ГЛАВА 237
(8714—8733)
Вьяса сказал:
1. Итак, держась за корабь знания, самоумиротворенный, упорный,
Вынырнув иль погрузившись, должен искать убежища в знанье.
Шука сказал:
2. Что я должен разуметь под освобождающим от двойственности знаньем?
Скажи, что есть признак развития\: неделанье иль исполненье долга?
Вьяса сказал:
3. Кто смотрит через свою природу (свабхаву), помимо
всеобщего бытия\, — неразумен;
Но взирает на всё через познание стремящийся к освобожденью.
4. Те, что из-за сосредоточенности на одном видят причину
(всего) в своей природе,
Услыхав о подвигах мужей-ришей, всё же ничего не достигают\:
5. Худоумные, направившиеся в эту сторону, подлежат возвращенью;
Признав причиной самость, они не достигают цели.
6. Самость (свабхава) ведёт к погибели; она существует
в грешных делах и мыслях;
Это сказано об обоих: о собственном и окружающем существованье\.
7. Разные здесь дела: пахоту, сбор жатвы —
Знающие выполняют; .дома, седалища колесницы,
8. (Городские) сады, дома, средства от болезней
Разумные придумали; познавшие всё установили.
9. Познание сколачивает богатства, знание ведет к счастью,
Равно в силу разумения царством наслаждаются раджи;
10. Высочайшего и глубочайшего в существах достигают познаньем,
Ведением, сынок, осуществляется творчество, ведение — путь наивысший.
11. Всех разнообразных существ четверояко рожденье:
Различают рождение от последа\, рождение из яйца,
рождение из семени и рождение из пота\.
12. Следует усвоить: стоячие, (существа) от ходячих отличны;
Ведь отличать движущееся от неподвижного\ разумно.
13. Подвижных существ много, но среди них различают двояких,
Ибо от многоногих отличают многочисленных двуногих.
14. Двуногие считаются двоякими: наземные и другие\;
От этих наземные отличаются: они вкушают варёную пищу.
15. Наземные двояки: средние и высшие, (так) считают.
Средние отличаются от высших согласно обязанностям\ и рожденью;
16. Средние двоякими считаются: знающие дхарму и другие;
Знающих дхарму в отношении делания и неделания различают;
17. Знающие дхарму (закон) двоякими считаются: знающие Веды и другие;
Знающие Веды отличаются (от иных), ибо в них утверждены Веды.
18. Знающие Веды двоякими считаются: провозглашающие Веды и другие;
Провозглашающие отличаются (от других) по
(владению) всем законом\ (дхармой).
19. Из тех, что изучают Веды с их уставами, обрядами, плодами
(И затем) их провозглашают, из них полностью
проистекают Веды с их законом.
20. Провозглашающие двоякими считаются: знающие Атмана и другие.
Знающие Атмана отличаются (от других) в отношении
воплощения и невоплощенья.
21. Кто знает, что дхарма двояка\, тот знаток дхармы, тот всеведущ,
Он — отрешённый, поистине решившийся, поистине
чистый, (божественный) владыка\,.
22. Утвердившегося в знании Брахмо боги признают за брамина\,
Искушенного в Слове-Брахмо\, завершившего суждение о Запредельном.
23. Внутреннее и внешнее, (все), касающееся богов и жертвоприношений,
Прозревают преисполненные знаньем; сынок,
это — дваждырожденные, это — боги!
24. В них вмещается вселенная, всё бытие, (весь) мир преходящий,
Нет ничего равного их состоянью, величию их духа.
25. Возникновение, гибель, всю деятельность они всячески превосходят;
Четыре вида существ, всех владык (мира)
и Самосущего (Браму они превосходят),
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 237 глава — Вопросы Шуки.