МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Регулятор расхода системы РКС двигателя 8Д46
([2], листы 34, 35)
Регулятор – многорежимный регулятор расхода прямого действия с поршневым чувствительным и исполнительным органом. В процессе работы двигателя регулятор выполняет следующие задачи:
– регулирует количество горючего (НДМГ), поступающего в газогенератор, в соответствии с командами, подаваемыми РКС;
– поддерживает постоянный расход горючего, поступающего в газогенератор, при неизменной настройке (на режимах промежуточной и главной ступени двигателя).
Основные технические данные
Предварительная ступень Расход горючего при Dрр =36 кГ/см2 | 2,67±0,089 кг/с |
Рабочий диапазон перепадов давлений на регуляторе | 15…60 кГ/см2 |
Статическая ошибка, не более | 0,0667 |
Главная ступень Расход горючего; при номинальном положении полумуфты jном=180° и Dрр =40 кГ/см2 | 5,6±0,018 кг/с |
Рабочий диапазон угла поворота полумуфты | ±150±5 град |
Градиент изменения расхода по углу поворота полумуфты при Dрр =40 кГ/см2 | 9,5±1,2 |
Рабочий диапазон перепадов давлений на регуляторе | 20…70 кГ/см2 |
Статическая ошибка, не более | 0,0667 |
Нечувствительность (гистерезис), не более | 0,05 кг/с |
Перепад давлений на кулачке (плунжере) | 8±1 кГ/см2 |
Максимальный крутящий момент для поворота полумуфты, не более | 0,5 кг×м |
Масса регулятора | 14±0,3 кг |
Конструкция регулятора
Регулятор состоит из корпуса и настроечно-регулирующей части.
Корпус. Регулятор имеет стальной точеный корпус (3), к которому приварены три патрубка: патрубок Д1 подвода горючего в регулятор и патрубок Д2 отвода горючего в газогенератор. Торцевые части корпуса (3) выполнены в виде фланцев, к ним при помощи шпилек крепятся фланец (2) и крышка (20). Уплотнение в местах стыка обеспечивается при помощи резиновых колец. К фланцу (2) крепится электропривод системы РКС (на чертеже не показан). Для уменьшения тепловых потоков от электропривода к корпусу регулятора между ними устанавливается промежуточная втулка, изготовленная из текстолита. Фланец (2) имеет втулку, выполненную за одно целое с ним, с прорезанным в ней окном для подвода горючего.
В корпусе (3) запрессована гильза (5), которая служит направляющей для плунжера (4). Гильза (5) изготовлена из стали X18 и термообработана для повышения ее твердости. Все остальные детали корпусной части также изготовлены из стали.
Настроечно-регулирующая часть. Основными элементами настроечно-регулирующей части регулятора являются: плунжер (4), игла (7), пружины (6) и (25), валик (31) с полумуфтой (34), винты (8) и (21), гайки (28) и (36), втулка (24) и шток (15) унифицированного пироузла. Плунжер (4) имеет в качестве направляющей гильзу (5), с которой он соприкасается по трем узким пояскам. Зазор в паре «гильза – плунжер» составляет 0,05…0,08 мм. Во втулке фланца (2) имеется паз, величина открытия которого определяется положением валика (31). С помощью штифта валик тесно соединен с полумуфтой (34). Уплотнение валика обеспечивается фторопластовым кольцом. Через глазок, вмонтированный во фланец (см. вид В), по лимбу полумуфты определяется положение валика относительно фланца. Цена деления лимба – 2°. Во взведенном положении головка иглы (7), имеющая четыре косых паза (см. сеч. Г–Г), входит во втулку фланца. Проходное сечение пазов перекрывается торцем втулки фланца и зависит от положения иглы относительно фланца. Пружина (25) через тарель (26) и сухарик (35) (см. место I) прижимает иглу к винту (21). Шток (15) пироузла входит в отверстие втулки (24), удерживая, таким образом, иглу во взведенном положении. Гайка (36) (см. место II) ограничивает перемещение плунжера (4) в сторону сжатия пружины (6).
Материал плунжера (6) – сталь Х18, термообработанная для повышения твердости, остальные детали из стали Х17Н2 и Х18Н9Т.
Принцип работы регулятора
Регулятор установлен на линии горючего между насосом и газогенератором. Горючее входит в регулятор через патрубок Д1 проходит дросселирующие сечения F0, FК и FД (на режиме предварительной ступени – F0, FПС и FД) и выходит из патрубка Д2 в газогенератор.
