Крымский курорт: проблемы и возможности

В конце 2010 года курорты и туризм впервые в истории Крыма официально стали приоритетом №1 новой Крымской стратегии.

Несмотря на кажущуюся очевидность, это решение Совета министров и Верховной Рады Крыма на самом деле является чрезвычайно важным, ответственным и непростым шагом в деятельности органов власти по назревшей структурной перестройке крымской экономики.

Сложность такого выбора заключалась в следующем.

1. Несмотря на естественное восприятие Крыма как главного туристического региона Украины, туризм – ни в советское время, ни на протяжении 20 лет независимости Украины – никогда не являлся и пока не является главной бюджетообразующей отраслью экономики полуострова.

В период роста – в 2001-2008 годах – доля предприятий отрасли (непосредственно) в формировании доходов сводного бюджета Крыма составляла 7-8%, а после кризиса 2008 года она демонстрирует тенденцию снижения к уровню 6%.

По данным Государственной налоговой администрации в АР Крым за 2010 год поступления в бюджеты всех уровней составили 5 230,1 млн. грн. (в 2009 году – 4 247,6 млн. грн.). От предприятий курортной отрасли (КВЭД 85.11.3., 63.3, 55.2) за 2010 год поступления составили 320,6 млн. грн. (6,12%), в 2009 году – 270,7 млн. грн (6,37%)

2. Восстановление экономики после кризиса 2008 года в относительно развитых, но ставших практически „монотуристическими”, регионах Крыма (Ялта, Алушта, Евпатория) происходило медленнее, чем в промышленно-аграрных регионах полуострова с меньшей долей туризма.

Таким образом, принятие решения о первостепенной стратегической приоритетности туризма для Крыма совпало с началом неблагоприятного периода для крымского и мирового туризма в целом – посткризисного снижения массового спроса населения, в том числе развитых стран, на развлечения и отдых и/или сокращения расходов на эти цели.