МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Регулятор постоянства давления двигателя С–155
([2], листы 28, 29)
Регулятор предназначается для поддержания постоянства заданного давления в магистралях.
Конструкция регулятора
Регулятор состоит из двух основных элементов:
1. Регулирующего мембранного узла, включающего в себя: корпус (1); два штуцера (9) и (30); мембрану с жестким центром (35), иглой (34) и пружиной (32); крышку корпуса (2) со штуцером (3), соединенную с корпусом при помощи шести болтов (4) и гаек (11).
2. Исполнительного органа, включающего в себя корпусы (13), (18), (21); клапан (19); соединительную гайку (23); тройник (22); поршень (27); шток (17); пружину (25).
Для обеспечения герметичности соединения всех элементов конструкции регулятора применяются резиновые уплотнения (5), (12), (16), (20), (24), (31). Уплотнение поршня (27) относительно корпуса (13) обеспечивается тремя кольцевыми уплотнениями (28). Уплотнение мембранного узла обеспечивается кольцевыми выточками (вид II).
Материал корпуса – АЛ-6, пружины – ХВГ, мембраны – 12Х18Н9Т.
Схема работы регулятора
В функциональном отношении регулятор включает в себя три последовательно связанных элемента:
1) мембранный узел, работающий на перепаде давления;
2) поршень;
3) сливной клапан.
Связь между этими элементами:
а) мембрана – поршень – через воздушную подушку;
б) поршень – клапан – через шток, опирающийся на сферическое гнездо в клапане и жестко связанный с поршнем посредством пружины (25).
Принцип взаимодействия элементов заключается в следующем.
На мембранный узел одновременно воздействуют снизу давление воздуха, который подводится через специальный штуцер (6) и фильтр (7), а сверху давление компонента, который отбирается из магистрали через штуцер и по специальному трубопроводу к штуцеру (3) подводится в надмембранную полость. При нарушении равновесия между этими давлениями, например, в случае понижения давления компонента, мембрана перемещается вверх, при этом пружина (32) приподнимает игольчатый золотник (вид I), который открывает подачу воздушного давления в полость над поршнем (27). Поршень преодолевает силу упругости пружины (25) и силу разности давления компонента на эффективную площадь клапана (19) до тех пор, пока давление в магистрали компонента не возрастет до заданного.
В случае повышения давления сверх заданного игольчатый золотник уменьшает доступ воздуха в полость над поршнем (27). Из этой полости воздух постоянно стравливается через дросселирующее устройство (29). В рассматриваемом случае давление над поршнем падает. Благодаря этому поршень (27) вместе со штоком (17) и клапаном (19) усилием пружины (25) и давлением на клапан компонента поднимает его вверх, сливной клапан (19) открывается до тех пор, пока давление жидкости в магистрали не уменьшится до заданного значения.
Регулятор постоянства давления двигателя 4Е60
([2], лист 55)
Регулятор предназначается для поддержания постоянства заданного давления в магистралях.
Конструкция регулятора
Регулятор состоит из двух основных элементов:
1. Регулирующего мембранного узла, включающего в себя: корпус (1); два штуцера (9) и (30); мембрану с жестким центром (35), иглой (34) и пружиной (32); крышку корпуса (2) со штуцером (3), соединенную с корпусом при помощи шести болтов (4) и гаек (11).
2. Исполнительного органа, включающего в себя: корпусы (13), (18), (21); клапан (19); соединительную гайку (23); тройник (22); поршень (27); шток (17); пружину (25).
Для обеспечения герметичности соединения всех элементов конструкции регулятора применяются резиновые уплотнения (5), (12), (16), (20), (24), (31). Уплотнение поршня (27) относительно корпуса (13) обеспечивается тремя кольцевыми уплотнениями (28). Уплотнение мембранного узла обеспечивается кольцевыми выточками (вид II).
Материал корпуса – АЛ-6, пружины – ХВГ, мембраны – 12Х18Н9Т.
Схема работы регулятора
В функциональном отношении регулятор включает в себя три последовательно связанных элемента: мембранный узел, работающий на перепаде давления, поршень, сливной клапан.
Связь между этими элементами:
а) «мембрана – поршень» – через воздушную подушку;
б) «поршень – клапан» – через шток, опирающийся на сферическое гнездо в клапане и жестко связанный с поршнем посредством пружины (25).
Принцип взаимодействия элементов заключается в следующем. На мембранный узел одновременно взаимодействуют снизу давление воздуха, который подводится через специальный штуцер (6) и фильтр (7), а сверху давление компонента, который отбирается из магистрали через штуцер и по специальному трубопроводу и штуцеру (3) подводится в надмембранную полость. При нарушении равновесия между этими давлениями, например, в случае понижения давления компонента, мембрана перемещается вверх, при этом пружина (32) приподнимает игольчатый золотник (вид I), который открывает подачу воздушного давления в полость над поршнем (27). Поршень преодолевает силу упругости пружины (25) и силу разности давления компонента на эффективную площадь клапана (19) до тех пор, пока давление в магистрали компонента не возрастет до заданного. В случае повышения давления сверх заданного игольчатый золотник уменьшает доступ воздуха в полость над поршнем (27). Из этой полости воздух постоянно стравливается через дросселирующее устройство (29). В рассматриваемом случае давление над поршнем падает. Благодаря этому поршень (27) вместе со штоком (17) и клапаном (19) усилием пружины (25) и давлением на клапан компонента поднимает его вверх, сливной клапан (19) открывается до тех пор, пока давление жидкости в магистрали не уменьшится до заданного значения.
