Самостоятельная подготовка анкеты по выявлению взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни. Опрос 20 человек с описанием выявленных взаимосвязей
Опрос— это метод сбора первичной социологической информации посредством устного и письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации.
Отличительными чертами социологического опроса являются:
- большое количество опрошенных, на высказанном мнении которых
формулируются выводы и ощхделяются социальные типы личности;
- достоверность и объективность, достигаемые усредненным мнением
опрошенных;
- цель опроса — с помощью исследования установить научный факт.
В социологии Анкетный опрос— это самостоятельно заполняемый (в письменной форме} опрашиваемыми опросный лист по указанным в анкете правилам.
Он основывается на высказываниях респондентов и проводится с целью выявления тончайших нюансов в их мнениях.
Логическая структура анкеты. Анкета — это определенным образом структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с целью, задачами и гипотезами исследования. Каждая анкета имеет следующую типовую структурную композицию.
1. Вводную часть, которая ориентирована на создание условий доброжелательного расположения к респонденту, его мотивацию и стимулирование на участие в социологическом опросе. В ней обязательно
поясняется, кто проводит исследование, его цели, порядок использования результатов; подчеркивается важность и значимость личного участия респондента в опросе, его откровенности и правдивости; даются гарантии анонимности опроса; формулируются правила заполнения анкеты, порядок ее возврата.
2. Основную часть, которая представлена последовательностью вопросов, раскрывающих содержание проблемной ситуации объектно-предметной области социологического исследования. Структурно она должна быть представлена следующими тремя блоками:
1) введение респондента в социальную проблему исследования. Он содержит подготовительные вопросы, ориентированные на развитие интереса и расположения респондента к сотрудничеству, а также постепенное вовлечение его в работу, то есть ответы на вопросы. В нем присутствуют:
• вопросы для получения фактической, событийной информации, индифферентной для респондента;
• несложные вопросы общего характера, за исключением вопросов на изучение социально-демографической характеристики личности респондента, то есть так называемой паспортички;
2) базовые суждения, мнение респондента о социальной проблеме.
Он содержит вопросы, ориентированные на сбор социологической информации по теме исследования, а именно в нем содержатся:
• вопросы для выяснения личных оценок, оценочных суждений
респондентов о социальных явлениях и процессах, описывающих объект и предмет исследования;
• вопросы относительно мотивов поступков, линии социального поведения респондентов;
вопросы острого характера, а также престижные, интимные для
респондентов (формулируются, как правило, в конце блока);
3)оценка искренности респондента при участии в исследовании. В него входят контрольные и проверочные вопросы для уточнения и углубления ранее полученной социологической информации от респондента. Это, прежде всего:
- закрытые несложные вопросы, завершающие проблематику исследования;
- несложные открытые вопросы общего характера в рамках функционирования объекта;
- контрольные вопросы по тематике исследования.
3. Заключительную часть, которая позволяет установить социальный статус и тип личности респондента, его социально-демографические характеристики. В ней раскрывается социальная структура личности посредством краткости и лаконичности вопросов:
- о демографических особенностях респондента;
- о статусно-ролевом положении опрашиваемого;
- о нравственно-психологическом компоненте личности;
- о социальном опыте индивида.
При составлении анкеты исследовательской группой всегда учитываются следующие аспекты взаимодействия с респондентами:
1) стратегический, в рамках которого выделяют основные фазы социологического опроса, а именно:
- адаптацию респондента к участию в опросе;
- достижение в опросе поставленной цели;
- снятие напряжения у респондента после ответов на вопросы анкеты;
2) тактический, ориентирующий исследователя на то, чтобы вопросы
и ответы на них были сформулированы таким образом, чтобы опрашиваемый:
- воспринял информацию, содержащуюся в вопросе и ответах;
- правильно понял их;
- смог вспомнить, если это потребуется, о событиях прошлого;
- выбрал адекватный ответ или сформулировал свой ответ, соответ
ствующий его мнению или фактическому положению дел;
- смог правильно выразить выбранный ответ в словах.