МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Воздушный редуктор точной настройки
двигателя РД–107 ([2], листы 62, 63)
Редуктор давления предназначен для управления работой редуктора давления продукта 030.
Конструкция редуктора
Редуктор давления состоит из следующих основных узлов и деталей: корпуса (1), узлов клапанов (16) и (19), фильтра воздуха (6), предохранительного клапана (4), жиклера с фильтром (29).
Стальной корпус (1) по продольной оси имеет три резьбовых гнезда: два для ввертывания корпусов седел клапанов (18) и (14), а также для запорной гайки (3). С противоположной стороны корпуса по его оси выполнен резьбовой штуцер под гайку (32).
В поперечной плоскости (сеч. А–А) корпус имеет один резьбовой штуцер и четыре резьбовые гнезда.
Резьбовой штуцер предназначен для монтажа в нем жиклера с фильтром (29), который прижимается резьбовым прижимом (28).
В резьбовые гнезда вворачиваются: фильтр воздуха (6) (конструкция и принцип действия фильтра описаны в Л.Р. № 17), предохранительный клапан (4) (конструкция и принцип действия предохранительного клапана описаны в Л.Р. № 4), ввертный штуцер (31), служащий для отвода управляющего воздуха к редуктору продукта 030. Глухое резьбовое отверстие (гнездо) служит для установки винта крепления подогревателя.
Гнездо под фильтр воздуха сообщается с полостью высокого давления, в которой размещен клапан (16) с корпусом седла (14) и пружиной (17). Для прохода воздуха к седлу на теле клапана предусмотрены продольные лыски. Такие же лыски выполнены на направляющем штоке клапана (15).
В корпусе седла (14) выполнены две цилиндрические полости для клапана (16) и направляющего штока (15).
Полость «И» (выходная полость редуктора) продольными и поперечными каналами в корпусе связана с входной полостью редуктора II ступени «К» и резьбовыми гнездами под предохранительный клапан (4) и ввертный штуцер (31).
Полость «К» (низкого давления редуктора II ступени) сообщается продольными и поперечными каналами в корпусе редуктора с полостью «Л», находящейся в кожухе (2). Кожух (2) центрируется в корпусе своим буртиком и зажимается гайкой (3). Внутри кожуха находится пружина (11), опирающаяся одним торцем на втулку (10), а другим – на опору (12).
Пружина поджимается регулировочным винтом (13) с квадратной головкой под ключ. Регулировочный винт (13) ввернут в резьбовое отверстие кожуха (2) и зафиксирован от проворачивания винтом (сеч. Ж–Ж) в положении, которое обеспечивает выходное давление редуктора (30 кГ/см2 (изб)) при вывернутом регулировочном винте (13).
Внутренняя полость кожуха отделена от полости «И» манжетой, надетой на втулку (10), а от атмосферы – манжетой и поджатой прокладкой в корпусе кожуха (2). Проточки, в которые установлены манжеты, соединены дренажными отверстиями с полостью низкого давления «Л» или с атмосферой.
Жиклер с фильтром (29) служит для постоянного стравливания некоторого количества воздуха из-за II ступени редуктора в атмосферу.
В жиклер (29) вставлена проставка с трехслойным пакетом латунных сеток.
Пакет связан с жиклером пайкой. Такая конструкция жиклера с фильтром вызвана требованием защитить дозирующее отверстие от засорения. Для защиты дозирующего, отверстия в жиклере от засорения со стороны выхода предусмотрено резиновое кольцо (30), одеваемое на дренажные отверстия прижима (28).
В расточку корпуса редуктора со стороны полости «К» устанавливается кожух (7) и поджимается гайкой (32). Внутри кожуха размещена пружина (25), опирающаяся одним торцем на втулку (22), а другим – через комплект регулировочных шайб (24) на опору (23).
С помощью комплекта регулировочных шайб пружине (25) сообщается предварительное поджатие при вывернутом регулировочном винте (26). Предварительное поджатие пружины (25) приводит к увеличению дросселирующей щели между клапаном (19) и седлом (18) и тем самым повышает надежность функционирования редуктора.
В резьбовое отверстие кожуха (7) ввернут регулировочный винт (26), заканчивающийся полумуфтой, с помощью которой винт соединяется с выходным валом привода (ПИРСа). Внутренняя полость кожуха защищена от загрязнения через дренажное отверстие резиновым кольцом (27).
Фланец (8), предназначенный для стыковки сервопривода с редуктором давления, свинчен с кожухом и крепится контргайкой (9). Такая конструкция крепления фланца позволяет осуществлять его регулирование в осевом направлении при стыковке редуктора с приводом.
Принцип действия редуктора
Сжатый воздух высокого давления через фильтр (6) поступает в полость высокого давления редуктора и, дросселируясь в кольцевой щели между седлом и клапаном, который отжат втулкой от седла усилием пружины (11), поступает в полость «И». Под действием давления редуцированного воздуха манжета со втулкой отжимается в сторону пружины (11), уменьшая щель до того момента, пока силы давления воздуха, действующие на манжету со втулкой, сжатой пружины (17) и неуравновешенного, высокого давления на клапан, не будут уравновешены силой поджатия пружины (11). В полости «И» устанавливается давление, соответствующее заданному поджатию пружины (11). Пружина (25) поджата регулировочным винтом (26) и клапан (19) отжат от седла, благодаря чему воздух из полости «И» имеет доступ к жиклеру с фильтром (29). Через жиклер с фильтром и жиклер предохранительного клапана (4) происходит стравливание некоторого количества избыточного воздуха и тем самым исключается рост статического давления на выходе из редуктора и в полости II ступени. При дополнительном поджатии пружины (11) воздух из полости «И» через кольцевую щель между клапаном и седлом, дросселируясь, поступает в полость «К» и далее через канал в корпусе подается в полость «А». Избыточное давление в полости «Л» вызывает соответственно пропорциональное повышение давления в полости «И». Поджатие пружины (25) производится до тех пор, пока в полости «И», т.е. на выходе из редуктора, не установится давление, соответствующее требуемому значению.
