СМИ и политика

15.1. Почему СМИ являются составным элементом политической системы общества? Свой ответ обоснуйте.

 

15.2. СМИ называют «четвертой властью». Приведите доказательные аргументы данного утверждения.

 

15.3. Американский исследователь О.Тоффлер отмечал, что высшее качество современной власти придают знания, позволяющие «достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти, убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях, превратить противников в союзников». Объясните, почему власть знаний и информации становится решающей в управлении современным обществом.

 

15.4. Аристотель в работе «Политика» утверждал, что «всякое государство представляет собой своего рода общение», причем, с его точки зрения, политическое общение «является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения». Проанализируйте данное высказывание и дайте ответ, почему политическая коммуникация является определяющей.

 

15.5. Дайте объяснение «хрестоматийной» структуры политической коммуникации, сформулированной американским социологом Г.Лассуэлом, которая графически изображена следующим образом: а) кто сообщает; б) что сообщает; в) кому сообщает (какой аудитории); г) по какому каналу сообщает (ТВ, радио и т.д.); д) с каким эффектом (результатом).

 

15.6. Объясните, почему М. Вебер рассматривал СМИ как «капиталистические концерны». Как это определение связано с деятельностью современных средств массовой информации? Ответ обоснуйте.

 

15.7. Политолог Э. Хейвуд определил следующие модели, отражающие политическую роль СМИ (место и роль в политической жизни общества):

а) плюралистическая модель;

б) модель господствующей идеологии;

в) модель ценностной элиты;

г) рыночная модель.

Дайте краткую характеристику каждой из названных моделей, выделив их главные черты.

 

15.8. Проанализируйте известную фразу Билла Гейтса (основателя компании «Мicrosoft»): «Именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет, победите вы или проиграете». Почему она была воспринята не только экономистами и социальными менеджерами, но и политиками?

 

15.9. Каково значение выражения, в котором утверждается, что «вместо политической цензуры возникает цензура информационная; то, что не попало в масс-медиа, практически не влияет на жизнь общества»?

 

15.10. Согласно утверждению западного исследователя У. Дайзарда, «технология предлагает нам более значительные информационные и коммуникационные ресурсы, чем когда-либо имело человечество. Эти ресурсы столь велики, что очевидно: мы вступаем в новую эру - информационный век…Ясна лишь одна его характеристика из целого веера возможностей: основным видом его экономической деятельности во все возрастающей степени становится производство, хранение и распространение информации». Какое влияние современные информационные технологии, средства массовой коммуникации оказывают на жизнь общества? Ответ подтвердите примерами.