Регулятор давления двигателя Р01
([2], лист 46)
Регулятор давления служит для поддержания требуемого давления на линии перепуска окислителя из регулятора тяги (см. Л.Р. № 10) при изменении давления перед насосом «О».
Принцип действия регулятора основан на изменении дросселирующего сечения при нарушении равновесия действующих на мембрану сил от входного давления окислителя, с одной стороны, и от затяжки пружины, с другой.
Регулятор давления представляет собой перепускной клапан с мембранным чувствительным, силовым и исполнительным элементом.
Основные технические данные
Наименование, размерность | Режимы | |
миним. | макс. | |
Расход через регулятор, кг/с | 0,08 | 0,25 |
Давление, поддерживаемое на входе в регулятор, кГ/см2 | 12 | 14 |
Описание конструкции
Регулятор давления состоит из следующих основных деталей: корпуса (1) и стакана (6), соединенных накидной гайкой (3).
Между корпусом и стаканом зажата мембрана (4).
В стакане помещена пружина (7) между двумя тарелями (5) и (8). В стакане же устанавливается винт регулирующий (10) с фиксатором (12) и пружинным кольцом (11). Снаружи полость стакана закрыта гайкой глухой (9).
return false">ссылка скрытаВ корпусе ввернуты штуцера входа (2) и выхода (13).
В местах установки штуцеров и гайки (9) имеются герметизирующие прокладки.
Корпус и стакан выполнены из алюминиевых сплавов.
Мембрана служит чувствительным, силовым и исполнительным элементом регулятора. Она реагирует на изменение входного (и в меньшей мере – выходного) давления окислителя и изменяет дросселирующий зазор (зазор h – между торцем выходного отверстия корпуса и мембраной) регулятора. Мембрана имеет один кольцевой гофр и выполнена из нержавеющей стали.
Настроечным элементом регулятора является пружина, выполненная из специальной пружинной стали. От затяжки пружины зависит величина входного давления окислителя, которое поддерживает регулятор.
Винт регулировочный служит для изменения затяжки пружины и после настройки регулятора контрится фиксатором, который, в свою очередь, предохраняется от выпадания пружинным кольцом, вставляемым в проточку винта. Гайка глухая служит для изоляции полости пружины от окружающей среды.
Для повышения антикоррозионной стойкости алюминиевые корпус и стакан анодированы, а пружина – кадмирована.
Работа регулятора давления
Регулятор давления устанавливается на линии перепуска окислителя из регулятора тяги двигателя на вход в насос «О» и работает следующим образом.
После пуска двигателя давление окислителя на входе в регулятор возрастает. При достижении определенной величины входного давления мембрана прогибается, дополнительно сжимая пружину, и окислитель, сливаемый из регулятора тяги, перепускается на вход в насос «О».
На заданном режиме работы двигателя сила от сжатия пружины регулятора уравновешивается силой от давления окислителя на мембрану. С увеличением расхода окислителя через регулятор (при переходе на более высокий режим) давление его на входе возрастает, мембрана еще более прогибается, дополнительно сжимая пружину и увеличивая дросселирующий зазор. При этом давление на входе регулятора почти возвращается к прежнему уровню (чуть больше).
С уменьшением расхода окислителя через регулятор мембрана прикрывает дросселирующий зазор. При этом давление на входе в регулятор также возвращается к почти прежнему уровню (чуть меньше).
При уменьшении давления на выходе из регулятора мембрана прикрывает дросселирующий зазор, при увеличении давления на выходе – раскрывает его. В обоих случаях давление на входе в регулятор практически не изменяется.
Материалы
Основные детали регулятора давления выполнены из следующих материалов, указанных в таблице.
Деталь | Материал |
Корпус | ал. спл. АК6 |
Стакан | ал. спл. Д16Т |
Мембрана | ст. Х18Н9Т |
Пружина | ст. 50ХФА |
Контрольные вопросы:
1. Поясните назначение регулятора постоянства давления двигателя С-155.
2. Опишите конструкцию регулятора постоянства давления двигателя С-155.
3. Поясните принцип работы регулятора постоянства давления двигателя С-155.
4. Из каких материалов выполнены основные элементы регулятора постоянства давления двигателя С-155?
5. Поясните назначение регулятора постоянства давления двигателя 4Е60.
6. Опишите конструкцию регулятора постоянства давления двигателя 4Е60.
7. Поясните принцип работы регулятора постоянства давления двигателя 4Е60.
8. Из каких материалов выполнены основные элементы регулятора постоянства давления двигателя 4Е60?
9. Поясните назначение регулятора давления двигателя Р01.
10. Перечислите основные технические данные регулятора давления двигателя Р01.
11. Опишите конструкцию регулятора давления двигателя Р01.
12. Поясните принцип работы регулятора давления двигателя Р01.
13. Из каких материалов выполнены основные элементы регулятора давления двигателя Р01?