Принцип действия регулятора основан на поддержании постоянного перепада давления на плунжере путем изменения дросселирующего сечения.
На установившемся режиме плунжер находится в равновесии под действием силы от перепада давления на дросселирующих сечениях F0 и FК (на режиме предварительной ступени F0 и FПС) – с одной стороны и силы сжатой пружины – с другой. Отклонение перепада давления от установленной величины приводит к перемещению плунжера. В случае возрастания перепада давления на плунжере последний перемещается в сторону прикрытия дросселирующего сечения FД, при уменьшении – в сторону раскрытия, восстанавливая в обоих случаях прежнее значение перепада давления. Таким образом, регулятор поддерживает постоянный перепад давления на плунжере.
Следовательно, расход через регулятор определяется величиной дросселирующих сечений F0 и FК – на режиме главной ступени и F0 и FПС – на режиме предварительной ступени.
Винтом (21) регулируется номинальный расход при номинальном положении полумуфты с валиком jном=180°, гайкой (28) – перепад давления на плунжере, винтом (8) – расход предварительной ступени. После получения требуемых расходов настроечные элементы контрятся.
Изменение расхода на режиме главной ступени производится поворотом валика (31) с полумуфтой (34) от электропривода системы РКС, с которым стыкуется регулятор при установке на двигатель. В этом случае изменяется величина дросселирующего сечения FК. Профиль кулачка валика обеспечивает прямолинейную зависимость расхода от угла поворота полумуфты.
Переход с режима предварительной ступени происходит после отстрела пироузла. В результате выдергивается шток (15) и игла (7) отбрасывается до упора в тарель (30). В момент отстрела полумуфта находится в номинальном положении.
Материалы
Деталь | Материал |
Гильза (5), плунжер (4) | ст. Х18 |
Крышка (2), корпус (3) | ст. ЭП288 |
Валик (31), игла (7), тарель (30) заглушки (12) и (18), винт (21) | ст. Х17Н2 |
Регулятор расхода жидкого кислорода системы РКС
двигателя 8Д715 ([2], листы 36, 37)
Регулятор кажущейся скорости является статическим регулятором прямого действия с переменной настройкой. Он установлен на линии окислителя (жидкого кислорода) между насосом и газогенератором и служит для поддержания требуемого режима работы двигателя, а также для перевода его на новый режим работы. В процессе работы двигателя регулятор выполняет, следующие основные задачи:
– регулирует количество жидкого кислорода; поступающего в газогенератор в соответствии с командами, задаваемыми системой РКС;
– поддерживает постоянным расход жидкого кислорода, поступающего в газогенератор, при неизменной настройке.
Основные технические данные
Давление окислителя на входе в регулятор | 100 кГ/см2 |
Давление окислителя на выходе из регулятора | 70 кГ/см2 |
Расход окислителя через регулятор | 1 кг/с |
Сухая масса регулятора | 4,5 кг |
Крутящий момент на валу, не более | 0,5 кГ×м |
Конструкция регулятора
Регулятор состоит из двух основных частей, регулирующей и настроечной, размещенных в корпусе (4).
Корпус. Корпус (4) регулятора представляет собой сварную конструкцию, состоящую из корпуса настроечной и регулирующей частей и кожуха.
К корпусу приварены штуцер подвода жидкого кислорода (вход «О»), штуцер замера давления в надсильфонной полости и штуцер дренажа кислорода из пакета уплотнения. Штуцер замера давления используется только для настройки регулятора; перед установкой регулятора на двигатель штуцер заглушен. Все элементы корпуса изготовлены из нержавеющей стали 1Х18Н9Т; кожух изготовлен из листового материала штамповкой с последующей сваркой, а корпус регулирующей и настроечной части – штампованный с последующей механической обработкой.
К корпусу тремя шпильками крепится переходник (1). Между переходником и корпусом установлена прокладка (3), которая выполнена из текстолита и служит для уменьшения теплоотдачи от электропривода (на чертеже не показан) к регулятору. В переходнике имеется окно с риской, относительно которой фиксируется угол поворота винта (2) по установленному на нем лимбу (26), который разбит на 360° с ценой деления 2°. Привод закрепляется на фланце переходника (1) при помощи трех шпилек. Ввернутый в корпус запорный штуцер (17) предназначен также для отвода жидкого кислорода из регулятора.
