Тема: « История возникновения города Твери »

 

 

Кобалия Светлана Анатольевна

Воспитатель

 

 

г. Тверь

 

Образовательная область:

- познание.

 

Интеграция с другими областями:

- социализация;

- коммуникация;

- здоровье;

- безопасность;

- чтение художественной литературы;

- художественное творчество.

 

Программное содержание:

 

1.Обучающие задачи:

- познакомить детей с историей возникновения родного города;

- объяснить детям, откуда пошло название нашего города;

- активизировать познавательную деятельность.

 

2. Развивающие задачи:

- развивать познавательные способности, логическое мышление, умение анализировать, обобщать и делать выводы;

- побуждать стремление детей выразить свои чувства и впечатления;

- развивать творческие способности.

 

3. Воспитывающие задачи:

- воспитывать патриотические чувства к своей малой родине;

- совершенствовать умение общаться со сверстниками.

 

4. Речевые задачи:

-активизировать словарь: тверичане, железнодорожный, автовокзал, речной вокзал.

 

 

Структура:

Игровая мотивация (организационный момент) – 1 минута;

1 часть – 4 минуты;

2 часть – 15 минут;

3 часть – 5 минут;

Итог: 25 минут.

 

Общее время: 25 минут.

 

Резервное время: 3 минуты.

 

 

Контроль усвоения детьми программного содержания:

 

1 часть – вопрос «Как называют людей, которые живут в Твери?»

2 часть – обоснование ситуации: «Почему первые поселенцы выбрали берега мелкой реки?»

3 часть – просьба поделиться знаниями с друзьями, полученными в ходе путешествия.

 

Организация детей:

 

В процессе образовательной деятельности дети проведут:

1 часть – стоя у экрана;

2 часть – сидя на стульях у макета;

3 часть – стоя у столов.

 

Непосредственно образовательная деятельность проводиться в форме игры-путешествия.

 

Оборудование:

Четыре стола, десять стульев, экран, мультимедийное оборудование, стрелки с указанием маршрута, аудиозапись отрывка песни « Край родной» Е. Гомоновой.

 

Демонстрационный материал:

- слайды с видом города Твери, снега и льда, видами древних животных

- макет с реками;

- фотографии железнодорожного вокзала Твери, автовокзала Твери, речного вокзала Твери;

- фотографии и картинки с видом города Твери.

 

 

Раздаточный материал:

- набор карточек с изображением города Твери;

- магнитные картинки древней Твери, торгового судна и пиратских судов;

- детали для аппликации;

- клей-карандаш для каждого ребёнка.

 

 

Предварительная работа:

 

1. Подбор материалов об истории возникновения и развития нашего города.

2. Создание макета « Я иду в свой детский сад».

3. Создание группе мини-музея родного края.

4. Оформление альбома « Нет в мире краше Родины нашей».

5. Создание детьми творческих рассказов об экскурсиях с родителями по родному городу.

6. Чтение художественной литературы и стихов о родном крае.

7. Прослушивание Гимна Твери.

8. Художественно продуктивная деятельность по теме.

9. Пополнение полочки « Умных книг» и уголка « Читаем сами» литературой о городе Твери.

 

 

Ход игры-путешествия:

 