При снятии воздуха высокого давления со входа редуктора редуцированный воздух из полостей «И», «К» и «Л» стравливается в атмосферу через жиклеры.
Материалы
Материалы основных деталей редуктора приводятся в таблице.
Деталь | Материал |
Корпус (1), втулки (10), (22), кожух (7) | Ал. сплав АВ |
Седла (14), (18), кожух (2) | Бр. АЖМц |
Клапаны, штоки | Ст. 2Х13 |
Манжеты | резина 9035 |
Особенности сборки
1. Перед сборкой редуктора обжать седла поз. 14 и 18 каналами поз. 16 и 19 осевым усилием 50±10 кГ, после чего произвести притирку каналов по седлам до получения требуемой герметичности. Величина осевого смещения клапана в седле в результате обжатия и притирки должна быть не более 0,15 мм.
Допускается негерметичность посадки клапаном поз. 16 и 19 на свои седла при давлении воздуха со стороны клапана 200±5 кГ/см2 (изб) не более 0,04 л/сек.
2. Перед сборкой клапаны поз. 16 и 19 и штоки поз. 15 и 21 должны перемещаться в своих направляющих под собственным весом.
3. При контрольных испытаниях снять зависимость давления на выходе из редуктора от угла поворота винта поз. 26 (через каждые 30° поворота) в диапазоне р=50…80 кГ/см2 (изб) при давлении на входе в редуктор 200±2 кГ/см2 (изб).
Двухкамерный редуктор двигателя С–155
([2], листы 66, 67)
Двухкамерный редуктор предназначен для управления режимами работы двигателя с помощью редуцируемого в редукторе воздуха, который используется в качестве командного в регуляторе давления подачи и для наддува топливных баков двигателя.
Конструкция и принцип действия редуктора
Воздух из баллонов высокого давления подводится к редуктору через входные штуцера (12) и (49), каждый из которых имеет сетчатые фильтры (10) и (47), соответственно, и герметизируются в корпусах (27) и (46) с помощью прокладок (11) и (48).
Под действием усилия задающей пружины (8), натяжение которой задается с помощью рукоятки (31), регулировочного винта (30), стакана (5) и гаек (4) и (29), сильфонный узел (14) сжимается, и через дно (32), клапан (36) и толкатель (40) открывает клапан (43). Воздух, проходя в зазор между кромками седла (38) и вкладыша (41) клапана (43), редуцируется до величины выходного давления рвых, определяемого натяжением задающей пружины (8), и затем, по сверлениям в корпусе седла (38), проходит в сильфонную полость, образованную сильфонным узлом (14) и корпусом (46). По сверлениям в корпусе редуцированный воздух через штуцер (44) направляется к регулятору давления подачи в качестве командного давления и в полость, образованную мембраной (26) и корпусом (46), в качестве задающего давления для второго редуктора.
Одновременно с давлением воздуха на мембрану (26) действует усилие предварительной затяжки пружины (50), благодаря чему давление воздуха на выходе из штуцера (28) второго редуктора больше давления воздуха на выходе из первого редуктора (задающего давления). Предварительное натяжение пружины (50) подбирается таким, что при давлении в сильфонной полости (или на выходе из первого редуктора), равном 11 кГ/см2 давление на выходе из второго редуктора равно примерно 17 кГ/см2.
Принципиально конструкция второго редуктора ничем не отличается от первого редуктора за исключением того, что в качестве чувствительного элемента используется мембранный узел и второй редуктор всегда имеет расход рабочего тела, т.е. является расходным, а первый может работать и как безрасходный. В последнем случае это возможно осуществить благодаря наличию в сильфонной полости клапана сброса (36). При отсутствии расхода воздуха через редуктор клапан (43) садится вкладышем (41) на кромки седла (38), прекращая доступ воздуха в сильфонную полость. В случае, если давление воздуха в сильфонной полости увеличится больше заданного, сильфон (14), растягиваясь и преодолевая усилие задающей пружины (8), с помощью пружины (35) открывает клапан сброса (36) и стравливает избыток воздуха в атмосферу.
Для уменьшения усилия на рукоятку (31), с помощью которой задается выходное давление, в конструкцию редуктора введено разгрузочное устройство, состоящее из цилиндра (1) и поршня (3), к которому подведено выходное давление. Это устройство, воздействуя на регулировочный винт (30), позволяет уменьшить усилие, прикладываемое к рукоятке (31), и тем самым облегчить перенастройку редуктора в процессе работы.
Контрольные вопросы:
1. Поясните назначение воздушного редуктора точной настройки двигателя РД-107.
2. Опишите конструкцию воздушного редуктора точной настройки двигателя РД-107.
3. Поясните принцип действия воздушного редуктора точной настройки двигателя РД-107.
4. Перечислите особенности сборки воздушного редуктора точной настройки двигателя РД-107.
5. Из каких материалов выполнены основные элементы воздушного редуктора точной настройки двигателя РД-107?
6. Поясните назначение двухкамерного редуктора двигателя С-155.
7. Опишите конструкцию двухкамерного редуктора двигателя С-155.
8. Поясните принцип работы двухкамерного редуктора двигателя С-155.