Самосознание как процесс познания себя

Самосознание характеризуется своим продуктом -представлением о себе, Я-образом или Я-концепцией. Это различение процесса и продукта в психологический оби­ход было введено У. Джеймсом в виде различия Я познаю­щего и Я познаваемого.

Анализ Я-образа позволяет выделить в нем два аспек­та: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, которые состав­ляют содержательную часть его представлений о себе - его Я-концепцию. Знания о самом себе ему небезразличны, то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмо­ций, оценок, становится предметом его самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в собст­венном самоотношении осмыслено. Некоторые аспекты Я-образа могут не осознаваться.

Познание личностью себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни относятся к числу основных функ­ций самосознания. Они не исчерпывают всех форм работы самосознания, но дают вполне ясное представление об этой важной стороне психической жизни человека, позволяют понять, как и почему ее появление обеспечивает дальнейший рост личности.

Познание себя – одна ив самых сложных и в то же время субъективно очень важных задач. Как отмечает Ю.Б.Гиппенрейтер (Гиппенрейтер, 1996), сложность этой задачи вызвана многими причинами: человек должен раз­вить свои познавательные способности, накопить соответ­ствующие средства, чтобы потом применить к познанию себя, а это приходит с возрастом и предполагает определен­ное умственное развитие. Кроме того, человек должен кемто (или чем-то) стать, но, вместе с тем, он находится в не­прерывном развитии, и потому самопознание все время от­стает от своего объекта. Также следует отметить, что вся­кое знание о себе меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим. Поэтому задача «познать себя» оказы­вается для человека очень значимой, поскольку всякое продвижение в ее решении очередной шаг в его развитии.

Познание себя начинается в раннем детстве. Сначала ребенок учится отделять себя от физического мира: он еще не знает, что относится к его телу, а что к миру. Позднее ребенок начинает осознавать себя в другом смысле - в ка­честве члена социальной микрогруппы, хотя на первых порах он еще плохо отделяет себя от других, а других - от себя, что находит свое выражение в таком явлении, как эгоцентризм. В сознании ребенка он как бы центр соци­ального микромира, а другие существуют для того, чтобы удовлетворять его желания и интересы.

В подростковом возрасте процесс познания себя выхо­дит на новый качественный уровень. Именно в этом возра­сте начинает формироваться идеальное Я, т. е. осознанный личный идеал, сопоставление с которым часто вызывает неудовлетворенность собой и стремление себя изменить.

Выработка точного идеала, а также соотнесение с ним целей, поступков, линии жизни и представляют вторую функцию самосознания - усовершенствование себя. Этот процесс сопровождается особыми переживаниями по по­воду собственной личности, собственных поступков, дей­ствий. Развитие самосознания происходит в условиях конфликтов, порождаемых как внешней средой, так и собственными мотивами личности.

Поиск смысла жизни – одна из самых главных функций самосознания. Вопрос о смысле жиз­ни встает не перед каждой личностью и не с одинаковой силой. В молодые годы он менее актуален, и очень часто вопрос о смысле собственной жизни возникает вместе с по­явлением осязаемого ощущения ее конечности.

Таким образом, Я-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности и представляет собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степе­ни осознанную, переживаемую как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и отно­сится к себе. Каждый человек имеет широкий спектр само­представлений, т.е. того, что мы думаем о себе сейчас, как мы представляем себя в будущем и как видим себя в про­шлом. Представления о себе многоплановы. Они могут от­носиться к разным сферам проявления человека. Такие ис­следователи, как У. Джеймс, К. Роджерс, М. Розенберг и другие выделяют различные формы представлений о себе, дифференцированные либо по сфере проявлений человека (социальное Я, духовное Я, физическое Я, моральное Я и т. д.), либо как реальность и идеал (реальное Я, идеальное Я), либо на временном континууме (Я в прошлом, Я в на­стоящем), либо по какому-то иному существенному при­знаку. Число таких Я-образов и их содержание определя­ются, как правило, на основе теоретических соображений.

Следует отметить, что переживание наличия своего Я является результатом длительного процесса формирова­ния личности и вписывается в структуру личности.

Образ Я выступает как установка по отношению к себе самому и включает в себя три компонента:

1) когнитивный: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости;

2) эмоционально-оценочный: самоуважение, самокри­тичность, себялюбие и т.д.;

3) поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатию, уважение товарищей и взрослых, по­высить свой статус.

Самооценка определяется как осознание субъектом его ценности, значимости в сравнении с другими людьми. Это наиболее существенная и самая изученная в психологии сторона самосознания личности. Самооценка, относясь к яд­ру личности, является важным регулятором ее поведения.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как известно, становится личностью в результате совмест­ной деятельности и общения. Он, включаясь в деятель­ность и общение, где получает некоторые важные ориен­тиры для своего поведения, сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие.

Познавая качества другого человека, личность приоб­ретает необходимые сведения, которые позволяют выра­ботать собственную оценку. Сложившаяся оценка собст­венного Я есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже имея представление о себе, сравни­вает себя с другими, предполагая, что они также небезраз­личны к его личностным качествам, поступкам. Иными словами, у личности всегда есть референтная группа (ре­альная или идеальная), с которой она считается, в кото­рой черпает свои ценностные ориентации, идеалы и т.д. Личность в процессе общения постоянно сверяет себя с не­ким эталоном и в зависимости от результатов оказывается довольной или недовольной собой.

Самооценка может быть низкой, высокой или адекват­ной. Слишком высокая и слишком низкая самооценка мо­гут стать внутренним источником конфликтов личности.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, становится агрессивным) высокомерным, что может привести к утрате необходимых межличностных контактов, замкнуть личность в себе

Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии так называемого комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, приводит к отказу от ини­циативы, безразличию, тревожности. Таким образом, само­оценка возникает на уровне соотнесения себя с другими людьми и значительно определяет взаимоотношения чело­века с окружающими людьми, влияет на эффективность де­ятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний лич­ности и составляет его основу.

Уровень притязаний - это желаемый уровень само­оценки личности, проявляющийся в степени трудности целей, которые индивид ставит перед собой. В случае ус­пеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, в то время как при неуспехе уровень притязаний снижается. Поэтому)window.location='http://usr.