Налично-денежный оборот
Наличие-денежный оборот в России регламентирован Положением Центрального банка РФ от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».
Согласно этому Положению все предприятия, организации и учреждения на территории России независимо от организационно-правовой формы обязаны хранить свободные денежные средства в коммерческих банках на соответствующих счетах. Наличные деньги, поступающие в кассы предприятий, организаций и учреждений в течение дня, подлежат ежедневной сдаче в обслуживающие их банки для последующего зачисления на эти счета. В своих же кассах они могут оставлять наличность только в пределах лимита, который устанавливают обслуживающие их банки по согласованию с руководителями этих предприятий и организаций. При определении лимита учитывают специфику деятельности предприятия, поскольку он должен обеспечивать его нормальную работу с утра следующего дня. Лимит устанавливают ежегодно, однако его размер может быть пересмотрен и в течение года по обоснованной просьбе предприятия. Превышение кассового лимита допускается только в течение трех рабочих дней при выдаче заработной платы, стипендии, проведении социальных выплат.
Необходимые наличные деньги предприятия и организации запрашивают в обслуживающих их банках. Однако последние также хранят у себя не все наличные деньги, полученные от клиентов. Основную их часть банки сдают в расчетно-кассовые центры (РКЦ), существующие при Главных территориальных управлениях Центрального банка РФ (ГТУ ЦБ), для последующего зачисления на корреспондентские счета, открытые в РКЦ для каждого банка. Банки выдают предприятиям запрашиваемые наличные деньги, как правило, из текущих (ежедневных) поступлений денежной наличности в свои кассы. Но если для удовлетворения заявки предприятия текущей наличности не хватает, банки запрашивают наличные деньги в РКЦ.
Но и расчетно-кассовые центры хранят наличность в своих операционных кассах только в ограниченном объеме. Основную массу наличных денег, полученных от коммерческих банков, они переводят из операционных касс в резервные фонды РКЦ (денежные хранилища), т.е. временно изымают их из обращения.
Если наличности, имеющейся в операционной кассе РКЦ, для удовлетворения заявок коммерческих банков на получение наличных денег не хватает, РКЦ обращается в Центральный банк РФ за разрешением перевести в операционную кассу часть наличных денег из резервного фонда.
Ознакомившись с правилами организации наличного денежного обращения, можно представить, каким образом совершается кругооборот наличных денег.
Итак, при каждом ГТУ ЦБ существует РКЦ, обслуживающий коммерческие банки. При РКЦ есть резервные фонды, в которых хранятся банкноты и разменные монеты, а также операционные (оборотные) кассы по приему и выдаче наличных денег.
Механизм движения наличных денег запускается директивой Центрального банка РФ, адресованной РКЦ, согласно которой наличные деньги переводятся из резервных фондов РКЦ в операционные кассы.
Из операционных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков. Часть этих денег идет на предоставление кредитов другим банкам и обслуживание межбанковских расчетов, но основная часть выдается клиентам банков — юридическим и физическим лицам.
Юридические лица, используя часть поступивших наличных денег для расчетов с другими предприятиями и организациями, основную часть направляют на выплату заработной платы, пособий и премий своим работникам.
Население использует наличные деньги для оплаты товаров и услуг, совершения коммунальных платежей и т.п. Таким образом, деньги
селения поступают предприятиям, оказывающим услуги населению, которые сдают их в банк для зачисления на свои счета. Часть денег населения сразу поступает в операционные кассы банков в виде вкладов. Банки сдают наличные деньги в РКЦ, а РКЦ основную их часть помещают в резервные фонды. И весь процесс повторяется заново.
Процесс обращения наличных денег, определение объемов их выпуска и изъятия из обращения являются постоянным объектом прогнозного планирования.
Коммерческие банки составляют прогнозные расчеты ожидаемой потребности в наличных деньгах на основании планируемых поступлений наличности в их кассы и кассовых заявок от обслуживаемых ими предприятий. Такие расчеты делают ежеквартально с распределением по месяцам и передают в РКЦ за две недели до начала предстоящего квартала.
Затем каждый РКЦ, сведя воедино расчеты банков, которые в нем обслуживаются, аналогичным образом составляет прогнозный расчет своей ожидаемой потребности в наличных деньгах. Расчеты РКЦ передаются за неделю до предстоящего квартала в ГТУ ЦБ и в дальнейшем — в Центральный банк РФ.
На основании поступивших сведений Банк России может принять решение о переводе определенной части наличных денег из резервных фондов РКЦ в их операционные кассы или эмиссии новых банкнот и монет. Прогнозируя эмиссию наличных денег, Банк России устанавливает, в каких регионах намечается нехватка наличности и составляет план завоза наличных денег в резервные фонды РКЦ этих регионов.
Таким образом, Центральный банк РФ полностью контролирует величину М0, осуществляя эмиссию наличных денег, выпуская и изымая их из обращения.