Быстрота. Методика развития быстроты.

Быстрота-это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Способность быстро выполнять движения зависит от многих факторов:

1. подвижность нервных процессов;

2. волевых усилий;

3. силы и эластичности мышц;

4. совершенства спортивной техники.

Понятие быстроты как двигательного качества следует отличать от понятия скорости передвижения. Так, например, одинаковая скорость бега может быть показана бегущему с разной степенью развития быстроты. Можно бежать очень очень частыми шагами, но отстать от бегущего в более медленном темпе, но более длинными шагами.

Быстрота проявляется в трех основных формах:

1. Быстрота двигательной реакции на какой – либо внешний раздражитель;

2. Скорость оценочного движения;

3. Частота движения в единицу времени.

Часто эти формы проявления быстроты комбинируются и выступают в различных сочетаниях. Так, скорость контратакующих действий в боксе зависит от быстроты реакции защитного движения и быстроты атакующего движения; скорость проплыва 25-метровой дистанции зависит от времени реакции на старте, скорости отталкивания в момент старта и темпа гребковых движений и т.п.

В методике воспитания быстроты необходимо учитывать влияние характера и интенсивность раздражителей и отсюда последовательно подбирать упражнения для тренировки данного качества:

- слуховые раздражители - свистки, хлопки и т.п.;

- осязательные – прикосновения, удары;

- зрительные – световые и цветные сигналы.

Ценным средством воспитания быстроты являются спортивные и подвижные игры с мячом, эстафеты.

Различают пять основных методов развития быстроты:

1. Повторный метод, о котором уже говорилось выше. Суть его сводится к выполнению упражнений с околопредельной или максимальной скоростью. Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.). Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 сек. – 5 мин. В зависимости от характера упражнений и состояния спортсмена).

2. Сопряженный метод. Например, выполнение ударного движения при нападающем ударе с отягощением на кисти, перемещения с отягощением и т.п.

3. Метод круговой тренировки. Подбирают упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы.

4. Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.

5. Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования.

Особенно рекомендуется последний – соревновательный метод, который требует значительных волевых усилий. Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений.

Одним из факторов, от которого зависит развитие быстроты, является возраст. Воспитывать быстроту можно с младшего школьного возраста. Наилучшие результаты достигаются в возрасте от 17 до 25 лет.

С психологической точке зрения, проявление быстроты во многом зависит от мотивов, которыми руководствуется занимающийся. Поэтому в тренировочных занятиях должны быть предусмотрены упражнения, выполнение которых интересовало бы занимающихся (соревновательный, игровой методы).