Средства графического изображения

 

Графика (гр. graphike, от grapho – пишу, черчу, рисую) определяется как искусство, в основе которого лежит линия, или искусство черного и белого. В настоящее время графика понимается как искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами. При этом допускает применение цветных пятен. Различными сочетаниями выразительных графических средств могут быть переданы объемно-пластические и пространственные свойства объектов, характеристика среды и т.д.

Проектная графика занимает особое место в художественном творчестве. Ее предметной сферой является процесс создание проекта (от лат. projectus – "устремленный вперед") – прообраза предполагаемого объекта. Изображение проектируемых предметов появляются во времена Возрождения. Рисунки, эскизные наброски различных машин и приспособлений, оставленные Леонардо да Винчи вполне можно назвать проектами в истинном смысле этого слова. Универсальным проектировщиком был великий мастер немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер. Сохранились его проекты ювелирных украшений, фонтанов, мебели, карет.

В период классицизма кроме замечательных перспектив, художественный характер приобрели и ортогональные проекции. Рельефная моделировка архитектурных объемов, четкое распределение и дифференциация пространственных планов дополнились подробным пейзажем. Совершенно новые веяния, как в проектирование, так и в способе передачи проектной мысли внес период конструктивизма. К этому времени относится и начало художественного конструирования в Западной Европе и в Российской Федерации. Распространенной стала аксонометрия (метод изображения объема в пространстве), дающая объективную информацию о внешней форме предмета. Графика отличалась контрастами белого и черного, подчеркиванием плоскостей, затемнением их краев и сильными рефлексами. В разное время разные художники использовали приемы графического изображения, которые также применяются в современной проектной графике. Например, в работах Леонардо да Винчи или Альбрехта Дюрера главным выразительным средством графического приема являются схематизация, выявление композиционно-конструктивной основы, принцип обобщенной формы. Итальянский художник XVI века Л. Камбьязо для решения пространственного положения фигур использует прием упрощения сложных форм до простых геометрических объемов. У В. Татлина динамика кубистических форм достигается композиционной трансформацией объекта.

Графическая форма представления информации в силу своей универсальности понятна и инженерам, и архитекторам, и художникам. Средством выражения проектных идей и передачи информации о существе проекта является проектная графика. Именно проектная графика со всеми присущими ей средствами выражения стала языком проектирования. Графический язык строится по своим правилам и законам, он использует свои методы и приемы. Язык графики воспринимается зрительно, поэтому его называют визуальным языком.

Основная функция проектного действия, связанная с постановкой и решением проектных задач, конструктивная. Проектное действие отодвигает изобразительную функцию на второй план, подчиняя ее функции конструктивной. Графическое изображение при этом является средством оперативного и мобильного проектного поиска. Как только появляется изображение, он становится основой для продуцирования следующих идей. Каждому этапу проектирования соответствует своя форма и стиль графического языка.

Любое изображение не является точной копией объекта, заимствованного из окружающей действительности. Изображение конструируется с помощью средств изображения – точки, линии, тона и цвета. Соразмерными с точкой изобразительными элементами являются буквы и цифры. Применение линии, тона и цвета зависит от задач изображения, для выполнения которых исполняется тот или иной вид проектной графики. Таким образом, возникает необходимость понимания специфических задач различных видов проектной графики, каждый из которых имеет свои особенности, отвечает тем или иным целевым установкам профессиональной или в непрофессиональной деятельности.