Структура и содержание методологического раздела программы социологического исследования

I.Основная идея данного раздела заключается в раскрытии теоретико-методологических основ концепции социологического исследования со­циального объекта. В содержательном плане он представлен последова­тельным описанием объектно-предметной области исследования, а его структура включает в себя следующиеосновные компоненты:

Проблема социологического исследования.Социологическое иссле­дование по своей сущности носит проблемно-поисковый характер, который отражается в поиске проблемной ситуации, то есть противо­речий между знанием о потребностях людей в каких-либо социаль­ных действиях и незнанием путей и средств удовлетворения этих по­требностей, способов реализации этих необходимых действий. Постановка проблемы в программе является начальным звеном лю­бого социологического исследования, так как сама проблема — это и социальная задача, которая нуждается в непосредственном реше­нии, и социальный заказ, который должен исполнить исследователь.

Формулировка проблемы. Чтобы исклю­чить искажения сущности проблемы, при ее постановке и обосновании следует строго руководствоваться общими логическими правилами:

1) проблема должна отражать создавшуюся социальную ситуацию, в ней должно выражаться реальное противоречие, по­рождающее ее;

2) проблема должна быть актуальной, требующей свое­временного решения;

3) проблема должна быть соразмерной возможностям
и потенциалу исследовательского проекта;

4) проблема должна формулироваться в виде ясных вопросов или установок, а по форме быть лаконичной и четкой.

Сущность проблемы обязательно долж­на быть отражена в названии темы исследования, а грамотная интер­претация проблемы определяет качество всей программы и конечные результаты исследования.

Степень научной разработки проблемы исследования.Выполненный предварительный анализ проблемной ситуации должен помочь определится с характером социальной проблемы, ее типичностью для других социальных субъектов, что, несомненно, могло быть объ­ектом идентичного научного изучения. При анализе степени изученности проблемы следует обратить внимание:

1) на теоретическое обоснование объекта: наличие отраслевой или
специальной социологической теории, описывающей и объясняющей функционирование и развитие объекта; наличие общих и частных теорий, теорий в рамках других научных дисциплин об объекте изучения;

2) на научные труды в контексте изучения объекта: монографии,статьи;

3) на научно-исследовательские труды: диссертационные исследования, научно-исследовательские работы, дипломные проекты и др.;

4) на подходы к изучению объекта: общенаучные, частнонаучные
(дисциплинарные);

5) на историческое и социальное время: время функционирования и раз­вития социальной проблемы, время изучения социальной проблемы;

6) на географическое местонахождение исследовательской группы: зарубежные исследователи, отечественные исследователи.

Опора на теоретический и прикладной опыт выполненных ранее на­учно-исследовательских трудов существенно повышает качествен­ный уровень социологического анализа социальной проблемы, ха­рактерной для объекта исследования.

Объект и предмет исследования.В социологической литературе под объектом исследования понимается определенная соци­альная реальность (совокупность явлений, процессов или определенная сфера социальной действительности, выступающие в качест­ве факторов проблемной ситуации), которую образует деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется.

Объект исследования имеет своего носителя, то есть индивида (или группы индивидов) у которого вследствие функционирования и развития обозначилось наличие конкретной социальной проблемы или группы проблем.

Предмет исследования — зто свойства, стороны, отношения и про­цессы социальной реальности, то есть характеристики объекта, под­лежащие непосредственному социологическому изучению в данном исследовании. Определение предмета исследования: • ориентируется на совокупность переменных и связей между ними, которые актуализируют и отражают центральный вопрос проблемы;

Цель и задачи исследования.Содержание социальной проблемы, выявленной при функционировании и развитии объекта исследова­ния, сформулированной в объекте и предмете, обусловливает стра­тегию конкретного социологического исследования, его направ­ленность (теоретическую или прикладную), которые фиксируются в виде цели и задач.

Цель — это рабочие и исходные представления о планируемом ре­зультате по итогам исследовательской деятельности.

Задачи исследования — это содержательно-организационная детализа­ция поставленных целей. Они определяются в соответствии с целью и формулируются на ее основе с учетом особенностей выдвигаемых гипотез. К числу типичных задач, решаемых в исследовании, относят:

1) задачи описания социальных объектов, процессов, явлений, инсти­тутов, отношений и других сторон социальной жизнедеятельности;

2) задачи поиска причинно-следственных связей, в случае необходимости выяснения условий и факторов, порождающих, усиливающих или ослабляющих изучаемое социальное явление в целях управления им;

3) задачи оптимизации социальных процессов, в результате выпол­нения которых каждое их решение должно быть наилучшим в дан­ных социальных условиях, наиболее удачно примиряющим взаимоисключающие интересы, тенденции, причины;

4) задачи принятия управленческих решений на основе анализа раз­личных альтернатив, вариантов в рамках разработанных методов принятия решения, математических методов, а также метода мо­делирования;

5) задачи прогнозирования социальных процессов, позволяющие выявить их тенденции посредством научного предвидения.

В любом социологическом исследовании задачи условно разделяют по степени важности на основные и дополнительные.

Гипотезы исследования. Заключительной операцией при разработ­ке методологической части программы социологического исследо­вания является формулирование гипотез в качестве обоснованных предложений о сущности, структуре и особенностях изучаемой объ­ектно-предметной области. В качестве научных положений гипоте­зы должны удовлетворять условию принципиальной проверяемо­сти, означающему, что они обладают свойствами фальсифицируемое™ (опровержения) и верифицируемое™ (подтверждения). Гипотеза — это обоснованное научное предположение о сущности, структуре и содержании социального объекта, характере и типе свя­зей между социальными явлениями и процессами, обеспечивающи­ми его функционирование, факторах, обусловливающих их, а также возможных подходах к решению социальных проблем, актуализиро­ванных в исследовании.

Источником гипотез выступают новые научные факты, в которых предметная область включается в научно-практическое исследова­ние, когда для объяснения новых фактов, с одной стороны, недоста­точно имеющихся теоретических знаний, а с другой стороны, непри­годны общие имеющиеся знания.

Основными требованиями к процедуре .выдвижения и проверки ги­потез выступают следующие.

1. Соответствие исходным теоретико-методологическим принципам.

2. Обеспечение теоретической надежности, а именно преемственность с предыдущими научными положениями, выводами, истинность которых подтверждена научно установленными фактами.

3. Логическая согласованность с проблемой, целью, задачами и особен­ностями объекта исследования.

4. Обязательность предварительного уточнения основного и ключевых (центральных) понятий на уровне теоретической интерпретации.

5. Взаимосвязанность с основными положениями, заключенными в пред­варительном описании предмета исследования.

6. Оптимальность содержания, то есть не должны быть громоздкими и в то же время не должны включать в себя слишком много ограничений.

7. Конструктивность, то есть они, с одной стороны, не должны быть тривиальными, когда доказательство или опровержение ничего не дает науке и практике, а с другой стороны, должны выходить за рамки обы­денною сознания.

8. Эмпирическая проверяемость (верификация) с помощью инструмен­тария социологического исследования.

9. Правильность и надежность проверки гипотез.

10. Репрезентативность, валидность, надежность данных, с помощью ко­торых осуществляется проверка гипотез.

В ходе социологических прикладных (конкретных) исследований, как правило, выдвигаются не одна, а несколько гипотез. Их число обусловлено и взаимосвязано:

- с целями исследования, которых должно быть одна или две, в исклю­чительных случаях — три, но не более; задачами, решаемыми в исследовании, число которых 2-3 (в исключительных случаях 7-5, но не более) при определении алгоритма до­стижения цели.