Настроечная часть. К элементам настроечной части регулятора относятся винт (2) с вилкой и лимбой (26), втулка (24), стакан (10) с резьбовой втулкой (25), пружина (11) с тарелью (22), настроечный винт (18) с тарелью и пружиной (15), а также унифицированный пироузел. Пироузел предназначен для перевода регулятора с одного режима работы на другой, его элементами являются шток (8) с поршнем (7), корпус (5), стакан (6) и направляющая (9). Пироузел установлен на корпусе регулятора и закреплен при помощи запорного штуцера. Шток пироузла входит в отверстие в стакане (10), таким образом фиксируется номинальное положение стакана, а следовательно, и иглы (19). При срабатывании пироузла шток (8) выходит из зацепления со стаканом, при этом усилием пружины (11) узла (19) перемещается влево, занимая новое номинальное положение.
Втулка (24) фиксируется от проворачивания относительно винта (2) при помощи стопора (27) и стопорного кольца (28) (место I, вид А).
Регулирующая часть. Основными элементами регулирующей части являются чувствительный элемент, состоящий из сильфона (14) с пружиной (15), и исполнительные элементы – подвижная втулка (13) и игла (19). Сильфон однослойный, изготовлен из нержавеющей стали X18Н9Т и приварен к стакану (16) роликовой короткоимпульсной сваркой. Направляющая гильза (12), установленная в корпусе (4), имеет профилированные окна.
Для отделения кислородной полости от полости привода между иглой (19) и гильзой (12) установлен пакет уплотнений из фторопластовых колец. Поджатие колец обеспечивается втулками (20) и гайкой (21). Подвижная втулка (13), игла (19), винт (2) и резьбовая втулка (25) выполнены из стали ЭИ69, сохраняющей удовлетворительную ударную вязкость при температуре жидкого кислорода. Для повышения поверхностей твердости и антикоррозионной стойкости детали из стали ЭИ69 азотируются.
Работа регулятора
Регулирующая часть обеспечивает поддержание постоянного расхода жидкого кислорода в газогенератор, а настроечная часть – изменение расхода жидкого кислорода в газогенератор.
Работа регулирующей части. Окислитель попадает в регулятор через штуцер и проходит последовательно через два дросселирующих сечения: регулирующее сечение f и сечение настройки S. Перепад давления в сечении S, заранее установленный при отладке на гидростенде путем затяжки настроечной пружины (15) винтом (18), во время работы регулятора поддерживается постоянным. Неизменное сечение S при постоянном перепаде определяет постоянство расхода окислителя через регулятор, т.е. неизменность работы газогенератора.
Постоянный перепад давления в сечении S обеспечивается сильфоном (14), к которому приварена подвижная втулка (13). На сильфон действует с наружной стороны давление компонента перед иглой, а с внутренней стороны давление компонента и сила затяжки пружины (15), величина которой регулируется винтом (18). При равенстве этих сил сильфон находится в равновесии и сечение остается неизменным. Увеличение давления кислорода на входе в регулятор приводит к нарушению указанного равновесия сил, к деформации сильфона и перемещению подвижной втулки (13) вправо. Это перемещение втулки уменьшает проходное сечение и, следовательно, увеличивает перепад давления на нем. Перепад давления на головке иглы (19) (в сечении S) становится близким к первоначальному, таким образом расход через регулятор остается практически неизменным.
При уменьшении давления на входе в регулятор втулка перемещается влево, проходное сечение f увеличивается и в результате перепад давления в сечении f уменьшается. Перепад давления в сечении S становится близким к первоначальному и расход через регулятор, а следовательно, на газогенератор остается неизменным.
Работа настроечной части. Изменение настройки регулятора (изменение расхода окислителя в газогенератор) в пределах ±15 % от номинального значения производится путем изменения проходного сечения S. Перенастройка регулятора производится электроприводом по сигналу от системы РКС посредством вращения винта (2), в результате чего игла (19) перемещается вправо или влево. Игла имеет специальную профилированную головку, обеспечивающую необходимое изменение площади отверстия S от хода иглы, что в сочетании с определенным шагом винта обеспечивает нужную характеристику регулятора и заданный диапазон регулирования.
С целью уменьшения импульса последействия перед отсечкой тяги двигатель переводится на пониженный режим работы. При этом регулятор переводится на режим работы без дросселирования в сечении S, для чего срабатывает унифицированный пироузел, его шток (8) выходит из зацепления со стаканом (10), стакан вместе с иглой (19) перемещается вправо до упора в ограничительный винт.
Материалы
Материалы, из которых изготовлены основные детали регулятора, приводятся в таблице.
