Эталоны ответов к ситуационным задачам

Ответ на ситуационную задачу 1:

1. для качественного исследования подходят свободное глубинное интервью, анкета открытого типа, включенное наблюдение.

2. для количественного исследования существенное значение имеет репрезентативность выборки (т.е. части исследуемой совокупности людей, непосредственно принимающих участие в опросе в качестве объекта-носителя информации), для качественного исследования возможно небольшое количество исследуемых, но каждая единица анализа изучается всесторонне и глубоко.

 

 

Ответ на ситуационную задачу 2:

1. для исследования следуемого индуктивной логике частные данные служат основой для более общих выводов.

2. в социологическом исследовании могут быть использованы анализ, синтез, эксперимент, экстраполяция.

 

 

Ответ на ситуационную задачу 3:

1. для включенного наблюдения характерно участие социолога в том процессе или явлении, которое он наблюдает.

2. существуют следующие разновидности наблюдения: включенное, внешнее.

 

 

Ответ на ситуационную задачу 4:

 

1. Социальное моделирование связано с изучением социального объекта не в его натуральном, естественном виде, а в форме функциональных, структурных или атрибутивных моделей. Модель – это эвристический заменитель натуры. Как правило, при социальном моделировании используется ЭВМ, информационно-математические модели объекта.

2. Применяется для изучения масштабных явлений и процессов (миграция, рождаемость, продолжительность жизни), либо если объект изучения труднодоступен для изучения, либо находится в будущем (тенденции развития российского общества в 2020 году).

 

 

Ответ на ситуационную задачу 5:

1. Позитивизм исследования полностью базируются на данных науки, на социальных фактах, а не на воображении или догадках; социология понимается как практическая наука, как совокупность наблюдений над фактами общественной жизни и их описание.

2. Огюст Конт.

 

Ответ на ситуационную задачу 6:

1. общество - живой развивающийся организм развивающийся по законам социальной эволюции. Общество – аналог организма: земледелие и промышленность – это «пищеварение», торговля – «кровообращение», армия – «кожа».

2. Герберт Спенсер.

 

 

Ответ на ситуационную задачу 7:

1. Социальные лифты или каналы социальной мобильности

2. Скорость, объем социальной мобильности

 

Ответ на ситуационную задачу 8.

1. Ценностнорациональное (возможно аффективное).

2. Ценностнорациональное, аффективное, целерациональное, традиционное.

 

 

Ответ на ситуационную задачу 9:

1. Конкуренция.

2. Сговор по вопросу поднятия цен на продукцию, отсутствие конкуренции, возможно падение качества товара.

 

 

Ответ на ситуационную задачу 10:

1. Теория обмена (Джордж Хоуманс, 1973)

2. Суть теории: воздействие вознагражденийи затрат на поведение людей. По мнению Д. Хоуманса, «социальное поведение представляет собой обмен деятель­ностью, осязаемый или неосязаемый, приводящий к большему или мень­шему-вознаграждению и издержкам, в котором участвуют, по край­ней мере, два человека». Для успешного взаимодействия люди должны придерживаться единых «правил игры» (по выражению Д. Хоуманса), или постулатов:

Постулат успеха: чем чаще какое-либо действие приводит к вознаг­раждению, тем более вероятно, что человек вновь поступит так же: Большим стимули­рующим действием обладают не регулярные, а спорадические вознаг­раждения (как в азартных играх). Они заставляют человека вновь повто­рять успешное действие;

Постулат ценности: чем большую ценность представляет для чело­века результат его действия, тем выше вероятность того, что он совершит это действие. Если нам важно одобрение конкретного человека, мы бу­дем прилагать все усилия для того, чтобы его получить;

Постулат насыщения—пресыщения чем чаще в недавнем прошлом человек получал определенные вознаграждения, тем меньшую ценность будет для него представлять каждое последующее вознаграждение;

Постулат рациональности: между альтернативными действиями человек изберет то, которое одновременно обладает высокой ценностью и наиболее легко достижимо;

 

 

Ответ на ситуационную задачу 11:

1. Социология призвана научить студентов социологической грамотности, которая является необходимым условием социально-личностной компетентности врача, а знание закономерностей функционирования и развития социальной системы необходимо для формирования активной жизненной позиции студента в решении социальных проблем, неизбежных для любого развивающегося общества. Для специалиста важно Понимать общество как социальную реальность и целостную саморегулирующуюся систему; значимо научить саморазвитию лидерских качеств и функциональной ответственности; компетентному политическому функционированию, пониманию сущности демократии и гражданского общества.

