ГЛАВА 316

(11635—11654)

Яджнавалкья сказал:

1. Превосходнейший из людей, эти три гуны основы природы (прадханы)

Всегда неизбывны для всего преходящего мира.

2. (Через них) непроявленный, безобразный владыка

Стократно, тысячекратно, сто-тысячно-стотысячекратно,

3. Миллионнократно сам -себя делает преходящим.

Высшее состояние (саттвы) — ясность; среднее (раджаса) — страстность;

4. Низшее состояние (тамаса) — омраченность;

размышляющие о внутреннем атмане так утверждают.

Высшего пути здесь можно достигнуть только чистым (делом);

5. Человеческого пути — чистыми и злыми (делами),

а беззаконьем — низшего (пути); этих трёх (гун): тамаса, раджаса, саттвы —

6. Противоречия и сочетанья узнай от меня досконально.

Из ясности (саттвы) появляется страстность (раджас),

из раджаса — затемнение (тамас),

7. Из тамаса — саттва, а затем непроявленное из саттвы\.

Непроявленный\, приобщённый ясности (саттве), мира богов достигает.

8. Причастный страсти. (раджасу) достигает человеческого (мира);

А причастный обоим — страсти и мраку — рождается в звериных лонах.

9. Причастный ясности, страсти, мраку (из звериного)

состоянья человеческого достигает.

(Удел) отрешившегося от добра и зла есть состояние махатмы; так считают.

10. То вечное, непреходящее, негибнущее, бессмертное состоянье,

Наилучшее, неуязвимое, незыблемое, вместилище познавших,

11. Превосходящее чувства, бессемянное, не подверженное рождению, смерти.

Тот высший непроявленный (Пуруша), о котором ты спрашивал, царь народа,

12. Пребывает в природе (пракрита), он постигается как там живущий;

А природу (пракрити), царь, бессознательной считают,

13. Но, управляемая\ этим (пурушей), она производит и вбирает.

Джанака сказал:

14. Безначальны и бесконечны оба, многомудрый,

Безобразны, незыблемы оба, качественны и бескачественны оба,

15. Необъятны оба, как же одна бессознательна, тигр-риши,

А другой — сознателен, тот, что именуется «Познавшим поле»?

16. Ты ведь, Индра певцов, Основу Освобождения от (ее) творцов воспринял\,

Об Основе Освобождения хочу слышать полностью и досконально,

17. О существовании, об обособленности, о пребывании без существования;

Назови богов, поселившихся в этом теле\;

18. Также о состоянии воплощенного, вышедшего (из тела),

И о состоянии, которого он со временем достигает, об этом скажи мне.

19. Досконально об учении Санкхьи и йоги, отдельно (о каждой),

А также о неблагоприятных знаках по существу

благоволи сказать, превосходный;

20. Это всё, как плод амалаки\ в руке, тебе ясно.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 316 глава — Беседа Яджнавалкьи и Джанаки.