Структура и содержание методологического раздела программы социологического исследования
I.Основная идея данного раздела заключается в раскрытии теоретико-методологических основ концепции социологического исследования социального объекта. В содержательном плане он представлен последовательным описанием объектно-предметной области исследования, а его структура включает в себя следующиеосновные компоненты:
Проблема социологического исследования.Социологическое исследование по своей сущности носит проблемно-поисковый характер, который отражается в поиске проблемной ситуации, то есть противоречий между знанием о потребностях людей в каких-либо социальных действиях и незнанием путей и средств удовлетворения этих потребностей, способов реализации этих необходимых действий. Постановка проблемы в программе является начальным звеном любого социологического исследования, так как сама проблема — это и социальная задача, которая нуждается в непосредственном решении, и социальный заказ, который должен исполнить исследователь.
Формулировка проблемы. Чтобы исключить искажения сущности проблемы, при ее постановке и обосновании следует строго руководствоваться общими логическими правилами:
1) проблема должна отражать создавшуюся социальную ситуацию, в ней должно выражаться реальное противоречие, порождающее ее;
2) проблема должна быть актуальной, требующей своевременного решения;
3) проблема должна быть соразмерной возможностям
и потенциалу исследовательского проекта;
4) проблема должна формулироваться в виде ясных вопросов или установок, а по форме быть лаконичной и четкой.
Сущность проблемы обязательно должна быть отражена в названии темы исследования, а грамотная интерпретация проблемы определяет качество всей программы и конечные результаты исследования.
Степень научной разработки проблемы исследования.Выполненный предварительный анализ проблемной ситуации должен помочь определится с характером социальной проблемы, ее типичностью для других социальных субъектов, что, несомненно, могло быть объектом идентичного научного изучения. При анализе степени изученности проблемы следует обратить внимание:
1) на теоретическое обоснование объекта: наличие отраслевой или
специальной социологической теории, описывающей и объясняющей функционирование и развитие объекта; наличие общих и частных теорий, теорий в рамках других научных дисциплин об объекте изучения;
2) на научные труды в контексте изучения объекта: монографии,статьи;
3) на научно-исследовательские труды: диссертационные исследования, научно-исследовательские работы, дипломные проекты и др.;
4) на подходы к изучению объекта: общенаучные, частнонаучные
(дисциплинарные);
5) на историческое и социальное время: время функционирования и развития социальной проблемы, время изучения социальной проблемы;
6) на географическое местонахождение исследовательской группы: зарубежные исследователи, отечественные исследователи.
Опора на теоретический и прикладной опыт выполненных ранее научно-исследовательских трудов существенно повышает качественный уровень социологического анализа социальной проблемы, характерной для объекта исследования.
Объект и предмет исследования.В социологической литературе под объектом исследования понимается определенная социальная реальность (совокупность явлений, процессов или определенная сфера социальной действительности, выступающие в качестве факторов проблемной ситуации), которую образует деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется.
Объект исследования имеет своего носителя, то есть индивида (или группы индивидов) у которого вследствие функционирования и развития обозначилось наличие конкретной социальной проблемы или группы проблем.
Предмет исследования — зто свойства, стороны, отношения и процессы социальной реальности, то есть характеристики объекта, подлежащие непосредственному социологическому изучению в данном исследовании. Определение предмета исследования: • ориентируется на совокупность переменных и связей между ними, которые актуализируют и отражают центральный вопрос проблемы;
Цель и задачи исследования.Содержание социальной проблемы, выявленной при функционировании и развитии объекта исследования, сформулированной в объекте и предмете, обусловливает стратегию конкретного социологического исследования, его направленность (теоретическую или прикладную), которые фиксируются в виде цели и задач.
Цель — это рабочие и исходные представления о планируемом результате по итогам исследовательской деятельности.
Задачи исследования — это содержательно-организационная детализация поставленных целей. Они определяются в соответствии с целью и формулируются на ее основе с учетом особенностей выдвигаемых гипотез. К числу типичных задач, решаемых в исследовании, относят:
1) задачи описания социальных объектов, процессов, явлений, институтов, отношений и других сторон социальной жизнедеятельности;
2) задачи поиска причинно-следственных связей, в случае необходимости выяснения условий и факторов, порождающих, усиливающих или ослабляющих изучаемое социальное явление в целях управления им;
3) задачи оптимизации социальных процессов, в результате выполнения которых каждое их решение должно быть наилучшим в данных социальных условиях, наиболее удачно примиряющим взаимоисключающие интересы, тенденции, причины;
4) задачи принятия управленческих решений на основе анализа различных альтернатив, вариантов в рамках разработанных методов принятия решения, математических методов, а также метода моделирования;
5) задачи прогнозирования социальных процессов, позволяющие выявить их тенденции посредством научного предвидения.
В любом социологическом исследовании задачи условно разделяют по степени важности на основные и дополнительные.
Гипотезы исследования. Заключительной операцией при разработке методологической части программы социологического исследования является формулирование гипотез в качестве обоснованных предложений о сущности, структуре и особенностях изучаемой объектно-предметной области. В качестве научных положений гипотезы должны удовлетворять условию принципиальной проверяемости, означающему, что они обладают свойствами фальсифицируемое™ (опровержения) и верифицируемое™ (подтверждения). Гипотеза — это обоснованное научное предположение о сущности, структуре и содержании социального объекта, характере и типе связей между социальными явлениями и процессами, обеспечивающими его функционирование, факторах, обусловливающих их, а также возможных подходах к решению социальных проблем, актуализированных в исследовании.
Источником гипотез выступают новые научные факты, в которых предметная область включается в научно-практическое исследование, когда для объяснения новых фактов, с одной стороны, недостаточно имеющихся теоретических знаний, а с другой стороны, непригодны общие имеющиеся знания.
Основными требованиями к процедуре .выдвижения и проверки гипотез выступают следующие.
1. Соответствие исходным теоретико-методологическим принципам.
2. Обеспечение теоретической надежности, а именно преемственность с предыдущими научными положениями, выводами, истинность которых подтверждена научно установленными фактами.
3. Логическая согласованность с проблемой, целью, задачами и особенностями объекта исследования.
4. Обязательность предварительного уточнения основного и ключевых (центральных) понятий на уровне теоретической интерпретации.
5. Взаимосвязанность с основными положениями, заключенными в предварительном описании предмета исследования.
6. Оптимальность содержания, то есть не должны быть громоздкими и в то же время не должны включать в себя слишком много ограничений.
7. Конструктивность, то есть они, с одной стороны, не должны быть тривиальными, когда доказательство или опровержение ничего не дает науке и практике, а с другой стороны, должны выходить за рамки обыденною сознания.
8. Эмпирическая проверяемость (верификация) с помощью инструментария социологического исследования.
9. Правильность и надежность проверки гипотез.
10. Репрезентативность, валидность, надежность данных, с помощью которых осуществляется проверка гипотез.
В ходе социологических прикладных (конкретных) исследований, как правило, выдвигаются не одна, а несколько гипотез. Их число обусловлено и взаимосвязано:
- с целями исследования, которых должно быть одна или две, в исключительных случаях — три, но не более; задачами, решаемыми в исследовании, число которых 2-3 (в исключительных случаях 7-5, но не более) при определении алгоритма достижения цели.