2. Объект социологии – общество. Предмет социологии – закономерности развития общества.

Предмет науки – модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением, детерминируемая, с одной стороны, объектом науки, с другой – условиями исследования: научными и практическими целями, научными знаниями и методами. Он отражает специфику соответствующей науки. Предмет социологии – это совокупность основных понятий и проблем, при помощи которых описывается социальная реальность, и которые выступают темами эмпирических исследований. В качестве объекта науки всегда выступает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Предмет исследования – те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению.

 

Ответ на ситуационную задачу 12:

1. Социолог: как изменится социальное взаимодействие в семье

2. Как проведут себя члены этой семьи, и других семей в подобной ситуации

3. Что чувствуют члены семьи: печаль, тревогу, ответственность, каково эмоциональное состояние бабушки.

4. Диагноз болезни, симптомы, ход лечения, история болезни бабушки

 

Ответ на ситуационную задачу 13.

1. Восходящая межпоколенная мобильность

2. Восходящая внутрипоколенная мобильность

3. Горизонтальная мобильность

 

 

Ответ на ситуационную задачу 14:

 

1. Людям в публичной сфере важно поддерживать свой имидж, хорошо выглядеть, «управлять своими впечатлением», производимым на окружающих.

2. Ролевая теория И.Гоффмана: Теория взаимодействия, сформулированная Ирвином Гоффманом,иногда назы­ваемая драматургическим подходом, трактует социальные ситуации как драмы в ми­ниатюре, по ходу действия которых люди стремятся создать определенные впечатле­ния (И.Гоффман ввел термин "управление впечатлением").

 

 

Ответ на ситуационную задачу 16:

1. Ч. Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих взаимодействий люди создают образ своего Я, которые воспринимают другие люди. Концепция Ч. Кули была названа теория «Зеркального Я» и основывается на трех посылках. Как, по нашему мнению, нас воспринимают другие. Как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят. Как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию.

 

2. Смотря на реакцию другого человека на нас как в зеркало, мы можем определить, что не так в нашем поведении. Если мы не видим никакой реакции на себя, нам сложно о себе судить и выстраивать межличностные отношения.

 

Ответ на ситуационную задачу 17:

1. Ценностнорациональное

2. Традиционное (возможно ценностнорациональное

3. Традиционное

4. Целерациональное

 

Ответ на ситуационную задачу 18:

1. Внутриличностный – молодой врач, морально не готов к сложной операции, межличностный – врач и пациент, межгрупповой. – группа врачей и администрация больницы

 

2. Компромисс, сотрудничество, посредничество (третейство), избегание

 

 

Ответ на ситуационную задачу 19:

1. Конфликт в стадии инцидента, врач избегает решения, пациент демострирует тратегию соперничества

2. Врачу необходимо обратиться за помощью к глав врачу, пациент должен подписать документ об отказе от гимнастики.

3. Пациент не выполняет указания врача, его претензии необоснованы, врач ошибочно избегает пациента.

 

 

Ответ на ситуационную задачу 20

1. теория стигматизации

2. неблаговидные факты биографии индивида, какие либо необычные внешние данные либо инвалидность, особенности поведения формируют ярлык ненормальности в глазах окружающих.

 

 

Ответ на ситуационную задачу 21

1. Да, согласен (на)

2. выход из длительного тюремного заключения, излечение после комы, амнезии, возвращение с общество после пребывания в дикой природе без присутствия людей.

 

Ответ на ситуационную задачу 22.

1. Взрослый реализует стратегию ритуализма, подросток – стратегию эскапизма

2. Теория девиации Мертона

 

Ответ на ситуационную задачу 23

1. С течением времени критерии оценки девиантных поступков меняются

2. В современном обществе растет индивидуализация, социальный контроль поведения ослабевает, что способствует девиации.

 

Ответ на ситуационную задачу 24

1. Синие воротнички – рабочие, белые воротнички – менеджеры.

2. рабочие занимают верхнюю страту в нижнем классе, менеджеры – нижнюю в среднем классе, однако в России данное распределение уже не применимо.

 

 

Ответ на ситуационную задачу 25

1. Социальная реабилитация выполняет функцию реинтеграции бывшего военного в общество.

2. Вид реабилитации зависит от вида затруднений, которые испытывает военный. Посттравматический синдром требует психологической реабилитации, трудности с обретением гражданской профессии запрашивает профессиональную реабилитацию и т.д.