонализации. Техника применяемого гипноза имеет су­щественные особенности.

Так, только лишь в немногих случаях острых транзиторных невротических состояний, при первом типе деперсонализации эффективны классические ав­торитарные формулы внушения.

В большинстве же случаев, в особенности при затяжном течении болезни, гипноз применяется в тесном взаимодействии с разъяснительной терапией и его техника претерпевает существенную модификацию. Эта модификация касается как изменения самих формул внушения, так и глубины применяемого гипноза. Внушение становится не авторитарным, а так называемым мотивированным внушением и проводится преимущественно при самых легких стадиях гипноза, обычно в состоянии сонливости. Проводящееся мотивированное внушение непосредственно во время сеанса гипноза включает в себя все основные поло­жения рассмотренной рациональной психотерапии. Больным проводится внушение, что при возникновении беспокоящих явлений они могут легко и свободно переключать внимание на окружающее. Затем внушается, что переключение внимания на окружающее, или какую-либо деятельность умень­шает явления отчуждения, последние становятся все более и более слабыми и не вызывают чувства страха. Аналогично строится и Система аутогенных тренировок. Обычно используется первая стадия аутогенной тренировки. При достижении релаксации и реализации стандартных формул, составляются и включаются в программу те же формулы, которые используются при мотивированном внушении.

Показания для предпочтительного использования гипноза или аутогенной тренировки определяются во многом в зависимости от личностных особенностей человека.