Деталь | Материал |
Корпус (4), сильфон (14), штуцера, переходник (1), стакан (10) | Ст. Х18Н9Т |
Подвижная втулка (13), тарель (22), игла (19), винты (2), (25), втулки (20) | Ст. ЭИ69 |
Уплотнительные кольца | Фторопласт-4 |
Переходник (3) | Текстолит |
Регулятор расхода системы РКС двигателя 8Д719
([2], листы 38, 39)
Регулятор расхода является статическим регулятором прямого действия с переменной настройкой. Он является исполнительным устройством системы РКС и служит для поддержания требуемого режима работы двигателя, а также для перевода его на новый режим работы. Регулятор устанавливается на линии окислителя между насосом и газогенератором. Регулирование тяги двигателя основано на поддержании с помощью регулятора требуемого режима работы газогенератора. Изменение тяги двигателя обеспечивается переводом газогенератора на новый режим работы путем изменения давления окислителя после регулятора. С изменением давления окислителя после регулятора изменяется расход газов через газогенератор, что приводит к изменению числа оборотов ТНА. Это, в свою очередь, приводит к изменению напора и производительности насосов, а следовательно, и давления в камере сгорания.
Основные технические данные
Давление на входе в регулятор на номинальном режиме | 64 кГ/см2 |
Давление на выходе из регулятора на номинальном режиме | 49,5 кГ/см2 |
Максимальный крутящий момент на винте регулятора при работе, не более | 0,25 кГ×м |
Масса регулятора сухая, не более | 3,2 кг |
Конструкция регулятора
Регулятор состоит из двух основных частей, регулирующей и настроечной, размещенные в корпусе.
Корпус. Корпус регулятора представляет собой сварную конструкцию, состоящую из корпуса настроечной части (10), кожуха (9), корпуса регулирующей части (3) и переходника (13). Межрубашечное пространство, образованное кожухом (9) и корпусом (10), служит для прокачки через штуцера (30) и (31) жидкого кислорода при предстартовом захолаживании регулятора.
К корпусу настроечной части тремя шпильками крепится переходник (13). Между переходником и корпусом установлена прокладка (12), которая выполнена из текстолита и служит для уменьшения теплопередачи от привода (на чертеже не показан) к регулятору. В переходнике (13) имеется окно с риской, относительно которой фиксируется угол поворота винта (11) по установленному на нем лимбу. Привод закрепляется на фланце (15); при стыковке привода с регулятором устанавливаются кольца (14) и (16) с выступами, служащие механическими упорами вала привода для ограничения диапазона регулирования двигателя.
На корпусе регулирующей части (3) имеются штуцера (1) и (2) подвода окислителя к регулятору и отвода его в газогенератор. Кожух (9) изготовлен из листового материала, корпус настроечной части (10) – литьем с последующей механической обработкой, а корпус (3), переходник (13), фланец (15) и кольца (14), (16) – механической обработкой из прутка. Все указанные детали корпуса изготовлены из нержавеющей стали.
Настроечная часть. К элементам настроечной части регулятора относятся настроечная пружина (6) с тарелью (7), в которой установлен подпятник (8), винт (11) с вилкой (17) и лимбом, ввернутый в стакан (20), пружина (21), опорными элементами которой являются упорный подшипник (22) и гайка (19). С помощью пружины (21) уменьшается осевая сила, которая действует на винт (11) со стороны настроечной пружины (6). Гайкой (19) регулируется величина затяжки пружины (21). Для улучшения антифрикционных качеств резьбового соединения винта (11) со стаканом (23) установленная в стакане резьбовая втулка изготовлена из бронзы. Направляющей деталью для стакана (23) является резьбовая втулка, ввернутая в корпус настроечной части (10). Стакан (23) фиксируется в корпусе стопором (24).
Регулирующая часть. Чувствительность элементом регулирующей части является сильфон (26) с пружиной (27), а исполнительным элементом – игла (29). Сильфон трехслойный, изготовлен из нержавеющей стали. К торцам сильфона с помощью роликовой короткоимпульсной сварки приварены кольца, образуя вместе с сильфоном сильфонный узел.
Левым торцем сильфонный узел фиксируется в корпусе регулирующей части при помощи резьбовой втулки (28). Правый торец сильфонного узла при помощи резьбового соединения жестко связан с тарелью (5). Пружина изготовлена из стальной проволоки, термообработана и кадмирована для увеличения антикоррозионной стойкости.
