ГЛАВА 293

(10730—10746)

Парашара сказал:

1. Мудр человек, принявший за колесницу манас,

за рысаков — индрии, предметы ндрий,

Совершающий путь, управляя вожжами знанья.

2. Кто сердечно оказывает уважение лишённому средств, похвалы достоин,

И тот, кто с уважением раздаёт пищу, а не стремится

к обмену равноценным, о, дваждырождённый\!

3. Достигнув труднодостижимой жизни,

не следует её снижать, земли владыка,

Но человек чистых дел должен стараться еще больше её возвысить\.

4. Ибо человек, отпавший от (своей) варны, не заслуживает уваженья,

Равно и тот, кто, достигнув почетного (положения),

страстным делам предаётся.

5. Чистыми делами достигает человек (в следующем воплощении)

более высокой варны,

Хоть это и трудно; не достигает же он её оттого, что

сам себя бьёт дурными делами.

6. Злое, сделанное по неведенью, нужно искупить умерщвлением плоти,

Ибо злое дело само по себе\ плохо и (поэтому) злой плод приносит,

7. Итак, злу не следует предаваться; в обоих случаях\ его плод — страданье.

Дела, связанного со злом, хотя бы и обильного плодами,

8. Избегать должен мудрый, как «благоприятного»\

чандала избегает чистый. (Если кто спросит):

«В чём я могу увидеть горький плод злого дела?»

9. (Ответить можно): «Да в том (во-первых), что «я» от раскаяния

не испытывает отрады;

А если у какого-либо неразумного раскаяние не возникнет,

10. Такому предстоит очень большое страданье, порождённое (злым) делом.

Неокрашенную одежду можно отмыть, но не пропитанную чёрной (краской).

11. Так и со злом»; прилежно внимай мне, царь народа!

Если человек, совершив злое, (затем) благому последует добровольно

12. И сотворит покаянье, он вкусит плоды того и другого отдельно.

По неведению же совершённое вреждение устраняется неврежденьем;

13. По указанию Шастр так говорят брамины, познавшие Брахмо;

Но намеренно совершённое вреждение не устранит неврежденьем,

14. Так говорят брамины, знающие законы Брамы, учащие о Брахмо.

Я же считаю, что (всегда) возвращается совершённое дело,

15. Будь оно только по видимости не связано со злом или

(действительно) сопряжено с благом.

Но если даже тайные дела здесь соответственно плодоносят,

16. То совершённые согласно уму (манасу) и совести (буддхи), тем более.

Дела, постоянно (совершаемые) в порыве\, не обдуманные заранее,

17. Ничтожные плоды приносят. Ужасным делам, если

даже их совершил знающий дхарму,

Даже если они совершены богами и мудрецами,

18. Не нужно следовать, но праведный, о них услышав, пусть их не порицает.

Кто, в уме обдумав, убедясь в своих силах, раджа,

19. Выполняет благое дело, тот узрит благое.

Вода необожжённый сосуд размягчает,

20. А в ином (обожжённом) благополучно остаётся;

И в такой сосуд, где есть вода, еще воды подливают;

21. Вода к воде добавляется, а к твёрдости •— твёрдость;

Так к согласованным с совестью делам, владыка,

22. Подобные же, еще чистейшие по сути (добавляют).

23. Раджа должен покорять врагов и смутьянов и народу

полностью обеспечивать безопасность;

На средней ступени жизни нужно раскладывать костры

для многочисленных жертв, а на конечной — отправиться

в лесную пустынь и там оставаться.'

24. Праведный, преисполненный самообладания человек,

как на себя самого, на все существа да взирает;

Да будет счастлив почтить гуру, как может,

добронравием, правдой, о, владыка раджей.

Так в святой «Махабхарате», в. Книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 293 глава — Песнь Парашары.