Звучит музыка песни « Край родной» Е.Гомоновой. Дети стоят у экрана , рядом воспитатель. На экране слайд с видом города Твери. Воспитатель: « Город Тверь – лицо России ! В мире много городов, Но тебя древней, красивей Не найти, ты весь такой!» А.Говрюшин Ребята, мы с сегодня погорим о нашем городе. О нашей любимой Твери. (слайд 1) У нашего города красивое старинное название. Мы с вами – его жители. Кто мы ,если живём в Твери?(слайд 2)   Дети: Тверичане   Воспитатель: Я хочу пригласить вас в путешествие! Мы отправимся в далёкое прошлое нашего города и узнаем, как он возник. Направления путешествия нам покажут указатели. Согласны?   Дети: Да!   Глядя на наш город, трудно представить, что давным-давно, там где мы живём не было ни домов, ни улиц, а пустыня покрытая снегом и льдом. ( слайд 3).   Жили здесь пещерные медведи, мамонты, шерстистые носороги. (слайд 4) Что помогало выжить этим животным в таких суровых условиях?   Дети: Густая длинная шерсть.     Воспитатель: Со временем эти не смогли защитить себя от холода и вымерли. А через миллионы лет началось потепление, снег и лёд стали таять. Что образуется при таянье снега?   Дети: Вода, ручьи, реки, озёра.   Воспитатель: Как называют людей, которые живут в Твери?   Дети: Тверичане.   Воспитатель: Тверичане идём дальше по маршруту.   Воспитатель и дети переходят по указателю к макету рек. Садятся. Воспитатель: Что образовалось на территории нашего города после таянья снега?   Дети: Реки, леса, равнины.   Воспитатель: Вот так и стал выглядеть наш край. Вскоре на территории нашего края появились и люди. Посмотрели - место им понравилось, и решили они здесь поселиться. Как вы думаете, что смогло привлечь сюда людей? Какое место для поселения выбрали первые люди: лес, берега большой реки, равнина, берега маленькой реки?   Дети: Выбирают место на макете и обосновывают выбор, крепят магнитную картинку древней Твери.   Воспитатель: Корректирует выбор и обоснование детей дополнительной информацией: « Раньше, когда не было больших городов, люди селились там, где была вода, которая нужна для питья и приготовления пищи. Вода – это река. Но большая река – большая опасность». В те времена, большие реки, служили дорогами, по ним ходили суда.   Детям предлагается повесить на макете судно.   Но по большим рекам так же могли плыть и разбойники. (дети помещают судна на макет). Так же большая река глубокая, с крутыми берегами, неудобно набирать воду. Какое место для поселения было наиболее удобно?   Дети: Берега маленькой реки. (по необходимости магнитная картинка древней Твери переносится) Воспитатель: Почему люди выбрали берега маленькой реки?     Дети: Удобно набирать воду. Не делают набеги разбойники.   Воспитатель: Как называется большая река у нас в городе?   Дети: Волга.   Воспитатель: Как называется маленькая река в нашем городе, которая впадает в Волгу?   Дети: Тверца.   Воспитатель: Как вы думаете, откуда пошло название нашего города?   Дети: От названия реки Тверца.     Дети и воспитатель переходят по указателю Воспитатель: Наш город рос и сегодня это большой и современный город. (Показ фотографий и картинок с видами города) На каком транспорте туристы могут попасть в наш город?   Дети: Автобус, поезд, теплоход.   Воспитатель: Куда прибывает поезд?   Дети: На железнодорожный вокзал.   Воспитатель: Куда прибывает автобус?   Дети: На автовокзал.   Воспитатель: А куда прибывает теплоход?   Дети: На речной вокзал.   Ответы детей сопровождаются показом фотографий с изображением вокзалов. Дети и воспитатель переходят по указателю Воспитатель: Мы видели, как выглядит наш город сегодня, а каким он будет завтра? Давайте пофантазируем! Ведь будущее нашего города зависит от вас – юных тверичан!   Перед вами основа города и различные детали, которые помогут вам создать город будущего.   Детям предлагается выполнить коллективную работу «Город Тверь в будущем!»   Воспитатель: У вас получился необычный город. Я хотела бы в нём жить.     Воспитатель: Что больше всего вам запомнилось из нашего путешествия? О чём вы хотите рассказать друзьям.   Дети: Ответы.   Воспитатель: На память о сегодняшнем дне, я дарю вам набор открыток и книгу о тверском народном костюме, в которых вы найдёте прекрасные рисунки и рассказы о нашем городе. Сможете узнать много нового.   Привлечение внимания Активизация мышления Активизация словаря Привлечение внимания Привлечение внимания Развитие воображения Опора на знания детей Активизация мышления Опора на личный опыт детей Промежуточный контроль Предупреждение утомляемости Развитие воображения Активизация воображения Создание проблемной ситуации Решение проблемной ситуации Возможность выбора Развитие мелкой моторики руки Активизация мышления Логическая задача Промежуточный контроль Обобщение полученных знаний Опора на знания детей Опора на знания детей Активизация мышления Развитие логического мышления Предупреждение утомляемости Привлечение внимания Опора на знания детей Обогащение словаря Привлечение внимания Предупреждение утомляемости Развитие воображения, установка по позитивному отношению к родному городу. Возможность выбора, развитие мелкой моторики руки, развитие воображения. Оценка деятельности. Контроль знаний. Перспектива дальнейшего изучения сведений о родном городе. Задание на развитие самостоятельной поисковой деятельности.