Дросселирующий профиль иглы (29) имеет коническую форму. Направляющая часть иглы для уменьшения поверхности трения (сопротивления) имеет два центрирующих пояска (см. место III), по которым она соприкасается с внутренней поверхностью гильзы (4). Этим также достигается меньшая вероятность заклинивания иглы. Игла прижимается к сильфонному узлу с помощью пружины (27). Тарель, на которую опирается пружина (27) своим правым торцем, служит одновременно ограничителем величины сжатия сильфона. Ход сильфона на сжатие определяется величиной зазора между торцами тарели и гильзы. Гильза закреплена в корпусе регулирующей части с помощью штуцера (1).
Работа регулятора
Регулирующая часть обеспечивает поддержание требуемого режима работы газогенератора, а настроечная часть – управление режимами работы газогенератора.
Перед запуском двигателя с целью охлаждения регулятора в его межрубашечное пространство подается окислитель, который подводится через штуцер (31), а через штуцер (30) отводится на слив в бак. При пуске двигателя доступ окислителя в межрубашечное пространство регулятора прекращается.
Поддержание режима работы газогенератора. Окислитель из насоса входит в регулятор через штуцер (1) и попадает в полость высокого давления П1. Из полости высокого давления окислитель, дросселируясь в сечении между иглой (29) и кромкой седла гильзы (4), поступает в полость пониженного давления П2 и далее через штуцер (2) отводится к газогенератору. Часть окислителя из полости П2 по зазору между корпусом (3) и гильзой (4) попадает в полость сильфонного узла. Под действием силы давления окислителя сильфон растягивается, сжимая пружину (6) до тех пор, пока усилие, развиваемое пружиной, не сравняется с действующей на нее силой давления жидкости. В результате возникнет равновесие сил, и игла (29), связанная с сильфонным узлом, займет положение, которое требуется для получения необходимого выходного давления. Если давление на выходе из: насосов по какой-либо причине изменится, например, возрастет, то возрастет и давление окислителя в сильфонной полости регулятора. Равновесие сил системы нарушится и сильфон начнет растягиваться, сжимая пружину (6) до тех пор, пока не восстановится равновесие сил системы, но уже при таком положении иглы, которое уменьшает проходное сечение. В результате этого давление окислителя на выходе из регулятора уменьшится, что приведет к уменьшению расхода газа через газогенератор и, следовательно, к восстановлению необходимого числа оборотов ТНА. Таким образом, на выходе из насосов вновь установится давление, определяемое усилием задающей пружины (6).
Управление режимами работы газогенератора. Управление режимами работы газогенератора обеспечивается настроечной частью регулятора с приводом. Вал привода находится в зацеплении с вилкой (17) винта (11). При повороте вилки винт, вращаясь в резьбовой втулке (25), перемещается и тем самым поджимает или опускает задающую пружину (6), увеличивая или уменьшая усилие, с которым она действует на сильфонный узел. Равновесие сил системы нарушается и игла или опускается, увеличивая расход окислителя в газогенератор, или поднимается, уменьшая расход. Это вызывает, в свою очередь, или увеличение давления на выходе из насосов, или уменьшение его. Двигатель, таким образом, переводится на новый режим работы.
Контрольные вопросы:
1. Поясните назначение регулятора расхода системы РКС двигателя 8Д46.
2. Перечислите основные технические данные регулятора расхода системы РКС двигателя 8Д46.
3. Опишите конструкцию регулятора расхода системы РКС двигателя 8Д46.
4. Поясните принцип работы регулятора расхода системы РКС двигателя 8Д46.
5. Из каких материалов выполнены основные элементы регулятора расхода системы РКС двигателя 8Д46?
6. Поясните назначение регулятора расхода жидкого кислорода системы РКС двигателя 8Д715.
7. Перечислите основные технические данные регулятора расхода жидкого кислорода системы РКС двигателя 8Д715.
8. Опишите конструкцию регулятора расхода жидкого кислорода системы РКС двигателя 8Д715.
9. Поясните принцип работы регулятора расхода жидкого кислорода системы РКС двигателя 8Д715.
10. Из каких материалов выполнены основные элементы регулятора расхода жидкого кислорода системы РКС двигателя 8Д715?
11. Поясните назначение регулятора расхода системы РКС двигателя 8Д719.
12. Перечислите основные технические данные регулятора расхода системы РКС двигателя 8Д719.
13. Опишите конструкцию регулятора расхода системы РКС двигателя 8Д719.
14. Поясните принцип работы регулятора расхода системы РКС двигателя 8Д719.