Самосознание как процесс познания себя
Самосознание характеризуется своим продуктом -представлением о себе, Я-образом или Я-концепцией. Это различение процесса и продукта в психологический обиход было введено У. Джеймсом в виде различия Я познающего и Я познаваемого.
Анализ Я-образа позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, которые составляют содержательную часть его представлений о себе - его Я-концепцию. Знания о самом себе ему небезразличны, то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в собственном самоотношении осмыслено. Некоторые аспекты Я-образа могут не осознаваться.
Познание личностью себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни относятся к числу основных функций самосознания. Они не исчерпывают всех форм работы самосознания, но дают вполне ясное представление об этой важной стороне психической жизни человека, позволяют понять, как и почему ее появление обеспечивает дальнейший рост личности.
Познание себя – одна ив самых сложных и в то же время субъективно очень важных задач. Как отмечает Ю.Б.Гиппенрейтер (Гиппенрейтер, 1996), сложность этой задачи вызвана многими причинами: человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, чтобы потом применить к познанию себя, а это приходит с возрастом и предполагает определенное умственное развитие. Кроме того, человек должен кемто (или чем-то) стать, но, вместе с тем, он находится в непрерывном развитии, и потому самопознание все время отстает от своего объекта. Также следует отметить, что всякое знание о себе меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим. Поэтому задача «познать себя» оказывается для человека очень значимой, поскольку всякое продвижение в ее решении очередной шаг в его развитии.
Познание себя начинается в раннем детстве. Сначала ребенок учится отделять себя от физического мира: он еще не знает, что относится к его телу, а что к миру. Позднее ребенок начинает осознавать себя в другом смысле - в качестве члена социальной микрогруппы, хотя на первых порах он еще плохо отделяет себя от других, а других - от себя, что находит свое выражение в таком явлении, как эгоцентризм. В сознании ребенка он как бы центр социального микромира, а другие существуют для того, чтобы удовлетворять его желания и интересы.
В подростковом возрасте процесс познания себя выходит на новый качественный уровень. Именно в этом возрасте начинает формироваться идеальное Я, т. е. осознанный личный идеал, сопоставление с которым часто вызывает неудовлетворенность собой и стремление себя изменить.
Выработка точного идеала, а также соотнесение с ним целей, поступков, линии жизни и представляют вторую функцию самосознания - усовершенствование себя. Этот процесс сопровождается особыми переживаниями по поводу собственной личности, собственных поступков, действий. Развитие самосознания происходит в условиях конфликтов, порождаемых как внешней средой, так и собственными мотивами личности.
Поиск смысла жизни – одна из самых главных функций самосознания. Вопрос о смысле жизни встает не перед каждой личностью и не с одинаковой силой. В молодые годы он менее актуален, и очень часто вопрос о смысле собственной жизни возникает вместе с появлением осязаемого ощущения ее конечности.
Таким образом, Я-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности и представляет собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознанную, переживаемую как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Каждый человек имеет широкий спектр самопредставлений, т.е. того, что мы думаем о себе сейчас, как мы представляем себя в будущем и как видим себя в прошлом. Представления о себе многоплановы. Они могут относиться к разным сферам проявления человека. Такие исследователи, как У. Джеймс, К. Роджерс, М. Розенберг и другие выделяют различные формы представлений о себе, дифференцированные либо по сфере проявлений человека (социальное Я, духовное Я, физическое Я, моральное Я и т. д.), либо как реальность и идеал (реальное Я, идеальное Я), либо на временном континууме (Я в прошлом, Я в настоящем), либо по какому-то иному существенному признаку. Число таких Я-образов и их содержание определяются, как правило, на основе теоретических соображений.
Следует отметить, что переживание наличия своего Я является результатом длительного процесса формирования личности и вписывается в структуру личности.
Образ Я выступает как установка по отношению к себе самому и включает в себя три компонента:
1) когнитивный: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости;
2) эмоционально-оценочный: самоуважение, самокритичность, себялюбие и т.д.;
3) поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатию, уважение товарищей и взрослых, повысить свой статус.
Самооценка определяется как осознание субъектом его ценности, значимости в сравнении с другими людьми. Это наиболее существенная и самая изученная в психологии сторона самосознания личности. Самооценка, относясь к ядру личности, является важным регулятором ее поведения.
Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как известно, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Он, включаясь в деятельность и общение, где получает некоторые важные ориентиры для своего поведения, сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие.
Познавая качества другого человека, личность приобретает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Сложившаяся оценка собственного Я есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже имея представление о себе, сравнивает себя с другими, предполагая, что они также небезразличны к его личностным качествам, поступкам. Иными словами, у личности всегда есть референтная группа (реальная или идеальная), с которой она считается, в которой черпает свои ценностные ориентации, идеалы и т.д. Личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном и в зависимости от результатов оказывается довольной или недовольной собой.
Самооценка может быть низкой, высокой или адекватной. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать внутренним источником конфликтов личности.
Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, становится агрессивным) высокомерным, что может привести к утрате необходимых межличностных контактов, замкнуть личность в себе
Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии так называемого комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, приводит к отказу от инициативы, безразличию, тревожности. Таким образом, самооценка возникает на уровне соотнесения себя с другими людьми и значительно определяет взаимоотношения человека с окружающими людьми, влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности и составляет его основу.
Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности целей, которые индивид ставит перед собой. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, в то время как при неуспехе уровень притязаний снижается. Поэтому)window.location='http://usr.