Тема II. Литературное развитие читателя-школьника

Возрастные особенности и этапы литературного развития школьников. Формирование активной личности учащихся в процессе изучения литературы.

Современная наука о читательской деятельности. Чтение как труд и творчество. Сущность и структура читательской деятельности. Изучение и совершенствование читательских интересов и способностей школьников. Проблема критериев литературного развития в психологии и методике преподавания литературы (Н.Д. Молдавская, Л.Г. Жабицкая, Е.В. Квятковский, В.Г. Маранцман).

Основные критерии литературного развития. Начитанность школьника, направленность его читательских интересов, круг литературных явлений, значимых для ученика и активность их оценки. Уровни разных сторон читательского восприятия: эмоциональная отзывчивость, активность воображения, осмысление содержания и художественной формы произведения. Умения, связанные с анализом литературного произведения. Умения, связанные с литературно-творческой деятельностью.

Начальные этапы читательского развития детей (I-IV классы). Особенности слушания и чтения литературного произведения в дошкольном и раннем школьном возрасте. Формирование читательских способностей и умений в начальных классах.

«Наивный реализм» как характерный для учеников V-VII классов способ восприятия литературы, слияние в сознании читателя искусства и действительности, сочетание эмоциональной целостности и логической фрагментарности в непосредственном читательском восприятии, трудности восприятия художественной формы.

VIII-IX классы – наполнение литературного текста собственными эстетическими проблемами, переакцентировка смысла произведения в сознании читателя, интенсивное развитие читательского воображения.

Х-XI классы – период осознания исторических и эстетических связей искусства и жизни, концепционность читательского восприятия и ослабление способности конкретизации литературных образов.

Изменение конкретных задач обучения в каждый возрастной период развития читателя-школьника.