Глава 1. Самоподготовка к семинарским занятиям
Задачи самоподготовки к занятиям по социологии подразделяются на:
· образовательные (расширение, закрепление и систематизация знаний по социологии, углубление содержания учебных предметов; тренировка в применении полученных знаний на практике);
· развивающие (создание условий для развития памяти, внимания, мышления и речи ребенка; упражнение в умении пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке, искать информацию в Интернете; создание условий для развития творческий способностей)
· воспитательные (воспитание навыков культуры умственного труда, самоконтроля, самоорганизованности, трудолюбия, самостоятельности и прилежания, дисциплинированности; формирование положительного отношения к учебе, потребность и способность своевременно выполнять полученные задания; воспитание бережного отношения к личным вещам).
Изучение теоретического материала по социологии начинают с ознакомления с темой и целью будущего занятия, с вопросами, подлежащими рассмотрению на занятии. Изучается соответствующая лекция, раздел учебника по социологии с вычленением основных и второстепенных положений. По каждому конкретному вопросу составляется план ответа. Возможно составление опорного конспекта. В процессе самоподготовки рекомендуется обратить на формулировку дефиниций особое внимание. Помните, что ответ по любому предлагаемому вопросу вы всегда должны начинать с определения. Поэтому правильная формулировка социологических терминов должна включаться в ваш план ответа или в опорный конспект студента.
Целесообразно проверить, как изучаемый вами вопрос по социологии сформулирован в вопросах коллоквиума и экзамена. Можно начать подготовку к экзамену уже с первых дней изучения новой дисциплины, составляя план или опорный конспект по вопросам.
Конспект - краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя основные положения и их обоснование фактами, примерами по социологии и т.д. Основными способами конспектирования социологического материала являются: тезисы, линейно-последовательная запись текста, способ «вопросов - ответов», схема с фрагментами, простая схема, параллельный способ конспектирования, комбинированный конспект, карта памяти.
- Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание.
- Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно — последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие:
• сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали;
• выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов;
• использование различных цветов;
• подчеркивание;
• заключение в рамку главной информации.
- Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них.
Одна из модификаций способа «вопросов - ответов» — таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, «мое мнение» и т.п.
- Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально - лаконичного конспекта.
- Простая схема — способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать.
- Параллельный способ конспектирования. Конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой части листа.
Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала.
- Комбинированный конспект — вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента. Для того чтобы осуществлять конспектирование, в каждом конкретном случае студенту необходимо грамотно решить следующие задачи:
Сориентироваться в общей композиции текста (уметь определить вступление, основную часть, заключение).
Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения автором информации в целом, а также ход развития каждой отдельной мысли.
Выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста.
Определить детализирующую информацию.
Лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно. Завершив работу над конспектом, вы можете проверить его соответствие критериям, которые представлены в таблице 1
Таблица 1
Критерии оценки конспекта
Критерии оценки |
1. Краткость (конспект ориентировочно не должен превышать 1/8 от первичного текста) |
2. Ясная, четкая структуризация материала, логическая последовательность в изложении материала |
3. Содержательная точность, то есть научная корректность |
4. Полнота раскрытия вопроса |
5. Наличие образных или символических опорных компонентов |
6. Оригинальность индивидуальной обработки материала (наличие вопросов, собственных суждений, своих символов и знаков и т. п.) |
7. Оформление в соответствии с требованиями |
Мы приветствуем изготовление опорных миниконспектов - шпаргалок как квинтэссенцию опорных положений вопроса (но не использование их на занятии!). Уважайте себя! Каждый студент при систематической самостоятельной работе может выучить педагогику и сдать экзамен. Если вы будете работать самостоятельно, готовиться к каждому занятию, то скоро поймёте: педагогика не просто предмет важный и необходимый в профессиональной подготовке учителя и специалиста по социальной работе, но ещё и очень интересный.
Выполнение заданий на анализ и составление таблиц, составление схем способствует выработке умения абстрагироваться от второстепенного, тренировать умение выделять существенные признаки, и даёт опыт работы с текстом в процессе самоподготовки. Работа с таблицами всегда ориентирована на поиски причинно—следственной связи, что развивает способности делать теоретические обобщения. Вариантом работы с таблицами является коррекция таблиц самоподготовки: работа со схемамизи, что развивает способности делать теоретические обобщения. Вариантом работы с таблицами является коррекция таблиц самоподготовки: работа со схемами и их взаимопроверка.
Цели самостоятельной работы можно понимать в широком (общем) и в узком (частном) смысле. Одной из ошибок студентов является взгляд на самостоятельную работу только в плоскости освоения конкретной дисциплины, без выявления межпредметных связей и возможностей саморазвития.
Таким образом, общую цель самостоятельной работы студента по социологии можно представить следующим образом: приобретение навыков самоорганизации и саморегуляции, позволяющих в процессе самостоятельной работы развивать свою учебно–исследовательскую компетентность и формировать профессионально–субъектную позицию студента, что необходимо для саморазвития личности будущего специалиста.
Завершается изучение теоретического раздела темы занятия самоконтролем и самооценкой. Самоконтроль можно проводить путём заполнения таблиц самоподготовки или выполнением, предлагаемых ниже заданий, в том числе тестовых, решением ситуационных задач или кроссвордов.
Проверьте себя!
1. Назовите основные способы конспектирования.
2. Какие способы проверки своей готовности к занятию Вы знаете и применяете?
3. Почему необходимо самоподготовку завершать самоконтролем?