Глава 3. КРОССВОРДЫ ПО CОЦИОЛОГИИ

Оптимист – человек, который заполняет

кроссворд сразу чернилами.

Клемент Шортер

Свобода человека в современном мире похожа

на свободу человека, разгадывающего кроссворд:

теоретически он может вписать любое слово, но

на самом деле он должен вписать только одно,

чтобы кроссворд решился.

Альберт Эйнштейн

Кроссворды

Кроссворд вводит в процесс обучения игровой момент, элемент соревнования, повышает интерес к предмету. Человеческая потребность тренинга, даже за счёт простейшей активизации ассоциативных цепочек памяти; достаточная свобода выбора линии поведения при чётко сформулированных правилах и пространственно - заданных границах; наличие обратной связи: самоконтроль хода решения; стремление к микропобедам формируют известный «феномен кроссворда».

В процессе создания кроссворда студенту необходимо тщательно прорабатывать теоретический и практический материал, обращаться не только к лекциям и учебникам, но и к дополнительной и справочной литературе. В ходе такой проработки и отбора материала студент, без сомнения, более глубоко усваивает уже полученный материал и приобретает дополнительную информацию, которая постепенно накапливается, формируя более высокий уровень знаний. В то же время нестандартная форма задания стимулирует нестандартный подход к его выполнению, следовательно, активизируется не только познавательная деятельность, но и творческое начало будущих специалистов. Опыт использования такой формы работы показывает, что в основном студенты неформально подходят к выполнению данного задания. Отмечают следующие преимущества использования кроссвордов:

1) повторение изученного материала с выходом на более глубокий уровень проработки;

2) освоение студентами базовых понятий дисциплины;

3) расширение активного словарного запаса;

4) творческая и исследовательская работа над словом; приобретение практических навыков правильного и точного формулирования вопросов и заданий и как итог – развитие грамотной культурной речи;

5) творческое отношение к заданию, способствующее развитию креативного мышления студентов, выработке ими нестандартного решения;

6) повышение интереса к дисциплине и неравнодушие к результатам своей работы.

Проверьте свои знания дисциплины – разгадайте предложенные кроссворды. Составьте свои тематические кроссворды по социологии - это позволит добиться более качественного усвоения материала дисциплины.