Самостоятельная подготовка анкеты по выявлению взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни. Опрос 20 человек с описанием выявленных взаимосвязей

Опрос— это метод сбора первичной социологической информации посредством устного и письменного обращения исследователя к опреде­ленной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показа­телей, последующей регистрации и статистической обработки получен­ных ответов, а также их теоретической интерпретации.

Отличительными чертами социологического опроса являются:

- большое количество опрошенных, на высказанном мнении которых
формулируются выводы и ощхделяются социальные типы личности;

- достоверность и объективность, достигаемые усредненным мнением
опрошенных;

- цель опроса — с помощью исследования установить научный факт.

В социологии Анкетный опрос— это самостоятельно заполняемый (в письменной форме} опрашиваемыми опросный лист по указанным в анкете правилам.

Он основывается на высказываниях респондентов и проводится с це­лью выявления тончайших нюансов в их мнениях.

Логическая структура анкеты. Анкета — это определенным об­разом структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с целью, задачами и гипотезами исследования. Каждая анкета имеет следующую типовую структурную композицию.

1. Вводную часть, которая ориентирована на создание условий добро­желательного расположения к респонденту, его мотивацию и стимулирование на участие в социологическом опросе. В ней обязательно
поясняется, кто проводит исследование, его цели, порядок использования результатов; подчеркивается важность и значимость лично­го участия респондента в опросе, его откровенности и правдивости; даются гарантии анонимности опроса; формулируются правила за­полнения анкеты, порядок ее возврата.

2. Основную часть, которая представлена последовательностью вопро­сов, раскрывающих содержание проблемной ситуации объектно-предметной области социологического исследования. Структурно она должна быть представлена следующими тремя блоками:

1) введение респондента в социальную проблему исследования. Он со­держит подготовительные вопросы, ориентированные на разви­тие интереса и расположения респондента к сотрудничеству, а также постепенное вовлечение его в работу, то есть ответы на вопросы. В нем присутствуют:

• вопросы для получения фактической, событийной информации, индифферентной для респондента;

• несложные вопросы общего характера, за исключением вопро­сов на изучение социально-демографической характеристики личности респондента, то есть так называемой паспортички;

2) базовые суждения, мнение респондента о социальной проблеме.
Он содержит вопросы, ориентированные на сбор социологической информации по теме исследования, а именно в нем содержатся:

• вопросы для выяснения личных оценок, оценочных суждений
респондентов о социальных явлениях и процессах, описываю­щих объект и предмет исследования;

• вопросы относительно мотивов поступков, линии социального поведения респондентов;

вопросы острого характера, а также престижные, интимные для
респондентов (формулируются, как правило, в конце блока);

3)оценка искренности респондента при участии в исследовании. В него входят контрольные и проверочные вопросы для уточне­ния и углубления ранее полученной социологической информа­ции от респондента. Это, прежде всего:

- закрытые несложные вопросы, завершающие проблематику ис­следования;

- несложные открытые вопросы общего характера в рамках функционирования объекта;

- контрольные вопросы по тематике исследования.

3. Заключительную часть, которая позволяет установить социальный статус и тип личности респондента, его социально-демографические характеристики. В ней раскрывается социальная структура лично­сти посредством краткости и лаконичности вопросов:

- о демографических особенностях респондента;

- о статусно-ролевом положении опрашиваемого;

- о нравственно-психологическом компоненте личности;

- о социальном опыте индивида.

При составлении анкеты исследовательской группой всегда учитыва­ются следующие аспекты взаимодействия с респондентами:

1) стратегический, в рамках которого выделяют основные фазы социологического опроса, а именно:

- адаптацию респондента к участию в опросе;

- достижение в опросе поставленной цели;

- снятие напряжения у респондента после ответов на вопросы анкеты;

2) тактический, ориентирующий исследователя на то, чтобы вопросы
и ответы на них были сформулированы таким образом, чтобы опрашиваемый:

- воспринял информацию, содержащуюся в вопросе и ответах;

- правильно понял их;

- смог вспомнить, если это потребуется, о событиях прошлого;

- выбрал адекватный ответ или сформулировал свой ответ, соответ­
ствующий его мнению или фактическому положению дел;

- смог правильно выразить выбранный ответ в словах.